Конфликты в педагогическом взаимодействии
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений: это и семейная ссора, и военные действия, и дискуссии в парламенте, и борьба собственных желаний и чувства долга, и многое другое. Слово «конфликт» происходит от латинского слова confliktus — «столкновение». Практически в неизменном виде оно входит и в другие языки (немецкий, английский, французский). Понятие «конфликт» не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. Так или иначе, конфликты изучает психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, военные науки. Так, достаточно широко используются в печати такие понятия, как «военный конфликт», «международный конфликт», «конфликты в педагогических коллективах и коллективах школьников», «педагогический конфликт» (это не дублирование???), «социальный», «трудовой», «криминальный конфликт», «конфликт поколений», «нравственный конфликт» и др. В психологическом словаре конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В социальной психологии и конфликтологии выделяют следующие признаки конфликтов: ** биполярность (в основе конфликта лежит «столкновение», противостояние, противоборство, что определяет одновременное проявление взаимосвязанности и взаимопротивоположности взаимодействующих сторон); ** активность в поведении, направленная на преодоление противоречий;
** наличие двух или более активных сторон, находящихся в противоречивых отношениях. Базируясь на указанных признаках, конфликт определяют следующим образом. Конфликт — столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта (субъектов), направленной на разрешение противоречий. Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью. Педагогический конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия. Выделяют следующие особенности педагогических конфликтов (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования?? не пропущен ли предлог / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 429): 1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта (школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми). 2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. З. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки. 4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному). 5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. 6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. 7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой, вплоть до признания того факта, что учитель (воспитатель) недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения. Однако следует помнить, что сама педагогическая деятельность конфликтогенна, так как любое межличностное взаимодействие содержит противоречия. Эти противоречия вызваны как субъективным, так и объективным причинами. Это связано с тем, что сам процесс социализации ребенка, непосредственным участником которого становится учитель, является напряженно-противоречивым. Он протекает в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими. Если педагог не знает закономерностей протекания процесса социализации ребенка, не умеет учитывать изменяющиеся стремления и потребности ребенка, глух к переживаниям и настроениям детей, то это может стать причиной педагогических конфликтов.
Многие ученые отмечают, что межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности, а с другой стороны, при благоприятном разрешении, они способствуют переходу личности на новые, более высокие уровни жизнедеятельности. Поэтому учитывая, что конфликты — неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение структурных и динамических характеристик педагогических конфликтов. Существуют разные типологии педагогических конфликтов. Так, Н. В. Самоукина выделяет три группы педагогических конфликтов: 1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. З. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации. Другой автор, М. М. Рыбакова, связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями, выделяя конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений. Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Н. И. Леонова, собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель — ученик», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, разрешение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель — классный коллектив», «учитель — учитель», «учитель — Я», «учебный класс — учебный класс».
Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов: — в зависимости от участников конфликта — внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты. — в зависимости от предмета конфликта — конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия. — в зависимости от социальных последствий — конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы). — в зависимости от длительности и напряженности конфликта — бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты. Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как предпосылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации. Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В качестве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрицательное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологические особенности учителя и учащихся.
Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Г. И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них. В системе отношений «учитель — ученик»: — нарушение дисциплины на уроке; — плохое выполнение домашних заданий; — нездоровые отношения между учениками; — оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; — необъективность при оценке знаний; — неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков. Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель — ученик». Однако можно рассматривать специфические причины этих педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов (см.: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 388—91). В системе отношений «учитель-учитель»: — нетактичное отношение друг к другу; — неудобное расписание; — перекладывание чужих обязанностей; — неравномерное распределение педагогической нагрузки. В системе отношений «учитель — родители»: — самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания; — предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя. В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально подготовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога — превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо: 1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоциональное напряжение. 2. Провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга. 3. Организовать взаимодействие, т. е. совместную деятельность всех оппонентов, направленную на решение конфликта. При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта необходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них: 1. Не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген. 2. Не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом. 3. Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту. 4. Давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности. 5. Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями. 6. Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе.
Не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, не давать готовых «рецептов» решения проблемы, а стараться выстраивать логику рассуждения так, чтобы оппонент сам находил нужные решения. 1. В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения. Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите структурные компоненты педагогического взаимодействия. Каково соотношение между ними? 2. Какое значение имеет педагогическое общение в педагогической деятельности? 3. Какие функции выполняет педагогическое общение? 4. Назовите стили педагогического общения, которые могут негативно сказываться на эффективности педагогического процесса? 5. Какие барьеры могут возникать в педагогическом общении и как их преодолевать? 6. Что такое педагогический конфликт и в чем состоит его специфика? 7. Почему педагогические конфликты нужно принимать как нормальное объективное явление? 8. Каких правил поведения следует придерживаться в конфликте?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|