Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2Виды и стили лидерства. 1.3Степень значимости сплоченного коллектива




1. 2Виды и стили лидерства

 

В зависимости от сферы деятельности, в которой развивается конкретный проект, важно учитывать стиль правления, в котором отражается характер ведения дела со стороны его лидера. В данном случае идет речь об авторитарном, демократическом и попустительском виде лидерства.

Когда идет речь об авторитарном стиле правления, человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник — «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

В случае демократического стиля начальник работает в контакте с командой. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Последний вид подразумевает, что лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

Так же, помимо стиля правления, важную роль имеет личный характер формального лидера. В данном случае можно выделить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-техника.

Лидер-организатор зачастую все берет в свои руки. Ему не свойственно просить помощь других, чаще всего он не сторонник замов, в его управлении существует только понятие организатор и исполнитель. В случае данного типа лидерства очень важно уметь распределять нагрузку. Таким руководителям свойственно возлагать на себя слишком много обязанностей из-за чего в итоге может быть сорван весь проект.

Лидер-инициатор – это человек-идея. Новые проекты, новые идеи по реализации проекта, новые люди в коллективе, модернизация. Такого рода руководители способны на неожиданные открытия в сфере бизнеса и выход за рамки. К сожалению, не всегда команда способна успевать за активностью своего лидера. Такой руководитель требует большой отдачи от своих подчиненных, ставит им завышенные планки. В этом случае очень важно грамотно распределять нагрузку среди членов команды, при необходимости расширять штаб, но не в ущерб бюджету проекта.

Лидер-эрудит наделен исключительной памятью, отличается повышенным вниманием к деталям и стремлением к упорядоченности, предпочитает не показывать свою широкую информированность. Окружающие считают его добросовестным и педантичным, но недостаточно решительным в суждениях. В организации под управление такого типа лидера может произойти недопонимание между управляющим и сотрудниками. Такому руководителю присуще недооценивать членов своей команды, что может сказать на общей атмосфере в коллективе.

Лидер-техник исходит из реальных оценок своих возможностей, не берется за проблемы, которые не в состоянии решить; способен воплощать в жизнь плохо оформленные решения других. По мнению окружающих, честен, чуток в понимании оттенков поведения своих коллег. Такому начальнику свойственно делегирование полномочий. Он внимательно следит за процессом осуществления деятельности, но при этом остается в стороне при ее реализации. В данном случае очень важен грамотный подбор персонала.

На первый план лидер ставит нравственные критерии, а руководитель занимается функциями контроля и распределения. Нравственные же критерии формируются у человека в ходе его жизни. Воспитание, окружающее общество, привитые родителями интересы, жизненный опыт – все это формирует нравственную составляющую индивиды. Лидер умело рассматривает и анализирует реальную деятельность. Решения принимаются на основе определённых программ, действий и формирования линий поведения человека. Из этого следуют:

¾ лидер мобилизует силы и средства всей организации;

¾ лидер договаривается со своими подчинёнными;

¾ он достигает поддержки всей группы, или её большей части для организации принятия решений.

В обязанности руководителя входит:

¾ управление;

¾ планирование;

¾ мотивация;

¾ деятельности подчиненных;

¾ организации в целом.

 

 

1. 3Степень значимости сплоченного коллектива

 

Команда – слово определяющее успех проекта. Коллектив – это группа лиц, объединенных общими интересами для достижения одной цели.

