Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность затрат и их место в системе антикризисного управления предприятием




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА И ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Сущность затрат и их место в системе антикризисного управления предприятием

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Сами затраты не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни непосредственно связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имеют непосредственного отношения к производству, но все-таки включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.).

В современных условиях учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Предприятия должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влиянии на финансовые результаты, а также на величину затрат. Управление затратами представляет собой по своей сущности управление деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

В экономической литературе и практической деятельности хозяйствующих субъектов понятие затраты нередко отождествляют с понятиями "издержки", "расходы". Однако между этими категориями есть существенные различия.

Согласно «Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов»: затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.[3, глава 1]

На основании вышеупомянутого определения затраты разделяют на «входящие» и «истекшие». Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Истекшие затраты тождественны понятию «расходы» и представляют собой израсходованные в течение отчетного периода ресурсы и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем.

Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т.п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» расходы – это уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации.[1, глава 1]

Расходы признаются в бухгалтерском учете:

· с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

· путем их соответствующего распределения между отчетными периодами в случаях, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

· если по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

· независимо от того, в каком порядке они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

· в случаях, когда возникают обстоятельства, не обусловленные признанием соответствующих активов.[3, глава 5]

С точки зрения целевой обоснованности, возникающие расходы можно разделить на: целевые расходы, которые обусловлены процессами производства и нейтральные расходы, которые нейтральны по отношению к процессам производства. Значительная часть расходов одновременно является затратами, то есть затраты и расходы соответствуют друг другу. Это как раз и есть целевые расходы. Накопленные затраты, которые несет организация, направлены на исчисление себестоимости продукции и становятся расходом в момент извлечения дохода от реализации. Однако часть расходов не является затратами. Это нейтральные расходы. Поскольку в определении затрат заложен признак их связи с производственными ресурсами, использование финансовых ресурсов затратами не является. Кроме того, часть затрат может вообще не приводить к расходам.

Таким образом, понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям.

Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Издержки общие – совокупность всех затрат производственных ресурсов в денежной форме в процессе кругооборота хозяйственных средств. Общие издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства – издержки, включающие в себя стоимостное выражение потребленных ресурсов в производственном цикле кругооборота средств. Издержки обращения – издержки, связанные с приобретением (покупкой) материально-производственных ресурсов и сбытом (продажей) готовой продукции.[5, глава 1]

«Издержки» включают также и специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и т.д. Таким образом, понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Не вызывает сомнения, что проблема издержек одна из наиболее важных, поскольку их уровень, динамика и структура тесно связаны, с одной стороны, со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, вопросами планирования и организации процесса товародвижения, а с другой с рентабельностью и финансовой устойчивостью предприятия. Система управления издержками предполагает определенные функции, среди которых контроль остается особой стадией управленческого цикла. Специфика антикризисного предупреждающего управления его постоянный характер, предполагающая встраивание его в систему текущего менеджмента.

Система антикризисного управления предприятием

Присущие современной экономике динамизм, неопределенность, риск и многофакторность усиливают вероятность несоответствия финансово-хозяйственных характеристик деятельности предприятия параметрам окружающей среды, вызывающим на предприятии кризисные ситуации. Это усиливает требования к системе управления предприятием, требуя новых подходов к ее организации, методам и инструментам.

На практике параллельно используются две системы: обычного менеджмента (управления в устойчивых, нормальных условиях) и антикризисного управления. Под последним в одних случаях понимают управление предприятием в условиях общего кризиса экономики, в других управление в преддверии банкротства. Также связывают это понятие с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. В современных условиях точное его понимание должно отражать системный подход, базирующийся на представлении о предприятии как об открытой социально-экономической системе, учитывающей неразрывность внешней и внутренней среды. Тогда антикризисное управление следует рассматривать как комплекс мероприятий от предварительной диагностики потенциальных кризисных изменений до методов по преодолению реального кризиса.[25, С. 39]

Таким образом, антикризисное управление – это система управления предприятием, которая носит комплексный, системный характер и направлена на выявление, предотвращение и устранение неблагоприятных для бизнеса явлений. При этом должен быть задействован весь потенциал экономического и финансового анализа, современного менеджмента, разработка и реализация специальной программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, в т.ч. при опоре на собственные ресурсы.

