Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
1. 5 Всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация (ВТО), регулируя торговые отношения, может накладывать санкции на товары государств, не выполняющие требования по безопасности продукции, направляемой на общий рынок. Кроме ВТО глобальным правом наложения санкций обладает Организация Объединённых Наций (ООН) и её Совет безопасности. Ни какие государства, и ни какие объединения государств, не обладают правом применения санкций против других стран (государств) без согласия ООН и ВТО (последнее объединение – для членов ВТО). Незаконное наложение санкций одними государствами на другие приводит де-факто к разрушению таких объединений, как ООН и ВТО, что может закончиться угрозой разрушения безопасности в нашем Мире. В настоящее время членами ВТО являются более 160 стран мира, и с каждым годом их число увеличивается. Деятельность ВТО направлена на регулирование торгово-политических отношений участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг. ). Это означает, что практически все государства, претендующие на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремятся стать членами ВТО. Основополагающие принципы и правила ВТО, важнейшие функции ВТО, преимущества от членства в ВТО представлены на рис. 1. 7-1. 9. Рис. 1. 7. Основополагающие принципы и правила ВТО
Транспарентность - отсутствие секретности, ясность, основанная на доступности информации; информационная прозрачность
Рис. 1. 8. Важнейшие функции ВТО Рис. 1. 9. Преимущества, представленные членам ВТО
Международная организация ВТО создана 1 января 1995 г. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, Швейцария. Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО и которая выполняет функции ВТО (рис. 1. 10). Конференция правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом многосторонних торговых соглашений. Повседневная работа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образом Генеральным советом, в который входят представители всех членов ВТО. Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Кроме этого, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров, а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО. Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности (рис. 1. 10). Конференция министров создала еще три органа: · комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран. · комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей с платежным балансом.
· комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО. До вступления в ВТО правительство России на переговорах с рабочими органами Конференции министров и Генерального Советом ВТО добивалась наилучших условий присоединения в данную Всемирную организацию, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО продолжался 17 лет. Российская Федерация 22 августа 2012 года стала 156 членом ВТО. В государствах - членах ВТО обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в технических регламентах, утверждаемых органами власти. При этом национальные стандарты являются добровольными для применения и могут обеспечивать доказательную базу соответствия продукции требованиям технического регламента (презумпция соответствия). В Европейском Союзе обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в директивах, являющихся актами законодательства ЕС. Европейским Союзом разработаны оригинальные новаторские методы, позволяющие ликвидировать технические барьеры, препятствующие свободному обращению продукции. Среди них важное место занимают Новый подход к техническому нормированию и стандартизации и Глобальный подход к подтверждению соответствия. Согласно принципам Нового и Глобального подхода, продукция может поступать на европейский рынок только в случае, если она удовлетворяет соответствующим основным требованиям, и если она прошла оценку соответствия определенную в применимых к ней директивах. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям директив осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. В нормативной документации России до 2002 года не было разделения требований применяемых на обязательной и добровольной основе. Все нормативные требования носили обязательный характер и устанавливались преимущественно в государственных стандартах и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти. В работе [2] отмечается, что существующая к тому времени нормативная база включала в себя более 20 тыс. государственных стандартов, содержащих многочисленные ссылки друг на друга, дублировали, а иногда и противоречили друг другу. Предполагалось не совершенствовать эту базу, а на ее основе создавать систему стандартов и над ними создать технические регламенты. Преобладающей формой подтверждения соответствия продукции являлась обязательная сертификация.
Рис. 1. 10. Структура ВТО
С учетом этих, а также многих других причин, формирование полноценной рыночной инфраструктуры, максимально отвечающей международным требованиям, без реформы системы технического нормирования, не представлялось возможным. Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО признает регламенты обязательными документами, а национальные стандарты — добровольными. Страны-участницы Соглашения должны уведомлять друг друга о разработке регламентов и учитывать полученные замечания. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично как основа для регламентов, что и предполагалось делать при разработке отечественных регламентов. В интервью руководителя федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г. Элькина до вступления России во Всемирную Торговую Организацию было сказано, что основным документом ВТО, влияющим на область технического регулирования, является Соглашение по техническим барьерам в торговле. «Его основная задача заключается в том, что национальные технические регламенты, стандарты и правила сертификации не должны создавать барьеры в международной торговле. Если какая-то страна вводит у себя такие нормы, то вопрос решается путем обращения к арбитражной практике. В соглашении нет требований об обязательном взаимном признании членами ВТО технических регламентов и стандартов, нет требований об обязательном соответствии их международным стандартам, нет унифицированных технических регламентов и стандартов. Так что с этой точки зрения ВТО нашей промышленности не страшно. Я бы рассмотрел проблему вступления России в ВТО с другой точки зрения. Опасения возникают из-за открытия нашего рынка для продукции других стран, которая подчас более конкурентоспособна, чем российская. И если мы в один момент откроем свой рынок, то наша промышленность действительно может пострадать. Но позиция России по вступлению в ВТО как раз и заключается в том, что мы хотим войти в эту организацию без очевидного вреда для нашего рынка и нашей промышленности. Именно поэтому переговоры о вступлении в ВТО велись Россией довольно длительное время.
Кроме того, не надо забывать, что на длительность нашего вступления в ВТО значительное влияние оказывала и политическая позиция ряда ее членов» [75]. В настоящее время названные проблемы преодолены. Российская Федерация 22 августа 2012 года стала членом ВТО, добившись для Российской экономики продолжительного переходного периода изменения таможенных пошлин, который продлится по ряду продукции до 7 – 8 лет. За этот период должны быть отменены некоторые преференции российским производителям и снижены пошлины на импортные товары. Отечественные производители получили ряд лет переходного периода для того, чтобы повысить свою эффективность.
Рис. 1. 11. Основные цели присоединения стран к ВТО
Таким образом, развитие России в этом направлении повлекло за собой необходимость реформирования ряда производств и существующую систему технического нормирования в свете требований ВТО, Нового и Глобального подходов, реализуемых в рамках Европейского Союза в техническом регулировании, правил и рекомендаций общепризнанных международных организаций. Цель реформирования - создать в России более динамичную и гибкую систему технического регулирования, которая снимет избыточное административное давление на отечественных производителей и надежно защитит российский рынок от проникновения на него небезопасной продукции. В качестве базовой модели взята европейская модель технического регулирования, основанная на принципах «нового подхода». В новом подходе документы первого уровня - это технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к безопасности продукции и схемы соответствия, основанные на оценках риска; документы второго уровня – стандарты на национальную продукцию, добровольные для применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|