Для успешной реализации проекта и так же для создания организации крайне важно иметь грамотную и слаженную команду (коллектив). Во-первых, участники объединения должны являться специалистами в конкретных областях. При идеальных условиях руководитель, он же лидер, должен разбираться во всех областях, касающихся конкретного проекта. Но даже в этом случае один человек не справится с реализацией идеи, так как это требует огромной отдачи, большого количество энергии и времени. Чтобы предусмотреть все нюансы, риски, возможности и другие детали, необходима консультация специалистов по каждому из факторов. На первых ступенях создания проекта нет необходимости создавать целые отделы, достаточно собрать команду, в которой будут присутствовать хотя бы 1-2 профессионалов в конкретных сферах. Во-вторых, крайне важна внутренняя атмосфера в коллективе. Перед началом работы, руководителю проекта следует познакомить всех участников группы и обсудить цели предстоящей им деятельности. Для проведения данного мероприятия следует выбрать место, не связанное с проектом. Это может быть ресторан, банкетный зал или уютное кафе. Такого рода помещения способствуют приятной атмосфере, поэтому участникам будет проще найти общий язык и «подружиться».

При создании команды, для начала необходимо ответить на три вопроса:

1. Для достижения какой цели делаем команду? Все начинается с цели. Если руководитель хочет создать истинную команду, то цель должна быть четко озвучена, написана и иметь ресурсный прогноз достижения.

2. Под кого делаем команду? Просто так, не под кого команда в бизнесе, обществе, политике не делается. Обязательно есть руководитель, который должен будет постепенно переходить на командный стиль управления.

3. Каковы критические точки нашего внимания, которые будут показывать изменения при создании команды? По сути, это критерии и их должно быть немного. Так как изменения в команде системны, то это могут быть такие критерии, как уровень принятия миссии, целей и ценностей, изменения в межличностных отношениях, межгрупповых отношениях, операционных процессах.

Ответив на эти вопросы, руководитель уже на стадии поисков кандидатов поймет, какая должна быть его команда, проанализирует весь спектр специалистов, необходимых для начала работы и разработает план по их знакомству.

Грамотный лидер не оставит свою команду и в момент реализации проекта. Чтобы поддерживать ее в тонусе и разрешать конфликтные ситуации нужно быть в курсе взаимоотношений в команде. В данной ситуации на лидера накладывается очень много обязанностей и ответственности. Помимо постановки целей, распределения обязанностей и мотивации, ему необходимо все время быть вместе с коллективом, понимать поведение его участников и предусматривать критические моменты до их наступления.

Нередко происходят ситуации, когда в ходе осуществления деятельности в коллективе происходит разлад. К сожалению это может случиться даже в случае, когда первая встреча прошла успешно. В момент совместной работы, члены команды начинают лучше узнавать друг друга, но так или иначе их связывает единственный фактор – проект. После завершения проекта, чаще всего его участники расходятся. Можно ли в таком случае утверждать, что они были командой? Чтобы это понять рассмотрим Рисунок 1.

Рисунок 1 – Колесо команды

 

Данная диаграмма отражает высший уровень командного воздействия. К сожалению, далеко не каждый может сказать, что работал в такой команде. Почему подобное происходит? Вероятнее всего это связано с тем, что человеческим сообществам подобное взаимодействие в длительном периоде времени не свойственно. Команда с перечисленными выше свойствами ― это специально созданная искусственная организация людей, ограниченная во времени. Ее можно создать и поддерживать до того момента, как цель будет достигнута. Потом объединение или частично распадется, или переформируется под новые цели. В любом случае, это будет уже не команда, а другое, более привычное, образование.

Таким образом, отвечая на заданный выше вопрос, можно сказать, что в момент совместной деятельности, при указанных критериях, группа людей, объединенная для достижения общей цели, будет являться командой. В зависимости от руководства лидера данной программы зависит то, насколько коллектив будет сплоченный. Люди, действующие в благоприятных для работы условиях, будут наиболее эффективным двигателем проекта и смогут воплотить в реальность все идеи и цели. В то же время, благоприятные условия создают атмосферу, способствующую сплоченности коллектива. Сплоченная команда – это группа людей, действующая в одних интересах, члены которой всегда готовы прийти на помощь друг другу. Лидер так же является частью коллектива. Его влияние, поведение и отношение к проекту играют важнейшую роль в создании, осуществлении, поддержании и развитии идеи.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...