Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем




Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально-психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологическая атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным образом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В соответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойственны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень развития межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Совместная деятельность педагогов в коллективе, как любая совместная деятельность, имеет следующие признаки (приводится по: Психология труда / [под ред. А. В. Карпова. М., 2003. С. 83):

* наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

* побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положительно влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

* разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психологическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

* интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодополняют друг друга);

* согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная работа невозможна без эффективного управления и координации — это основная задача руководства учебного заведения);

* единый конечный результат и единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Педагогический коллектив реализует две основные функции (см.: Педагогическая психология / [под ред.??? инициалы Клюевой.??? город С. 205): учебно-воспитательную и социально-гуманитарную. Учебно-воспитательная функция определяет деловые отношения между педагогами, а социально-гуманитарная — личные, «неформальные» отношения, в основе которых лежат потребности, интересы и индивидуальные особенности каждого педагога.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учебно-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур:

** Направленность группы, определяющая уровень сплоченность педагогического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к профессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных особенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

** Организованность, выражающаяся в способности педколлектива к самоуправлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.

** Подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаимодействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духовных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлетворенность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в общении, и в отдых, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

Организационную культуру, по мнению зарубежных авторов Ф. Харриса и Р. Морана (см.: Психология. Учебник для экономических вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002. С. 615—617), определяют следующие характеристики:

1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — высокий уровень совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, определяющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффективность совместной деятельности.

ЦОЕ определяет идейную основу любого коллектива. Доминирующие ценностные ориентации членов коллектива самым непосредственным образом связаны со стратегическими целями и задачами учебного заведения. В последнее время в некоторых наиболее развитых организациях формулируются «миссия учреждения» и своеобразная конституция, в которых отражаются основные ценностные ориентиры и цели, а также определяются одобряемые нормы поведения и деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

2. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вариантами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.

3. Осознание себя и своего места в организации.

Педагог может ощущать себя как часть единой команды, а может занимать нейтральную позицию. Многое зависит от позиции руководства: если человек чувствует внимание, помощь, заботу, то и отдача педагога будет соответствующей.

Другими факторами организационной культуры являются:

4. Коммуникационная система и язык общения.

5. Внешний вид работника.

6. Привычки и традиции.

7. Отношение к использованию рабочего времени.

8. Взаимоотношения между людьми.

9. Процесс обучения работников.

10. Трудовая этика и мотивация.

11. Вера в определенные ценности.

Высокий уровень организационной культуры определяет высокую степень единства. Помимо идейно-ценностного единства также выделяются интеллектуальное, организационное и волевое единство. По мнению Р. В. Овчаровой: «Интеллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению психолого-педагогичскими знаниями, развитием их конструктивного, рефлексивного мышления, ломкой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется рациональным распределением функций между всеми членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями к каждому члену коллектив и созданием необходимого общественного мнения» (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 384).

Эффективная работа педагогического коллектива невозможна без высокого уровня развития межличностных отношений. Часто предлагается разделять деловые и личные отношения, когда речь заходит о взаимодействии в трудовом коллективе. Но подобное разделение носит условный характер, потому, что даже решая профессиональные задачи, мы всегда имеем дело с живыми людьми. Ставя во главу угла решение профессиональных вопросов, также важно уделять внимание и развитию межличностного взаимодействия.

Профессиональное развитие педагогического коллектива невозможно без использования психологических рекомендаций, нацеленных на оптимизацию межличностных отношений и общения. В специальной литературе можно найти различные апробированные рекомендации. Например, выделяют общие, универсальные принципы эффективного общения для профессионала любой сферы деятельности, которые в своей совокупности можно назвать кодексом делового общения: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какой требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела» (приводится по: Основы психологии и педагогики / авт-сост. С. Н. Жеребцов. Мозырь, 2009. С.124).??? та книга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...