Антикризисное управление включает две подсистемы:

· подсистема преодоления кризисных ситуаций традиционна в теории антикризисного управления. Она реализуется, когда кризис на предприятии уже возник;

· подсистема предупреждающего антикризисного управления, которая находит применение в момент еще не наступившего кризиса. Кризисные ситуации более эффективно и менее затратно предотвращать, а не ликвидировать. Данная подсистема реализуется постоянно с целью своевременного выявления возникающих негативных тенденций и активации мер по предотвращению их развития.[22, С. 148]

Универсальными инструментами, которые можно использовать для предотвращения кризисных ситуаций на предприятии является: снижение издержек, стимулирование продаж, оптимизация капитала и денежных потоков, работа с дебиторами, реструктуризация кредиторской задолженности.

Предупреждающее антикризисное управление включает следующие этапы:

· антикризисный мониторинг – углубленный, расширенный контроль за деятельностью предприятия, нацеленный на своевременное выявление и оценку негативных явлений;

· диагностика предприятия – методы и процедуры распознавания кризисных ситуаций и постановка диагноза анализируемого объекта;

· разработка и проведение действий по устранению возможных причин возникновения кризисной ситуации.

Ядром предупреждающего антикризисного управления является мониторинг состояния предприятия и распознавание кризисных явлений в следующих сферах: финансовое состояние предприятия, маркетинг, инвестиционная политика, управление персоналом, производственный менеджмент, финансово-экономический менеджмент, организационно-управленческие меры по ликвидации предприятия.

Оперативный мониторинг – это постоянный контроль за определенным набором экономических показателей, предполагающий работу не только с плановыми и отчетными показателями, но и с определением причин отклонений и разработкой мер по их устранению. Цель оперативного мониторинга – определить соответствие установленным нормам, соотношениям, тенденциям.

Предварительный мониторинг решает задачу превентивной проверки плановой обоснованности издержек и направлен на предупреждение кризисных ситуаций, а последующий мониторинг нацелен на предотвращение их дальнейшего развития и усиления.

Мониторинг издержек можно отнести к предварительному контролю и к последующему оперативному контролю.

Главная проблема в организации эффективного мониторинга – выбор набора показателей, способных адекватно, объективно, исключая влияние взаимосвязанных факторов, улавливать негативные изменения в хозяйственной деятельности предприятия и служить индикаторами кризисного поля в сфере издержек. Несмотря на множество работ в области контроля и управления издержками, в т. ч. в кризисной ситуации, система показателей эффективности издержек, мониторинг которых поможет на максимально ранней стадии предотвратить возникновение кризисной ситуации, отсутствует. Обычно индикаторы потенциального кризисного состояния связывают с финансовыми факторами, такими как финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность. В некоторых методиках, разработанных для оценки экономической безопасности предприятия, для построения системы количественных и качественных показателей потенциального кризисного состояния предприятия выделены следующие группы индикаторов:

· индикаторы производства: динамика производства, реальный уровень загрузки производственных мощностей, доля НИОКР в общем объеме работ, конкурентоспособность продукции;

· финансовые индикаторы: объем портфеля заказов, фактический и необходимый объем инвестиций, рентабельность производства, просроченная задолженность, доля собственных оборотных средств;

· социальные индикаторы: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом, задолженность по зарплате, потери рабочего времени, структура кадрового потенциала.

Ни одна из групп индикаторов не включает показатели, связанные с издержками предприятия. Именно поэтому надо найти показатели, которые характеризовали бы эффективность издержек, могли служить индикаторами формирующихся кризисных ситуаций на предприятии и через которые возможен оперативный мониторинг издержек.

В практике экономического анализа известен набор традиционных показателей для анализа издержек предприятия:

· абсолютные (общая величина текущих затрат на производство и реализацию продукции и их отдельных элементов);

· структурные (доля в общей величине затрат отдельных экономических элементов затрат, коммерческих расходов, постоянных издержек);

· относительные (издержкоемкость, материалоемкость, рентабельность издержек).

Все эти показатели можно разделить на:

· прямые, характеризующие отдачу и рентабельность издержек, и обратные, характеризующие издержкоемкость продукции;

· интегральные, которые в сводном виде учитывают общий уровень издержек и расход ресурсов предприятия (например, издержкоемкость, рентабельность производства), и частные, которые учитывают уровень использования отдельных видов ресурсов и затрат (материалоотдача, производительность труда).

