Административное правонарушение.
Административное правонарушение. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Юридически значимые и необходимые признаки административного правонарушения образуют его состав. В качестве элементов данного состава выделяют: • субъект; • объект; • объективную сторону; • субъективную сторону. Рассмотрим наиболее важные особенности элементов состава административного правонарушения.
Субъекты административного правонарушения. Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так юридические лица. Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет. В ряде случаев субъектом административной ответственности может быть не любое физическое лицо, а только то, которое обладает специальными, указанными в законе признаками (так называемые специальные субъекты). Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 18. 1 КоАП РФ (нарушение режима Государственной границы РФ, в том числе правил ее пересечения), может быть совершено только иностранным гражданином или лицом без гражданства. Как специальных субъектов ряда административных правонарушений КоАП РФ рассматривает лиц, занимающих определенное служебное положение (например, военнослужащих, должностных лиц).
Юридические лица могут быть субъектами административной ответственности, в частности, в области землепользования, строительства, охраны окружающей среды, налоговых и таможенных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в отношении юридического лица не может быть применено такое наказание, как административный арест).
Объекты административного правонарушения. Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения. Объектами административных правонарушений могут быть самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение, воинская служба и т. д. Вместе с тем объектом административного правонарушения (равно как и всякого другого) является лишь такое общественное отношение, которое урегулировано правом и охраняется санкциями правовых норм. При отсутствии объекта нет и правонарушения. Например, уничтожение ничейного имущества не нарушает чьих-либо прав, а потому не образует состава правонарушения, даже если лицо не знало, что это имущество никому не принадлежит.
Объективная сторона административного правонарушения. Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной стороной. Объективная сторона административного правонарушения охватывает три элемента. 1. Противоправное деяние (действие или бездействие). Противоправность как признак административного правонарушения означает его запрещенность правовой нормой под угрозой применения к субъекту мер административной ответственности. Каждая норма КоАП РФ четко формулирует, за какое конкретное действие или бездействие может наступить административная ответственность. Например, ст. 8. 37 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты, т. е. за охоту в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенным оружием или способами. Если то или иное действие или бездействие не предусмотрено административно-правовыми нормами в качестве административного правонарушения и основания административной ответственности, то это безусловно исключает его наказуемость.
Говоря о противоправности как элементе объективной стороны состава административного правонарушения, необходимо обратить внимание на особенности совершения административных правонарушений должностными лицами, предопределенные спецификой их правового статуса. В качестве правонарушений должностных лиц рассматриваются: а) их собственные противоправные действия, непосредственно нарушающие предписании правовых норм; б) действия, противоправность которых состоит ев даче подчиненным противоправных указаний; в) непринятие мер ж своевременному исполнению установленных правил другими лицами, когда в порядке осуществления своих служебных обязанностей должностные лица обязаны были данные меры принимать. Важно отметить, что в этом случае речь не идет об ответственности за чужую вину: административная ответственность должностного лица наступает здесь за его собственное противоправное одеяние, совершенное в форме бездействия. 2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, административная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона. Такие составы правонарушений в теории права принято называть формальными. Лишь иногда для возложения административной ответственности необходимо, чтобы правонарушение повлекло и некоторые отрицательные последствия. В этих случаях говорят о материальных составах. Например, такие составы, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7. 17 Ко АЛ РФ), мелкое хищение (ст. 7. 27 КоАП РФ) предполагают не просто совершение действий, направленных на уничтожение или кражу чужого имущества, но именно уничтожение последнего или противоправное завладение им.
3. Причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь -это объективная связь между явлениями, в которой одно из них выступает причиной другого, а последнее - следствием первого (см. также § 3 гл. 3 учебника). Рассматриваемый признак означает, что вредные последствия должны явиться результатом именно данного противоправного деяния. Например, гражданин получил легкую производственную травму и был направлен директором завода в поликлинику для получения медицинской помощи. По дороге этого гражданина сбила машина и он попал в больницу. Кто должен понести ответственность: работодатель (ведь именно он направил гражданина в поликлинику) или владелец автомобиля? Можно ли привлечь к ответственности обоих? Очевидно, что в данном случае повреждение здоровья гражданина причинно связано с действиями водителя, а не работодателя, а значит, при наличии иных условий административной ответственности на него будет наложен штраф или он будет лишен права управления автомобилем в соответствии со ст. 12. 24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего»). Как и вред, причинно-следственная связь является элементом объективной стороны только материальных составов правонарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|