Понятие праязыка и проблемы его реконструкции в сравнительно-историческом языкознании.
1 Праязык 2 Реконструкция праязыка 3 О теории языковых союзов 4 Ностратическая гипотеза
Праязыком называется язык, из которого произошли все родственные языки. Впервые этот термин вводит Август Шлейхер. Шлейхер вводит такое понятие как родство языков, семья языков, генеалогическое древо языков, праязык. Именно он говорит о реконструкции праязыка. Во времена Шлейхера, некоторые его современники считали, что существовал только один Праязык: легенда о происхождении языков от Вавилонской башни. Сам же он считал, что существовало несколько праязыков, и что все родственные языки относятся к соответствующим им праязыкам. Языковая реальность подтверждает, что существовало несколько праязыков, хотя существуют гипотезы о том, что праязык был один. Он представлял язык в виде древа, от которого постепенно отходят разные ветви. Август Шлейхер видел причину сходств различных языков в том, что они восходят к одному и тому же языку источнику. Он был одержим идеей реконструировать (восстановить) этот праязык. Сама эта идея принципиально порочна, т.к единого праязыка не существовало. Он пытался восстановить то, чего не было. Он считал, что он восстановил этот праязык и даже написал на нём басню. Реконструкция – это гипотетическое (предположительное) восстановление отдельных сторон или форм языка.
Существуют теории, иначе объясняющие причину сходств между языками. Ученик Шлейхера Шмидт предлагает свою концепцию – «теорию волн», согласно которой какое-то новообразование в языке, появляется сначала в одном языке, а потом постепенно переходит в другие языки.
Теория Трубецкого – теория языковых союзов (он был членом пражского лингвистического кружка). Он считал, что языки, которые существуют в одном географическом пространстве, которые на протяжении веков контактируют, и вследствие этого они не могут не испытывать взаимного влияния между собой. Они постепенно вырабатывают общие свойства, и отсюда рождаются их сходства.
Балканский языковой союз (Албанский, Греческий, Румынский, Сербский) – он выявил ряд общих черт присущих этим языкам. Наряду с общим лексическим составом, есть такие черты, как постпозитивный артикль, отсутствие инфинитива.
За основную идею происхождения языка, лингвистика берёт теорию Шлейхера.
Реконструкция внутренняя – это когда мы различным памятникам письменности пытаемся воссоздать историю одного языка Реконструкция внешняя – попытка реконструировать общий праязык.
Датский учёный Педер сен выдвигает гипотезу о более отдалённом родстве различных языковых семей, таких как Индоевропейская семья, Семито-хамитская семья и.т.д Все эти семьи образуют огромную сверхсемью: Ностратическую ( означает «наш»). Эта идея основана на сходствах в лексических материалах. Ностратическая гипотеза сравнивая языковые семьи использует принципы и методы компаративистики. Иллич Свитыч для ностратики сделал то, что Яков Грим сделал для Индоевропеистики. Идея ностратической гипотезы заключается в том, что если существовало определённое родство между языковыми семьями, то должно существовать сходство между проформами праязыков. Результаты даваемые ностратикой не верифицируемы. По данным ностратической теории есть следующие семьи языков: Индоевропейская семья, семито-хамитская семья, картвельские языки, тюркские языки, дравидийские языки, монгольские, тунгусо-манчжурские, чукото-камчатские, эскимосо-алиутские языки. Язык как общественное явление. Взаимодействие языка и общества. Социолингвистика как раздел яз-ия.
Влияние языка на развитие общества прямое. Оновыраж-тся в том, что язык является: 1 консолидирующим фактором образования нации; 2 предпосылкой и условием возникновения нации; 3 результатом процесса формировании нации; 4 орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций. Основные признаки языка как общественного явления: o язык не природное, не биологическое явление; o существование и развитие языка не подчинено законам природы o физические признаки человека не имеют отношения к языку o языком обладают только люди. Общее у языка с другими общественными явлениями – необходимое условие существования и развития человеческого общества и язык немыслим в отрыве от материальности. Язык возникает и развивается только в обществе. Язык, который перестает работать на общество, рано или поздно умирает. Отличие языка от др обществ явлений выражается в следующем: 1 от надстройки - тем, что надстройка в классовом общ-ве является принадлежностью данного класса, а классовых языков не бывает 2 от культуры - в основе культуры идеология, а язык не всегда относится к идеологии 3 от орудий производства - ор пр-ва - материальные блага, язык же ничего не производит и служит лишь средством общения людей, язык -э то идеологическое орудие; ор пр-ва обладают конструкцией и устройством, а язык обладает структурой и системной организацией. Язык является ü орудием общения ü средством обмена мыслями ü достоянием коллектива,складывается и существует веками ü средством хранения нужной информации о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. Социолингвистика – наука, изучающая связь языка и общества Социолинвистика – наука, изучающая влияние, которое оказывает общество на язык и наоборот. В Древней Греции считали, что язык рождается и развивается только в обществе. Ф. де Соссюр А. Мейе: «Не физиологические особенности, не психические, а общественные особенности являются приинами зарождения языков». В 20 в. возникает социолингвистика. Одним из существенных вопросов является влияние языка на общество и наоборот. Чаще всего считают, что общество влияет на язык. Все изменения в обществе влекут за собой изменения в языке.
Гипотеза лингвистической относительности (Сепера-Уорфа): любой человек находится под влиянием того языка, который является основным средством общения для его общества, и это влияние огромно; основные понятийные категории (время, локация, пространство) зависят от языка. Если бы изменения в языке происходили с той же скоростью, то это вызвало бы серьезные изменения. Человеческое общество стало осознанно влиять на развитие языка. Формы общности: племя → народность → нация Формы языков: племенные диалекты → языки народностей → национальные языки С появлением первых государств историки связывают появление народностей, а, значит, и народных языков, характеризующихся: 1. письменностью 2. формированием литературных языков 3. средневековое двуязычие (разговорный и литературный) Народные языки существовали в виде территориальных наречий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|