Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива




На эффективность деятельности педагогов и всего педагогического коллектива оказывает влияние характер и качество психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение — содействие повышению эффективности деятельности педагогов и всего педколлектива, основанное на сборе информации о их психологических характеристиках и проведении развивающее-стимулирующих мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогической деятельности могут обеспечивать как руководители учебного учреждения, так и психологи.

Сопровождение индивидуальной деятельности педагогов предполагает понимание того, что характеризует педагогов-профессионалов. Считается, что педагогам высокого профессионального уровня свойственны позитивное отношение к детям, стремление оказывать содействие им в развитии и обучении, желание помогать в сложных ситуациях. Признается, что «даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личностных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия, признание и уважение чувства их собственного достоинства, независимо от показателей деятельности, поведения и личностных проявлений». Препятствует успеху в деятельности и удовлетворенности от профессии «недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей; неуспешность, низкая эффективность, повышенная трудность педагогического труда; психоэмоциональные перегрузки, испытываемые на работе» (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 388).

Первая задача, возникающая при психолого-педагогическом сопровождении педагогов, связана с пониманием особенностей их личности. Например, можно исходить из понимания того, какие базовые социальные установки доминируют у педагогов. А. Б. Орлов выделил ряд таких установок, которые им названы «центрациями»: «Я-центрация» (сосредоточенность педагога на себе, своих переживания, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников); центрация на администрации (решающее значение имеют мнение, оценки руководства (директора, завуча)); центрация на мнениях коллег; центрация на родителях; центрация на методике (акцент на содержании и способах педагогической деятельности); центрация на воспитаннике (гуманистическая центрация); центрация на коллективе.

Также для качественного психолого-педагогического сопровождения можно использовать выявленные типологии учителей. Российский автор Р. В. Овчарова указывает на существование четырех групп учителей, имеющих разные психологические портреты: ценностный тип (их доля составляет около 70 % от общего числа исследованных педагогов), гедонистический (15 %), реалистический (3 %), и творческий (12 %).

Автор приводит следующие характеристики этих групп и указывает на те возможности, которые могут быть реализованы при их психолого-педагогическом сопровождении.

Педагоги-гедонисты являются исполнителями, распространителями знаний. Для них характерны такие симптокомлпексы??? или симптомокомплексы, как развитость общего интеллекта, принятие ответственности на себя, эмоциональное отчуждение и агрессия, интеллектуальная инертность. Совершенствование их индивидуального стиля деятельности может осуществляться за счет развития вербального интеллекта, технологических способностей, социальной рефлексии и эмоционального сотрудничества.

Педагоги-реалисты характеризуются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт. Повышение уровня притязаний, уверенности в себе, развитие эмпатии и социальной рефлексии поможет им стабилизировать структур личности.

Педагоги творческого склада более гармоничны и меньше других типов нуждаются в перестройке. Они гибки, активны в профессиональной деятельности, требовательны к себе, имеют высокий интеллектуальные притязания, склонны к эмоциональному сотрудничеству. Есть возможности роста в преодолении тревожности, депрессивности др. (С. 389)???

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива предполагает учет его социально-психологических характеристик и особенностей межличностных отношений. Важно также учитывать и то, на каком этапе развития находится конкретный педколлектив.

Условно выделяют период становления, период функционирования (когда на основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и период развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями) (Р. В. Овчарова, с. 385).

В период становления педагогического коллектива основные задачи связаны с определением ценностных основ, с построением модели будущего коллектива, образа учебного заведения, который положительно и с энтузиазмом воспринимается большинством педагогов. Особое внимание уделяется пониманию того, какими ценностями и профессионально-важными качествами должны обладать педагоги. С учетом этого понимания организуется подбор и распределение кадров с учетом возраста, жизненного опыта, компетентности, личностных особенностей каждого человека.

На этапе функционирования педагогического коллектива психолого-педагогическое сопровождение характеризуется большой дифференциацией и индивидуализацией. Должны быть определены различные группы и отдельные педагоги, требующие особого внимания. Р. В. Овчарова пишет: «К этому времени члены коллектива узнают свои и чужие возможности, способности, уровень профессиональной компетентности и человеческие качества. Возникают симпатии и антипатии. Вокруг лидеров формируются группы приверженцев. Появляется оппозиция. Возникают межличностные и межгрупповые конфликты. В коллективе выявляется группа творческих педагогов и аутсайдеров. Кроме того, происходят специфические процессы, связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений, форм, методов и т. п. в самом педагогическом процессе. Появляются новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты, пессимисты, реформаторы, гуманисты, прагматики и т. д. Именно этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов либо выводит коллектив в режим развития…» (с. 385—386).???источник В зависимости от происходящих процессов в конкретном коллективе и определяется программа действий по оптимизации функционирования педагогического коллектива.

На этапе развития задачи также могут быть различными. При обострении противоречий важно, чтобы в центре рассмотрения находились предмет проблемы и все стороны были ориентированы на поиск оптимального решений. Важно также уделять внимание педагогическому экспериментированию, нацеленному на поиск новых, более эффективных способов профессиональной деятельности, улучшению межличностных отношений, повышению удовлетворенности трудом каждым педагогов.

Об успешности психолого-педагогического сопровождения можно судить как по объективным результатам профессиональной деятельности, так и по характеру межличностных отношений, по степени удовлетворенности педагогов работой в своем учреждении, по уровню авторитета руководства и другим проявлениям.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите субъектов образовательной системы.

