Установочная лекция. 1. Основные положения технического регулирования в Российской. Федерации, сформулированные в законе №184 РФ
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Установочная лекция
1. Основные положения технического регулирования в Российской Федерации, сформулированные в законе №184 РФ «О техническом регулировании» 1. 1 Введение В декабре 2002 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который вступил в силу с 1 июля 2003 г. Этот закон внёс принципиальные изменения в существующую систему технического регулирования, как в области строительства (включая процессы изысканий и проектирования объектов), так и в процессы производства лёгкой, тяжёлой и пищевой промышленности, а так же в систему установления требований к любой продукции, работам и услугам. Принятие этого закона было связано с подготовкой и вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этот закон предъявляет единые требования стран членов ВТО к выпускаемой на общий рынок продукции (включая строительную продукцию) по уровню безопасности пользователям, окружающей среде и имуществу любой формы собственности. В качестве измерителя требуемого уровня безопасности в Федеральном законе «О техническом регулировании» предусматривается во всех странах членах ВТО один универсальный показатель – допустимый риск причинения вреда на всех стадиях жизненного цикла продукции. Так для продукции строительства оценка технического, экономического, финансового, социального и экологического риска производится при проектировании (включая изыскания), строительстве, эксплуатации, реконструкции или ликвидации (рекультивации) сооружения. По требованию Федерального закона «О техническом регулировании» оценка и управление риском на всех стадиях жизненного цикла продукции (включая продукцию строительной отрасли) подлежит обязательному описанию, обоснованию и изложению в техническом регламенте – единственно обязательном к применению документе в системе документов технического регулирования продукции в странах членах ВТО. Российская Федерация 22 августа 2012 года стала 156 членом ВТО. Начался переходный период изменения таможенных пошлин, который продлится несколько лет: по ряду товаров (самолёты гражданского назначения, вертолёты, легковые автомобили) этот период охватывает 7 лет (с 2012 до 2019г. ) и 8 лет – для свиного мяса (до 2020г. ). За этот период должны быть отменены некоторые преференции российским производителям.
Доступ Российских товаров на иностранные рынки связан только с конкурентной способностью товаров, которая в первую очередь определяется безопасностью (допустимым риском) и стоимостью товара, в которую входит и экологическая чистота его производства. Например, если при добыче нефти сжигается попутный газ, то страны ВТО могут потребовать, чтобы в стоимость баррели нефти входила экологическая стоимость загрязнения окружающей среды. Это может привести к снижению конкурентной способности данной продукции на внешнем рынке. Поэтому процедуры оценки технического, экономического, финансового, социального и экологического риска для отечественных товаров и производств имеют первостепенное значение. С момента выхода Федеральный закон «О техническом регулировании» подвергался нескончаемой критике и острым дискуссиям со стороны различных представителей общества на протяжении долгих лет, при этом не единожды в него вносились различные изменения. Это касалось как ряда изменений в терминологической части закона, так и некоторых концептуальных положений. Данными изменениями были привнесены необходимые коррективы, не нарушая при этом исходной концепции Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с которой предусматривается установление двухуровневой системы требований: обязательные требования технических регламентов; и добровольные требования национальных стандартов.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» предметом правового регулирования являются отношения (рис. 1. 1), которые могут возникать, изменяться или прекращатьсямежду участниками регулируемых Законом отношений. Участниками отношений, регулируемых Федеральным законом №184-ФЗ, являются государственные органы, юридические и физические лица, а именно: Ø органы государственной власти, которые принимают участие в техническом регулировании; Ø органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; Ø органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), органы по аккредитации, а также субъекты, претендующие на получение вышеуказанных статусов (полномочий); Ø субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также заявители продукции. В роли последних могут быть: изготовители, исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранных изготовителей и физические лица, осуществляющие обязательное подтверждение соответствия; Ø разработчики - любые лица, предлагающие проекты технических регламентов и стандартов.
Рис. 1. 1. Схема применения Федерального закона № 184 «О техническом регулировании»
Спектр вопросов, которые разрешают участники отношений, достаточно широк и охватывает направления: Ø установление обязательных технических норм и правил (напомним, что обязательные требования к безопасности продукции и схемы соответствия, основанные на оценках риска, устанавливают в технических регламентах); Ø соответствия продукции требованиям технических регламентов ( В ГОСТ Р 1-2004 сказано о недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам ); Ø соответствие процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации техническим регламентам;
Ø соответствие хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции требованиям технических регламентов; Ø а так же соответствие работ, услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (вопрос соответствия продукции положениям стандартов, сводов правил и условиям договоров решается в соответствии с требованием ГОСТ Р 1-2004: пункт 8. 3 Заказчик и исполнитель включают в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям национальных стандартов по безопасности до разработки соответствующего технического регламента ); Ø стандартизации ( этому направлению посвящён ГОСТ Р 1-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения: Изд. офиц. – Введён 01. 07. 2005. – М.: Изд-во стандартов, 2005. – 11с. ); Ø аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; Ø ответственности производителей продукции в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и других случаях; Ø финансирования работ в области технического регулирования; Ø оценку соответствия продукции и других объектов как обязательным, так и добровольным требованиям во всех установленных формах. Правовые основы регулирования отношений между участниками возникают при разработке, принятии, применении и исполнении требований к объектам технического регулирования: Ø обязательных, распространяющихся на продукцию и связанные с ней процессы на всех стадиях ее жизненного цикла, начиная с проектирования (включая изыскания) и заканчивая утилизацией; Ø добровольных, распространяющихся как на продукцию и связанные с ней процессы, так и на выполнение работ и оказание услуг (но только для той продукции и тех услуг, для которых дополнительно в сфере правовых отношений были установлены на добровольной основе требования, не относящиеся к обязательным).
Федеральным законом «О техническом регулировании» определены объекты технического регулирования такие как: Ø материальные объекты (продукция, здания, строения и сооружения); Ø технологические процессы (проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации); Ø работа; Ø услуги. В Федеральном законе «О техническом регулировании» №184-ФЗ (с учетом изменений на 28 сентября 2010 года) введены следующие понятия: техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и на добровольной основе требований к продукции, или правовое регулирование процессами: проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Техническое регулирование как правовое регулирование отношений осуществляется в трёх областях:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|