Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Характеристика процесса воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста




Детская самостоятельность выступает в роли объекта повышенного интереса ученых и педагогов. Данный факт имеет связь с потребностью поиска решения проблемного вопроса подготовки растущего поколения и приспособленности его к условиям современной жизни в обществе, также обусловлен в практико-ориентированным подходом. Дети, в рамках данного подхода, в процессе обучения и воспитания в детском саду должны научиться самостоятельно и независимо ставить цель, а также задачи собственной деятельности, анализировать её условия, выполнять формулировку проблемы, выдвигать версии о вариантах решения различных проблемных ситуаций, обнаруживать для этого средства и ресурсы, преодолевать разногласия, создавать и вносить свои правки в ход как персональной, так и совместной деятельности, достигая позитивного результата. Прежде чем охарактеризовать процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо раскрыть понятия «самостоятельность», «игра», «сюжетно-ролевая игра», «процесс воспитания самостоятельности», изучить требования образовательной области «Речевое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [42, с. 23].

Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, решительность, обладание инициативой. Самостоятельность является свободой от внешних влияний, принуждений, от посторонней 8 помощи. Данные определения дает «Толковый словарь русского языка». Это одна из волевых сфер личности в педагогике. Это способность не уступать воздействию разных факторов, действовать на основе своих представлений и побуждений [42, с. 23].

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке. В игре у ребенка формируются психологические качества и личностные особенности. В игровой деятельности дети получают опыт поведения в среде сверстников, проявляют самостоятельность, воспроизводят то, что произвело на них впечатление. Особое место занимает сюжетно-ролевая игра [42, с. 23].

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

На этапе завершения дошкольного образования в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п. 4. 6 ФГОС ДО), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и воспитывать с детства, является самостоятельная деятельность детей «От рождения до школы»

• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр. );

• социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

• познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

• художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр. ), слушать музыку.

 В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [25, с. 97].

Главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, так как. она способствует развитию его личности в целом.

Анализ изученной литературы показал, что компонентами самостоятельности дошкольников выступают: стремление к решению деятельности без помощи со стороны других людей, умение правильно поставить цель деятельности, осуществить элементы планирования, реализовать задуманное и получить результат, адекватно поставленной цели, способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

В наше время многие родители дают мало возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать все за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и так как., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос [16, с. 367].

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

«Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность –способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,

решительность». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [33, с. 253].

Формирование самостоятельности – тема многогранная. И разные авторы рассматривали ее с разных сторон. Природу самостоятельности изучали А. Г. Хрипкова и А. И. Пидкасистый. Г. Н. Година проводила исследование структуры самостоятельности и взаимодействие ее компонентов. Т. И. Горбатенко описала взаимодействие самостоятельности с психическими процессами человека. Т. Н. Филютина изучала влияние самостоятельности на адаптацию ребенка к детскому саду.

Сегодня многие ученые активно исследуют то, при каких условиях возможно формирование самостоятельности дошкольников. Также исследователей интересует вопрос о том, что является причиной того, что одни дети легко приобретают это качество, а другие – с трудом. Но, несмотря на проводимую в этом направлении работу, данная тема до сих пор относится к разряду малоизученных. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А.

По мнению Теплюк С. «истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности».

Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства [47, с. 24].

В. Д. Иванов в своей работе указывает, что «самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности». Также Иванов рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет [51, с. 89]:

1) умение реагировать на критику, умение её принимать;

2) ответственность, т. е. необходимость и обязанность отвечать за свои

действия. Ответственность невозможна без адекватной самооценки.

Предпосылкой ответственности является свобода выбора.

3) дисциплина. Она имеет два плана – внешний и внутренний. Внешняя

дисциплина характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно этот вид дисциплины характерен для самостоятельности.

Т. В. Маркова отмечает, что «самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива».

А. А. Люблянская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся

простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как

биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение

исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность

постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой

новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной

свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми

успехами и достижениями [39, с. 326].

Академик И. С. Кон определяет «самостоятельность как свойство

личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом

большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

К. П. Кузовкова, исследуя труды венгерского учёного И. Молнар, указывает, что, по мнению автора, самостоятельность - это интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли.

В работах К. П. Кузовковой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от

содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей.

Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т. е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности. Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т. е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить, как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Авторы отмечают, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность – 

это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерен

Проанализировав научные работы ученых-педагогов, проведем анализ,

который отражает различные взгляды на понятие «самостоятельность».

Жарова Л. В. считает, что «самостоятельность – это свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, её творческих возможностей».

Клаус Гюнтер со своей стороны, уделяет особое внимание психологической стороне вопроса: «воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря - способствует освоению и реализации

рефлексивной стратегии».

В работах Л. С. Выготского, раскрыта решающая роль самостоятельной

познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении.

Кроме того, психологи отмечают, что педагог не должен забывать о

сенситивных периодах повышения чувствительности к определенным

воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.

В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев в своих трудах уделяли особое место

разработке теории поэтапного формирования умственных действий, обучение дошкольников приемам умственной деятельности, организация управления познавательной деятельностью ребенка, обоснована идея изучения творчества как механизма развития личности.

И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина и др. считали, что «самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития дошкольников».

В исследованиях Гуськовой Т. В. говорится о том, «самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло».

К характерным чертам развитой самостоятельности относятся:

 а) выполнение работы по собственной инициативе, заметить необходимость различных действий (поливать цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранять его);

б) выполнение работы без посторонней помощи, без контролирования взрослых;

в) выполнение сознательных действий, умение элементарно спланировать действия (уметь понять цели работы, предвидеть их итог);

 г) формулировать адекватную оценку своей деятельности, осуществление элементарного самоконтроля;

 д) перенос известных способов действий в новые условия

Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам». «Кризис трех лет» возникает в результате отдельных достижений в личностном развитии ребенка.

 Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.

Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.

 Поэтому основой и необходимым условием для развития самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и так далее. В психологии считается, что «степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности».

Таким образом, процесс воспитания самостоятельности является неотъемлемым требованием сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации, а чтобы избежать ошибок в воспитании, следует помнить, что качества, характеризующие самостоятельность, тесно связаны с другими сторонами личности и выступают неоднозначно в различных сочетаниях и условиях. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), так как без самостоятельности личность не становится полноценной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...