Языкознание как наука. Место языка в системе наук. Основные разделы языкознания.
Стр 1 из 6Следующая ⇒
Языкознание - это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира. Языкознание – это теоретическая дисциплина, изучающая такое средство человеческого общения как язык. Предмет языкознания - сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, классификация языков. Внутри языкознания выделяется общее и частное языкознание. Предмет общего языкознания - общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего яз-ия находится типологическое язык-ие, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности их развития и функционирования. Виды частного языкознания: Описательное (синхронное)- описывает факты языка в какой-то момент его истории; Историческое (диахронное)- прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Общие признаки всех языков мира: 1) язык - это достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет 2 основные функции - является средством познания и человеческого общения. 2) язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей. 3) все языки могут получить литературную форму и стать письменными 4) в каждом языке есть грамматика 5) во всех языках есть гласные и согласные
2 Источника языкознания: 1. философия Древней Греции 2. филология Древней Индии Филология -это наука, изучающая культуру человека по древним памятникам письменности.
Части филологии: · Лингвистика · Литературоведение
Лингвистика и литературоведение – часть языкознания. Центральный вопрос – происхождение языка.
Филологическая традиция: Греко-римская и древнеиндийская.
Лингвистика оформляется в 19 в. Этапы развития лингвистики: 1. донаучный (с 5 в до н.э. до начала 19в.) - лингвистика несамостоятельная дисциплина 2. научный (с нач. 19 в.) – лингвистика самостоятельная дисциплина, появляется сравнительно-историческое языкознание, (вопрос родственности языков).
Греко-римская научная традиция Языкознание зародилось в Др. Греции в 4 в до н.э. сначала был философский подход к языкам. Главным вопросом был о происхождении языков. Существовало 2 точки зрения: 1) язык возник по природе, явления природные являлись вечными и неизменными, от человека не зависящими. Язык дарован людям богами, высшими силами. 2) язык возник по договорённости людей. Также был вопрос, существует ли природная, естественная связь между звучанием слова и его значением. Первые считали, что есть. Вторые считали, что это случайность.
Индийская традиция: не испытывала влияния другой, абсолютно самобытна. Традиция вызвана религиозными соображениями. Древний литературный язык Индии – санскрит. На нем были написаны «веды» (25-15 в.). Веды - религиозные тексты, были написаны ариями 25-15 в. до н.э. (Арии - пастушьи племена в районе нынешнего Афганистана). Они разделены на 4 сборника, древнейший – «регведа». В регведах говорится, что язык создан творцом, то есть подчёркивается божественное происхождение языка. Только правильное произношение текстов обеспечивало связь с богами. Сам санскрит не был разговорным. Панскриты - разговорные языки, диалекты. Основное внимание ученые уделяли произношению (звукам). Они создали подробную классификацию звуков.
Вавилонская традиция: нет доказательств, что она существовала. Но первые словари появились в Месопотамии («глоссарии»).
Китайская традиция: практическая. необходимость упорядочивания иероглифики. Семитская традиция. Мертвая традиция.
Связь яз-ия с др. науками. Лингвистика связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными. Наиболее тесно языкознание связано с гуманитарными дисциплинами, изучающими человека и человеческое общество. 1 с филологией (язык-ие как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка) Эти связи оч древние, тк яз-име как отдельная наука вышла из недр филологии. Филология - это буквально «словолюбие», т.е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т.е изучение письменных памятников для различн целей. 2 с философией (в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и сознание», «язык и культура», соотношение понятия и значения в слове») 3 с социологией (соотношение языка и общ-ва, языка и нации, социальной дифференциации языка, языковой политики, общественных ф-ий языка, двуязычия и многоязычия). Учение о строении общ-ва, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племён и народов (миграция), образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между различными языками (языковые союзы). Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек, классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка. 4 с семиотикой, тк язык - коммуникативная система знаков. Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка, но она призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. 5 с логикой (соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения). Тесная связь с логикой и использование логического аппарата определений и обозначений в лингвистике отнюдь, конечно, не значат, что логические категории (понятия, суждение, умозаключение и т.п.) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение), однако соотносительность этих двух планов не подлежит сомнению, хотя далеко не всё, что есть в логике, должно быть и в языке, и тем более языковые явления далеко выходят за пределы логики. Тем не менее такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объёма, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения и др.
6 с историей (влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства) Особенно тесно связана с общей историей лексикология, так как история слов и выраж-ий часто не открывается в чисто лингвистическом плане и нуждается в материале историка. Историческими условиями объясняется большое кол-во арабских слов в турецком, персидском, таджикском, татарском языках, что связано с арабскими завоеваниями и распространением мусульманской религии и т.д. 7 с археологией (изучение вымерших языков и определение их носителей, их ареала). При обнаружении недатированных памятников письменности выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника, и, наоборот, датированные письменные памятники уточняют археологическую хронологию. 8 с этнографией (классификация и интерпретация данных археологических раскопок по типам материальной культуры, в проблемах функционирования языка в обществах разного типа, что важно лингвистм при исследовании данных археологии). 9 с антропологией (происхождение речи у первобытных людей, также для решения того, как связаны или в чём не связаны признаки языка и расы) 10 с психологией (отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковым формам; в изучении особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи). В конце XIX - началеXXв. многие языковеды, желая избежать неправильной точки зрения на язык как природный организм, старались утвердить лингвистику как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Однако так как явления языка (фонемы, морфемы, слова, предложения) не то же самое, что представления о них в сознании говорящего, и тем самым язык не может быть объектом психологии. Психология может изучать речевые акты как процесс, становление речи ребёнка, развитие речи школьника и т.п. Лингвист в основном имеет дело с языком, получает нужные ему данные из наблюдаемой им речи и поэтому обязан считаться с данными психологии, хотя и речь лингвист изучает не так, как психолог.
