Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие языковой и литературной нормы. Проблема кодификации литературной нормы.




Норма языковая — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Языковая норма является результатом коллективного представления о языке, но основывается на частном, индивидуальном употреблении языковых средств в процессе речевой деятельности каждого носителя языка в отдельности. Отсюда проистекает возможность конфликта между «спонтанным употреблением» и «языковой нормой». В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно).

Литературный язык - это обработанная форма национального языка, которая воспринимается говорящими как образцовая.

Обработка национального языка для создания литературного проходит отбор по определённым критериям.

В Польше под литературным языком прежде всего понимаются языки художественной литературы.

 

Кодификация нормы – фиксация нормы (правил) в различного вида нормативных сочинениях.

Только нормы литературного языка кодифицированы. Это значит, что эти правила зафиксированы. Кодификацией норм занимаются филологи, лингвисты, мастера художественного слова. При создании норм, всегда учитываются особенности языка. Нормы языка извлекаются из узуса.

 

Узус - это наиболее распространённые речевые привычки образованной части населения. Кроме императивной нормы может ещё быть факультативная норма - она допускает наличие нескольких вариантов. Наличие факультативных вариантов говорит о том, что процесс нормализации ещё не завершился. Дублеты - варианты нормы ничем не отличающиеся друг от друга.

 

Литературный язык - это понятие шире чем язык художественной литературы (может использоваться в разных функциях как художественный, как деловой и.т.д) Одновременно с этим понятие литературный язык может быть уже чем язык художественной литературы.

 

Норма национального языка и норма литературного языка могут отличаться. Национальная норма значительно шире нормы литературного языка.

 

Нормы:

1) императивная – строгообязательная

2) факультативная – допускающая наличие нескольких вариантов

ДУБЛЕТЫ – ничем не отличающиеся варианты норм.

Лит.яз. – понятие одновременно и уже и шире, чем понятие язык художественной литературы. (в литературный язык мы включаем только средства лит.яз.). Национальная норма значительно шире чем норма литературного языка. Лит. Норма – часть нормы национальной.

Языковая норма - это литературная норма + норма диалектов, наречий и.т.д

Языковая норма и литературная норма

 

Литературный язык бывает:

·Письменный - используются сложносочинённые, сложноподчинённые предложения.

·Разговорный (спонтанный) - используются элементы, не допустимые для книжно-письменной формы.

 

Функциональная сфера литературного языка.

Стили ЛЯ

1. Исторические

2. Авторские

3. Отдельных произведений

4. Высокий, средний, низкий "штиль"

Колесо Вергилия:

·Буколики (низкий)

·Георгики (средний)

·Инеида (высокий)

 

Функциональная классификация стилей (сфера использования):

1. Научный

2. Публицистический

3. Оффициально-деловой

4. Художественная литература

5. Разговорный

 

Влияние на язык:

1. Влияние других языков

2. Влияние общества

3. Законы данного языка

 

Фонетика как раздел языкознания.

Предметом фонетики являются отдельные звуки языка или все звуковые явления языка. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах информации.

Фонетика изучает просодические явления как интонация, ударение, явление стыка. Фонетика изучает языковой состав на определённом этапе развития.

Акустическая фонетика - звуки можно изучать с точки зрения физической природы (звук может быть описан с точки зрения силы и т.д.)

Артикуляционная фонетика - работа, необходимая для артикуляции звука.

Фонология - появилась в 30 годы 20 века во многом благодаря работам Трубецкого, выделилась в самостоятельную науку. Изучает функции звуков, их социальную природу.

Описательная фонетика - звуковой состав, конкретного языка в конкретный период времени.

Историческая фонетика – изучает эволюцию звукового строя на протяжении истории.

Сравнительная фонетика – часть сравнительно-исторического языкознания, сравнивается звуковой строй только родственных языков.

Сопоставительная фонетика – сравнивает языки независимо от их родства, выделяются общие свойства. Абсолютные универсалии – во всех языках существует два типа звука: гласные и согласные.

Фонетика вносит свой вклад в разные сферы жизни.

Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских учёных и удачную классификацию звуков у греческих александрийских учёных; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли ХVII в. Ю.Крижанича, Ломоносова (ХVIII) и некоторых других.

Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед. Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце 19 века.

 

Гласные 1. При произнесении гласного на пути воздуха не образуется никаких преград. 2. Речевой аппарат напряжен равномерно. 3. Участвует голос. 4. Являются слогообразующими. 5. Могут быть чистыми и носовыми. 6. Долгота и краткость. 7. Монофтонги (неизменность речевого аппарата) и дифтонги (сложность артикуляции): нисходящие, восходящие, равновесные. Согласные 1. При произнесении согласных звуков речевой аппарат фокусируется в месте образования преграды, для воздушной струи. 2. Участвует шум. 3. Место образования (губные: губно-губные, губно-зубные, язычные, увулярные). 4. Способ образования (смычные (боковые, носовые, вибрато-дрожащие), щелевые, аффрикаты). 5. Акустический признак (шумные, сонорные: дрожащие, боковые, носовые). 6. Твердость и мягкость. 7. Огубленность, неогубленность. 8. Назализация.  

 

Фонетические процессы.

Три стадии произнесения звука:

1. Подготовка

2. Выдержка

3. Произнесение

 

Просодические явления:

5. интонация (явление, суперсегментного уровня)

6. ударение

7. явления стыка

8. слог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...