2. Чем отличается реактивное и активное взаимодействие субъектов?

3. Чем определяется эффективность взаимодействия субъектов образовательной системы?

4. Какие стратегии взаимодействия являются самыми оптимальными?

5. Чем определяется специфика педагогического коллектива?

6. В каком случаем можно говорить о педагогическом коллективе как единой команде?

7. Какие задачи должны решаться при психолого-педагогическом сопровождении педагогов?

8. В чем заключается психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива?

 

Использованная литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. М., 2006. 702 с.

2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. 207 с.

3. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. Мозырь, 2006. 108 с.

4. Амельков, А. А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А. А. Амельков, М. А. Дыгун. Мозырь, 2008. 72 с.

5. Амельков, А. Педагогическая психология в схемах, понятиях и комментариях / А. А. Амельков, М. А. Дыгун, Л.. Иванова. Мозырь, 2009. 72 с.

6. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. М., 1984. 296 с.

7. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А.Бодалева и др. М.,1980. 288 с. Т. ΙΙ

8. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. М., 2003. 208 с.

9. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 2001. 352 с.

10. Волков, Б. С. Детская психология. Логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М., 2003. 256 с.

11. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М., 1999.

12. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. М., 2005. 264 с.

13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2005. 384 с.

14. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Канн-Калик. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

15. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. М., 1989. 255 с.

16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб., 2006. 940 с.

17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М., 2001. 464 с.

18. Маркова, А. К. Психология труда учителя /А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. – 190 с.

19. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М., 1972. 208 с.

20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М., 2006. 608 с.

21. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. М., 2004. 608 с. Кн. 2: Психология образования.

22. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 2004. 446 с.

23. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М., 1991. 287 с.

24. Педагогическая психология / [под ред. Н. В. Клюевой]. М., 2006. 400 с.

25. Психология / [под общ. ред. В. Н. Дружинина]. СПб., 2002. 672.

26. Психология развития / [под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой]. М., 2005. 524 с.

27. Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001. 352 с.

28. Психология развития: словарь / [под общ. ред. А. В. Петровского]. М.; СПб., 2006. 176 с.

29. Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2002. 656 с.

30. Психология. Словарь / [под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского]. М., 1990. 494 с.

31. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя / М. М. Рыбакова. М., 1991. 128 с.

32. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М., 2001. 460 с.

33. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2004. 544 с.

34. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М., 1999. 288 с.

35. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. Цукерман. М.; Рига,1999. 133 с.

36. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989. 555 с.

 

Рекомендуемая литература по курсу «Возрастная психология»

Основная литература

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: в 2 ч. / Б.С. Волков, Н. Н. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. М., 2005.

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. М., 2004. 512 с.

3. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. М., 2005. 264 с.

4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Д. Бокум. СПб., 2006. 940 с.

5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Колюцкий. М., 2001. 464 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М., 2006. 608 с.

7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 2004. 446 с.

8. Психология: человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2002. 656 с.

9. Психология развития: словарь / [под общ. ред. А. В. Петровского]. М.; СПб., 2006. 176 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. М., 2006. 702 с.

2. Амельков, А. А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А. А. Амельков, М. А. Дыгун. Мозырь, 2008. 72 с.

3. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю. А. Коломейцева. МН., 2006. 249 с.

4. Волков, Б. С. Детская психология. Логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М., 2003. 256 с.

5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов М., 2004. 608 с. Кн. 2: Психология образования.

6. Поляков, А. М. Психология развития / А. М. Поляков. Мн., 2006. 304 с.

7. Практикум по психологии развития / [под общ. ред. М. А. Дыгуна]. Мн., 2008. 152 с.

8. Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001. 352 с.

9. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. Мн., 2006. 928 с.

10. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения от рождения до пожилого возраста / Л. А. Регуш. СПб., 2006. 320 с.

11. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. М., 2001. 460 с.

 

Рекомендуемая литература по курсу «Педагогическая психология»

Основная литература

1. Габай, Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. М., 2003. 240 с.

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. М., 2004. 512 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2005. 384 с.

4. Казанская, В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. СПб., 2005. 366 с.

5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. М., 2004. 608 с. Кн. 2: Психология образования.

6. Педагогическая психология / [под ред. Н. В. Клюевой]. М., 2006. 400 с.

7. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2004. 544 с.

Дополнительная литература

1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. 207 с.

2. Амельков, А. Педагогическая психология в схемах, понятиях и комментариях /А. А. Амельков, М. А. Дыгун, Л. Н. Иванова. Мозырь, 2009. 72 с.

3. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю. А. Коломейцева. Минск, 2006. 249 с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. 480 с.

5. Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников / Ф. И. Иващенко. Минск, 2006. 192 с.

6. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. А. Канн-Калик. М., 1987. 190 с.

7. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М., 1972. 255 с.

8. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2006. 928 с.

9. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб., 2000. 416 с.

10. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М., 1998. 496 с.

11. Розенова, М. И. Психология обучения и воспитания / М. И. Розенова. М., 2004. 176 с.

Розенова, М. И. Психология обучения и воспитания / М. И. Розенова. М., 2004. 176 с.

12. Сарычев, С. В. Педагогическая психология. Краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. СПб., 2006. 224 с.

13. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М., 1999. 288 с.

14. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1991. 288 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...