Глава I. Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ГАПОУ СМПК)
Выпускная квалификационная работа
«Использование сюжетно-ролевых игр в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Работа допущена к защите «___»_____________2022 г. Председатель П(Ц)К: _________ М. М. Воробьева
Стерлитамак, 2022 Содержание Введение. .. ……………………………………………………………….. …….... 3 Глава I. Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх……………. …. … 6 1. 1. Характеристика процесса воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………….. ……... ………….. 6 1. 2. Сюжетно-ролевые игры как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста... …………………... …………………. 14 Выводы по первой главе…………………... ……………………………. …..... 30 Глава II. Опытно-практическая работа по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх………..... 31 2. 1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 31 2. 2. Организация работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…….. ………………….. …. 39
2. 3. Повторная диагностика и сравнительный анализ результатов опытно-практической работы……………………... ……………………………………. 44 Выводы по второй главе……………………………………………………...... 49 Заключение…………………………………………………………………........ 50 Список литературы………………………………………………………........... 52 Приложение Введение Актуальность исследуемой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития самостоятельности детей. Интерес к изучаемой проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования активной, самостоятельности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн). Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г. А. Балл, П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н. С. Кривова, А. А. Люблинская, К. П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т. И. Горбатенко, Д. В. Ольшанский, Н. А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т. Н. Филютина).
Сюжетно-ролевая игра является самой интересной для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать «желаемые события». Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей, имеют важное значение в их развитии и воспитании. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сюжетно-ролевые игры, являются источником формирования социального сознания ребенка и развития самостоятельности. Исходя из вышеперечисленного, была определена тема исследования: «Использование сюжетно-ролевых игр в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: выявить возможности использования сюжетно-ролевых игр в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста будет успешным, если: – охарактеризовать процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста; – будут выявлены и учтены в последующей работе особенности процесса воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста; – будут выявлены и использованы специальные методы, способствующие воспитанию самостоятельности с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Охарактеризовать процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить эффективные методы и приемы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать апробировать серию сюжетно-ролевых игр, направленных на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: – теоретические (изучение, анализ, систематизация, обобщение информации по теме исследования); – эмпирические (изучение педагогической документации, педагогический эксперимент); – статистические (математическая обработка количественных данных по результатам диагностики детей). Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы студентами специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование в процессе прохождения производственной практики и воспитателями дошкольных образовательных организаций. База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Глава I. Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|