11 грамматологией (происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития); 12 герменевтикой (расшифровка и чтение текстов) 13 с лингвистической поэтикой (языковые законы построения художественных текстов, звуковую, синтаксическую, стилистическую организацию поэтической речи); 14 с религией (язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки). Из естественных наук яз-ие связано с: o с биологией (сходство генетического кода и естественного языка) o с географией (территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений, влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов; изучение географических названий). География непосредственно с языком не связана, но через историю географич факты могут оказаться и факторами лингвистич; так, особенности горного ландшафта в Дагестане, на Памире служат предпосылкой наличия очень малочисленных по кол-ву носителей языков; моря и океаны служат препятствием для языковых контактов; широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению. Но и географы заинтересованы в содружестве с лингвистами, особенно это ясно на почве такого прикладного дела, как картография, где все «надписи», т.е. названия физико-геогр объектов и объектов политических, прежде всего подлежат ведению лингвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи геогр. названий на карте. o с физиологией (обр-ие звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторная физиологическая основа языка); o с медициной, неврологией и психиатрией (при изучении зоны и ф-ии центр нервн системы, языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий,). Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, её нормальной физиологией и патологией, т.е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицины: психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых, а также всевозможных афазий (расстройств речи) очень много дает лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.
Язык-ие имеет связи с такими математическими и техническими науками: § с физикой (изуч-ие структурных связей между языком, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира); § с акустикой (технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе). Для правильного понимания того, что из звукового континуума (беспрерывного множества) язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса. § с математикой (разработка формального аппарата для описания естественных языков, проведение количеств исследований различных языковых явлений, их класс-ия, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости язык единиц, моделиров-е процессов порождения и восприятия речи, применение матем идей в осмыслении языка как системы). Математическая логика, например, широко использовала лингвистические понятия синтаксиса, предложения, слова. Математич лингвистика - применение к языков явлениям математич методов. Главным образом это относится к речи, а не к языку, например, применение теории вероятностей и матем статики. Применение методов матем статики позволяет объективно и экономно определить объём словника для определённого типа словаря, напр., создание словаря рус яз для национальных школ; дать для техники связи показатели частности употребл-ия звуков русской или иной речи путём статическ анализа встречаемости звуков и звукосочетаний определённых текстов; так же можно получить интересные рез-ты при анализе звук. состава стихотворного и прозаического текста. В числе матем дисциплин, соприкасающихся с языком, находится и техническая теория информации, которую её основоположник, американский учёный К.Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информ-ии по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме: источник - передатчик - канал - приемник - получатель. Для уяснения этого процесса вводятся понятия: а) код- произв система заранее установленных условных знаков или символов; частота появления в сообщении называется вероятностью; б) алфавит - набор знаков кода; в) текст - последовательность знаков данного сообщения; г) канал - среда, по которой передаются знаки кода,с учётом помех и «шумов»; д) сама инфор измеряется особой единицей битом; е) избыточность - разность между теоретически возможностью какого-либо кода и средним кол-вом передаваемой информации. Избыточность выражается в процентах к общей передающей способности кода; например, передача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%; ж) энтропия - мера недостающей инфы и неопределенности; степень неопред зависит от числа возможных символов кода и их вероятностей. § с информатикой (создание и работа информационнно-поисковых систем и автоматизированных систем управления); § с кибернетикой (изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса).
Структура яз-ия Лингвистика: 1. внутренняя (структурная особенность каждого языка). 2. внешняя (этнолингвистика, социолингвистика, психолингвистика)
1. общее языкознание (вопросы языка вцелом) 2. частное языкознание (один язык, близкие языки)
1. теоретическая лингвистика (методы изуч-ия языка, термины, теория развития языка) 2. прикладная лигвистика (внедрение и использование знаний о языке в жизни)
Социолингвистика – наука, изучающая связь языка и общества, поясняет, как общественная жизнь отражается на языке. Психолингвистика – наука, изучающая сознание человека, воспроизводящего речь и принимающего ее, выясняет, какая работа человеческого организма стоит за произнесением и восприятием речи. Этнолигвистика - изучает язык в его отношении к культуре народа, исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. лингвистическая география (ареальная лингвистика) - занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межязыковом и междиалектальном взоимодействии. лигвостилистика, акустика, математическая лигвистика. Социо-лингвистика Изучает связь человеческого общества и языка. Выясняет может ли человеческий язык влиять на общество. Все изменения языка отражаются в обществе. Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Антуан Мейе - утвердил в языкозании мысль,что социальные условия являются причинами изменения языка. Одним из существенных вопросов социо-лингвистики - это вопрос о том, кто в первую очередь на кого влияет: язык на общество или общество на язык. Большинство лингвистов придерживается последней точки зрения. Но существует и иная точка зрения: гипотеза лингвистической относительности (или гипотеза Сэпира-Уорфа). Они полагали что любой человек находится под влиянием того языка, который является основным средством общения в том обществе, в котором он живёт. Изменения в языке происходят медленнее чем изменения в обществе.
1) язык не природное я биологическое явление 2) существование и развитие языка не подчинено законам природы 3) физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку 4) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных
основные разделы яз-ия: фонологический уровень => фонология (фонетика) морфологический => морфология лексический => лексикология синтаксический =>синтаксис морфология+синтаксис = грамматика. Семантика может относиться к любому разделу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|