Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки административной ответственности.




Административная ответственность имеет ряд отличительных признаков, как специфических, так и общих с другими видами публич­но-правовой ответственности. Как и любая от­ветственность по нормам публичного права, административная ответ­ственность:

• является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущест­венного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонаруше­ний в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовав­шем за него наказании (так называемая превенция);

• необходимым условием ее применения является вина нару­шителя; объективное вменение не допускается. В админист­ративном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невинов­ности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в силу постановлением правопримеительного органа или должностного лица, рассматриваю­щего дело. Привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);

• может воздействовать не только на имущественную сферу
правонарушителя, но и на саму его личность (например, ад­министративный арест);

• всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);

• применяется только по инициативе специально уполномочен­ных государственных (муниципальных) органов и их должно­стных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве), причем в силу компетенции этих органов и должно­стных лиц применение публично-правовых санкций является не только их правом, но одновременно и обязанностью;

• не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п. );

• императивно установлена законом и не может быть изменена
по соглашению сторон административного правоотношения. Перечисленные особенности присущи любому виду публично- правовой ответственности, поскольку обусловлены характером императивного метода правового регулирования, господствующего
в сфере публичного права. В то же время эти признаки отличают публично-правовую ответственность от ответственности частно­ - правовой. Но, кроме того, административная ответственность име­ет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

• основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое админи­стративным;

• меры административной ответственности применяются только к субъектам, которые не связаны служебными отно­шениями с органами и должностными лицами, уполномо­ченными применять данные меры (например, пешеход или водитель, нарушившие правила дорожного движения, с одной стороны, и инспектор ГИБДД, налагающий штраф, - с другой). Рассматриваемый признак отличает административную ответственность от ответственности дисциплинарной, которая, напротив, применяется лишь к субъектам, находящимся с пра­воприменительным органом (должностным лицом) в отно­шениях служебного подчинения (например, работник и ра­ботодатель, военнослужащий и его командир);

• мерами административной ответственности являются адми­нистративные наказания, предусмотренные КоАП РФ;

• как и для всех мер административного принуждения, для адми­нистративной ответственности характерно то, что она приме­няется, по общему правилу, во внесудебном порядке - органами государственного управления и их должностными лицами;

• законодательство об административных правонарушениях, устанавливающее меры административной ответственности, составляет предмет совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ. Поэтому законами республик в со­ставе РФ, краев, областей и т. п. может предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об админист­ративных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ве­дению Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...