Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




Анализ литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения изучалась и изучается многими отечественными и зарубежными педагогами и психологами.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г. А. Балл, П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н. С. Кривова, А. А. Люблинская, К. П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т. И. Горбатенко, Д. В. Ольшанский, Н. А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т. Н. Филютина)

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки.

Игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений. Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. Грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

Использование сюжетно-ролевую игру для воспитания самостоятельности у старших дошкольников вполне оправдывает себя. Проводимая работа по формированию самостоятельности, предупреждает и устраняет несовершенства у детей старшего дошкольного возраста, даёт возможность успешно проводить сюжетно-ролевые игры.

Апробация занятий по формированию самостоятельности через сюжетно-ролевую игру у детей старшего дошкольного возраста проходила на базе МАДОУ «Детский сад № 1» городского округа город Стерлитамак.

В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. По данным первичной диагностики пришли к выводу, что уровень самостоятельно недостаточно высок.

 Для повышения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста был реализован комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевых игр. После апробации занятий провели повторную диагностику, результаты показали положительную динамику в формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Это говорит о результативности проведенной работы.

Таким образом, цель исследования достигнута, в ходе решения задач гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

1. Акимова Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева – СПб. Речь, 2015. – 245 с.

2. Андреева Т. В. Семейная психология / Г. В. Андреева – СПб. : Речь, 2014. – 213 с.

3. Аксарина Н. М. Воспитание детей / Н. М. Аксарина – М. : Просвещение, 2013. – 47 с.

4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В. Н. Белкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015–270 с.

5. Белошистая А. В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома/ Белошистая А. В., Жукова О. Г. – Детский сад от А до Я, 2013. – 148 с.

6. Блонский П. П. Игры в дошкольном возрасте. – М. : Просвещение. 2013. – 185с.

7. Блонский П. П. Педология. Дошкольный возраст. / Блонский П. П. – М. : Просвещение. 2013. –119 с.

8. Вифлеемский, А. Б. Новый закон «Об образовании в РФ» и дошкольное образование/А. Б. Вифлеемский –  ­Педагогика – 2013. – 19с.

9. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. Журнал «Виноград». – 2014. – № 37. – 20–23 с.

10. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб. : Питер, 2014. – 240 с.

11. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб. : Питер, 2015. – 272 с.

12. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений / В. Г. Нечаева. М. : Педагогика, 2012. –187 с.

13. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. / Т. В. Гуськова. Дошкольное воспитание 2008. – № 6 - 42 с.

14. Детская практическая психология: Учебник. / под редакцией Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2014. – 348 с.

15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : Детство-пресс, 2014. – 280 с.

16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

17. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.

18. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре/Р. И. Жуковская. -М.: АПН РФ, 2013. – 320 с.

19. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. / Н. В. Клюева / Ярославль: Академия развития, 2014. – 300 с.

20. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2012. – 406 с.

21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/С. А. Козлова. – М. : Академия, 20015. – 432 с.

22. Кон И. С. Психология самостоятельности. / Педагогика здоровья. – М. : Просвещение. 2016. – 287 с.

23. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 251 с.

24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. , М.: ТЦ Сфера, 2013. – 495 с.

25. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.

26. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском детском саду / Под ред. А. Н. Вераксы, Н. Ф. Губановой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-синтез, 2016. 73 с.

27. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. –208 с.

28. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко. М. : Педагогика, 2012. 156 с.

29. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. Я. Михайленко. М. : Гном, 2014. 96 с.

30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М. : Академия, 2014. 197 с.

31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М. : Академия, 2015. – 430 с.

32. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2016. – 205 с.

33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.

34. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ В. И. Петрова, С. Т. Стульник. М. : Мозаика-синтез, 2016. 80 с.

35. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 47 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов/В. И. Петрова. М.: Мозаика-синтез, 2015. – 80 с.

36. Платохина Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края. Детский сад от А до Я, 2014. – №1 – с. 108–115.

37. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Просвещение, 2013. – 200 с.

38. Психология и педагогика дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 2016.  121 с.

39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / В 2-х т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 2013. 340 с.

40. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2014. 445 с.

41. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников/Н. М. Сертакова. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2014. 64 с.

42. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М. : Академия, 2015. 344 с.

43. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2016. – 293 с.

44. Субботинский, В. А. Психология отношений партнерства у дошкольников/В. А. Субботинский. М.: Просвещение, 2016. 144 с.

45. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2014. – 272 с.

46. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. М. : Просвещение, 2015. 96 с.

47. Усова, А. П. Игра и организация жизни детей / А. П. Усова. – М. : Издательство Учпедгиза, 2012. 36 с.

48. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М. : Просвещение. 2014. – 235 с.

49. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин Дошкольное воспитание. - 2012 -№ 365с.

50. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5 – 37 с.

51. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей/С. Г. Якобсон. - М. : Педагогика, 2014. – 144 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...