Глава 1. Теоретические аспекты лидерства
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА 1. 1Понятие «лидерства» и его типы Лидерство имеет множество определений. С одной стороны это искусство мотивировать других людей бороться за общие цели (Кузес и Познер). С другой стороны это способность переводить видение в реальность (Уоррен Беннис). Так же это умение «поднять» человека к высоким стремлениям, повысить его производительность, помочь выйти за обычные ограничения (Питер Друкер). Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господство – подчинение. Значимость лидерства для руководства проектом затрагивает важный вопрос о влиянии на данное явление. Лидерство требует управления, то есть необходимо видеть и выделять таких людей, развивать конструктивных и устранять деструктивных. На сегодняшний день в мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Данное понятие подразумевает не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Очень многие сейчас подвластны влиянию других людей, таких как медийные личности, модели, блогеры, а так же влиянию трендов. В погоне за всеми этими факторами, можно достичь того уровня, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности и самостоятельности в определении каждого шага своей жизни, таким образом, понятия «наша жизнь» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры или общества.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, это понятие рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других. С другой – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. В любой группе людей, объединенных для достижения общей цели, выделяют два типа лидерства: формальный и неформальный (так же можно сказать явный и скрытый). Явным лидером, первостепенно, является человек, стоящий во главе объединения (руководитель проекта). На первых порах участники группы вынуждены слушать его, так как именно этот человек изначально проявил инициативу и первый выдвинул идеи. В ходе совместной деятельности нередко появляется скрытый или неформальный лидер, идеи которого для коллектива становятся первостепенными. Неформальный лидер — это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но благодаря определенным качествам личности в сочетании с жизненным опытом и поведением занял особое положение в коллективе. Он имеет влияние на окружающих, большее, чем непосредственный руководитель. С появлением второго типа лидерства, настоящему руководителю очень важно быстро среагировать и выявить его. В случае если у неформального и формального лидера интересы не совпадают, в коллективе может произойти недопонимание. В дальнейшем это повлечет за собой необратимые последствия: авторитет формального лидера полностью пропадет, команда будет действовать в другом направлении, проект не будет развиваться или полностью изменит вектор своей деятельности. Если же руководитель вовремя выделил скрытого лидера, то он может грамотно повлиять на такого члена команды, тем самым повысив продуктивность коллектива.
Так же существует другое развитие событий, которое, к сожалению, встречается очень редко. Формальный лидер занимает обе позиции и остается главным двигателем проекта. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются гораздо выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Чтобы руководителю соответствовать и поддерживать данную позицию в коллективе, ему должны быть присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако исследования показали, что не каждый лидер обладает всеми этими качествами, и наоборот, человек, рядовой член группы, может обладать данными качествами и не быть лидером. Таким образом возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой двигателем проекта становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности и опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|