Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз финансовых результатов текущей деятельности предприятия




Показатель Итого
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.: • объем продаж в натуральном выражении, шт.; • цена единицы продукции, руб. 156000 5200 30
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб.  
Валовая прибыль, руб.  
Коммерческие расходы, руб.  
Управленческие расходы, руб.  
Прибыль от продаж, руб.  

Прогноз прибыли и убытков отражает производственную деятельность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью.Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана.

Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Каким был уровень сбыта за прошлый год?

2. Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате?

3. Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде?

При этом очень важно проанализировать именно базовый период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в предстоящем периоде. Так, можно оценить, каким образом на объемные показатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен, уровня спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать и предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприятия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции — один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий. Состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями.

В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат предприятия отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибыли и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей предприятия. Так, например, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за много месяцев до того, как эти затраты отразятся в расчете прибыли и убытков. Вместе с тем может быть и обратная ситуация, когда материалы использованы в процессе производства, учтены в прогнозе прибыли и убытков, но не оплачены. Такие элементы затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за кредит и т.п., происходят постепенно, в течение года, и поэтому показаны в расчете прибылей и убытков как равные суммы. В действительности такие платежи производятся поквартально, в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех месяцев, в которые они действительно производятся, могут быть значительно выше. По этим и другим причинам получение предприятием прибыли не обязательно означает, что денежные средства увеличились, а увеличение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необходимо планировать и контролировать оба параметра. Часто могут существовать большие различия между наличностью и прибылью. Планировать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (плана денежных потоков). В основе построения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cashflow (поток наличности, или денежный поток).

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники поступления средств, а также направления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается по периодам в такой последовательности:

1) прогноз денежных поступлений;

2) прогноз оттока денежных средств;

3) расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);

4) определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании.

Все поступления и платежи отображаются в плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.

Прогноз денежных поступлений предполагает расчет объема возможных денежных поступлений. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Основным элементом прогноза оттока денежных средств является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя. Если же кредиторская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финансирования.

Расчет чистого денежного потока осуществляется путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.

Таким образом, прогноз движения денежных средств (план денежных потоков) демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком — нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Иными словами, они отражают то, как бизнес приносит денежные средства (быстро или медленно). Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. Отрицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть получена путем использования различных финансовых методов.

Существуют несколько параметров, которые появляются в прогнозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли отсутствуют данные о капитальных платежах, о дотациях, о НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет сведений об амортизации. Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в прогнозе движения денежных средств отсутствует статья «Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Они являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше чистый денежный поток от производственной деятельности предприятия.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования в литературе называют методом формальных финансовых документов. В основе этого метода лежит прямо пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и текущих обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с этим методом осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью увеличения объема реализации продукции и прибыли предприятия. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса и будет расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается, как правило, выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того, чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств.

7.2.Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии

Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Посредством бюджетирования реализуется текущее и оперативное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования — это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономической деятельности, служат основой для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются также как средства управления и стимулирования. Проводя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов деятельности предприятия, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены определенные принципы.

Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения предприятием намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит за тем, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами всего предприятия. Обеспечивается это путем согласования бюджетных планов и их корректировки.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответственности непосредственно увязывается со степенью влияния, которое конкретный руководитель может оказывать на затраты, выручку или другие показатели.

Принцип гибкости предусматривает включение в систему не только статичных, но и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение.

Основная цель процесса бюджетирования — разработка определенной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяются центры финансовой ответственности и центры финансового учета. К центрам финансовой ответственности, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структурных подразделений в центры финансовой ответственности являются:

§ региональная или производственная изолированность или завершенность хозяйственной деятельности структурного подразделения;

§ объем производства;

§ способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке;

§ возможность нести полную ответственность за затраты, доходы, денежные потоки от своей деятельности.

Наиболее распространены центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Центры финансового учета — это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать сквозную систему бюджетов на предприятии, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а следовательно, включать в свой состав три основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют также основными (финансовыми) бюджетами. К основным (финансовым) бюджетам относятся бюджеты финансовых результатов (бюджет прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

Принципы построения основных (финансовых) бюджетов аналогичны рассмотренному выше порядку формирования прогнозной финансовой отчетности в составе бизнес-плана предприятия.

В экономической литературе часто в состав основных бюджетов включают инвестиционный бюджет, или бюджет капитальных вложений.

Такой подход правомерен, так как составление данных бюджетов является элементом финансового планирования деятельности предприятия, однако эти бюджеты находят косвенное отражение в трех основных бюджетах предприятия, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразнее отнести их к вспомогательным бюджетам предприятия.

Особое место в системе бюджетирования занимают операционные (функциональные) бюджеты.Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. В состав операционных бюджетов входят бюджет продаж , бюджет производства, бюджет производственных запасов и целая группа затратных бюджетов.

К затратным бюджетам относятся бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Подход к составлению данных бюджетов базируется на подразделении затрат на переменные и постоянные и на понятии области релевантности, в которой сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат.

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов предприятия. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Перечислим наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный бюджеты и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж в системе бюджетирования используется для достижения определенных целей.

Во-первых, для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Именно данные бюджета продаж служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как выручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги.

Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения денежных средств предприятия. Чтобы рассчитать будущий приток денежных средств предприятия, необходимо распределить во времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской задолженности предприятия. В основу построения данного графика берутся данные о сформировавшемся коэффициенте инкассации выручки предприятия. Коэффициент инкассации определяет долю дебиторской задолженности, оплаченной в соответствующий период времени от момента отгрузки продукции. Для расчета коэффициента инкассации необходимо создавать на предприятии реестры старения дебиторской задолженности. Сумма притока денежных средств от продаж (текущей деятельности) найдет отражение в будущем прогнозе движения денежных средств предприятия по строке «Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг».

В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет остатков дебиторской задолженности необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Будущие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и составленного графика поступления денежных средств от продаж по формуле:

Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская задолженность на начало периода + Объем продаж - Объем поступлений денежных средств.

На основе бюджета продаж строится бюджет производства. При построении бюджета производства необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода:

Объем производства = Объем продаж + Остатки на конец периода - Остатки на начало периода.

Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финансовой отчетности.

Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия (бюджета прямых материальных затрат и бюджета затрат на оплату труда). Бюджет прямых материальных затрат строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции. При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии. Данные бюджеты дают нам информацию для подготовки следующих бюджетов.

1. Бюджет финансовых результатов. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2. Бюджет движения денежных средств. Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок материалов в предстоящем периоде. При этом, определяя объем закупок, необходимо учесть и движение остатков материалов на складе предприятия. Для того, чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности предприятия поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда.

На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, которые необходимо знать для того, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется следующим образом:

Кредиторская задолженность по оплате труда на конец периода = Кредиторская задолженность по оплате труда на начало периода + Заработная плата начисленная - Заработная плата выплаченная.

Кредиторская задолженность по материалам на конец периода = Кредиторская задолженность по материалам на начало периода + Объем закупок - Объем оплаты.

В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо также из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат. Это связано с тем, что начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку «Управленческие расходы», а показываются отдельной строкой.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание основных этапов финансового планирования.

2. Сформулируйте основные цели финансовой политики.

3. Перечислите основные принципы построения системы бюджетирования.

4. Назовите основные типы финансовой ответственности предприятия.

5. Какие бюджеты предприятия относятся к операционным?

6. Методика формирования затратных бюджетов предприятия.

7. Какова взаимосвязь бюджета продаж с другими бюджетами предприятия?

Управление риском

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...