Раздел Ш. Административное право
РАЗДЕЛ Ш. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Понятие административного права. Административное право как правовая отрасль регулирует особую группу общественных отношений - так называемые управ- певческие отношения, которые характеризуются следующими основными признаками: • они возникают в сфере государственного управления - деятельности государства по упорядочению экономических, политических, социально-культурных и иных процессов в стране, т. е. при осуществлении государством исполнительной власти. Это отношения государственной службы, отношения по регулированию деятельности государственных органов и их должностных лиц в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и спорта, науки и образования, религии и культуры, охраны общественного порядка, обороны страны и многих других областях деятельности; • их обязательным участником выступает носитель государственной власти (государственно-властных полномочий): Российская Федерация, субъект РФ, орган государственной власти федерального уровня или субъекта Федерации, должностное лицо, т. е. представитель органа государственной власти или иного государственного учреждения, наделенный распорядительными полномочиями. В качестве другого участника административного правоотношения могут выступать иной орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо либо субъект, не наделенный властными полномочиями - гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, российское или иностранное юридическое лицо;
• эти отношения основываются на началах власти и подчинения, т. е. по своему характеру являются отношениями субординации. Данный признак вытекает из двух предыдущих: управленческая деятельность государства в лице его органов и их должностных лиц по самой своей природе есть деятельность властная, предполагающая подчинение (в рамках закона) других субъектов, в том числе государственных органов и должностных лиц, воле государства. Этим рассматриваемые отношения отличаются от отношений гражданско-правовых, в которых также могут участвовать государственные органы (и даже само государство), но уже не в качестве носителей публичной власти, а как равные с другими участниками этих отношений партнеры (например, при поставках товаров или выполнении подрядных работ для государственных нужд - закупке продовольствия для армии, заказе обмундирования и т. п. ). Таким образом, административное право - это отрасль права, регулирующая управленческие отношения, то есть основанные на началах власти и подчинения общественные отношения, складывающиеся между государством, органами государственной власти, их должностными лицами, а также между этими органами (должностными лицами) и иными субъектами - гражданами, организациями и др. - в процессе осуществления исполнительной власти. Специфика предмета административного права (регулируемых им отношений) предопределяет и характер метода административно-правового регулирования. В целом этот метод можно обозначить как императивный: в административном праве абсолютно преобладают императивные нормы; поведение, дозволенное властному субъекту административных правоотношений, в то же время является для него обязательным (т. е. субъективное право органа государственной власти или должностного лица есть одновременно и его обязанность); типичными юридическими фактами, лежащими в основе административных правоотношений, являются властные предписания органов государственной власти и должностных лиц, заявления и жалобы граждан и организаций, а также административные правонарушения; такой юридический факт, как договор, не играет в административном праве существенной роли.
Понятие административной ответственности. Для надлежащего и эффективного выполнения органами управления и их должностными лицами исполнительно-распорядительных ценности закон наделяет указанные органы и их должностных лиц административной юрисдикцией, иными словами, компетенцией, в которую входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных со сферой деятельности этих органов и должностных лиц, и применение к правонарушителям мер административной ответственности. Так, в целях эффективного контроля за соблюдением правил дорожного движения органы ГИБДД и их должностные лица наделены полномочиями налагать на нарушителей штрафы и применять иные меры административного принуждения. Устанавливая перечень административных правонарушений и наказаний за их совершение, порядок назначения этих наказаний, а также административную юрисдикцию соответствующих органов и должностных лиц, административное право выполняет, помимо регулятивной, также и важную охранительную функцию. Административное принуждение состоит в применении компетентным органом государственной власти или должностным лицом административно-правовых санкций, которые, как и любые юридические санкции, подразделяются на меры защиты (в административном праве это чаще всего меры пресечения, например, задержание правонарушителя) и меры ответственности. Административная ответственность выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам административных правонарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|