Чтобы оценить качество управленческих решений и установить, когда издержки изменялись по типу прогрессивных, т.е. их рост был в большей степени, нежели выпуск продукции, предлагается использовать показатели, сформированные по аналогии с построением коэффициента эластичности. Как известно, коэффициент эластичности в общем виде характеризует, на сколько процентов изменится один параметр при изменении другого на 1% и рассчитывается как соотношение индексов роста обоих показателей.

Система показателей мониторинга издержек включает частные и интегральные коэффициенты эластичности величины издержек по выпуску продукции. Использование обратных показателей при этом представляется более наглядным, чем прямых. Так, интегральный коэффициент эластичности издержек рассчитывается как отношение индекса изменения общей величины издержек к индексу изменения выпуска продукции за соответствующий период, а частный показатель эластичности, к примеру, материальных затрат – как отношение индекса изменения материальных затрат к индексу изменения выпуска продукции. Отметим, что для расчета предлагаемых коэффициентов эластичности в сфере издержек целесообразно использовать показатель не выручки от продаж, а стоимость произведенной продукции, с тем чтобы избежать влияния фактора изменения запасов продукции на складе.

Принципиальным следует считать выделение в качестве функции управления затратами не их сокращение, а именно оптимизацию. Поскольку любая деятельность генерирует определенные затраты, безоглядное сокращение последних может привести к нежелательному уменьшению реальной прибыли как главной цели деятельности любого предприятия. Под оптимизацией затрат в данном случае понимается процесс, результатом которого станет целевое изменение выручки, прибыли или дохода, полученного на каждый затраченный рубль.

 

Классификация затрат

Затраты не однородны по своему составу, времени и месту осуществления, по целевому назначению. Для правильного отражения различных затрат в бухгалтерском учете, для эффективного управления затратами необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.

Общими принципами классификации затрат являются:

· принцип причинно-следственной связи – раскрывает отношения между выпуском продуктов и связанными с ними затратами. С точки зрения традиционного бухгалтерского подхода он характеризует отношения между затратами и их носителями, т.е. между объектами учета и объектами калькулирования;

· принцип существенности стабильности – предусматривает такую степень аналитичности, которая предполагает, что затраты на ведение учета не превышают ценности получаемой информации;

· принцип стандартизации и приспособляемости к организационно-производственным условиям – основан на изыскании стандартизированного подхода к выбору статей затрат, призванного, с одной стороны, доказать приемлемость существующей практики учета, а с другой – показать, что должно быть отражено в учете и каким образом. Приспособляемость вызвана тем, что любая номенклатура статей не может быть абсолютной и потому должна изменяться адекватно изменениям, происходящим в производстве.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна. Она зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам управленческого учёта относят:

· расчёт себестоимости произведённой продукции, оценка стоимости запасов и определение размера полученной прибыли;

· принятие управленческого решения, планирование и прогнозирование;

· контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Принимая решения, менеджер должен знать степень влияния затрат на уровень себестоимости и рентабельности производства. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.

В соответствии с направлениями учета затрат в управленческом учете выделяют следующие классификационные группы затрат, представленные на рисунке 1.1.[12, С. 20]

Рисунок 1.1 – Классификация затрат управленческого учета

Источник: [12, С. 21]

Классификация затрат, учитываемых при определении себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

По месту возникновения затраты относят на те подразделения компании, где ресурсы были использованы. Как правило, группировка по местам возникновения затрат строится в соответствии со структурой компании. Местами возникновения затрат в производственной компании могут быть подразделения основного и вспомогательного производства, коммерческие и административно-хозяйственные службы. Такая группировка необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

По видам затраты группируются по первичным экономическим элементам и по статьям калькуляции, которые представлены в таблице 1.1.

В управленческом учете классификация затрат по элементами практически не используется, в силу обобщенного характера. Гораздо больше несет в себе информации классификация по статьям калькуляции. Детализация списка остается за учетно-аналитической службой организации и зависит от конкретной цели составления.

Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчётного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в раздел истёкших. [12, С. 23]


Таблица 1.1

Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции

Группировка затрат по элементам Группировка затрат по статьям калькуляции
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); · затраты на оплату труда; · отчисления на социальные нужды; · амортизация основных фондов; · прочие затраты. · сырье и материалы; · покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; · возвратные отходы (вычитаются); · заработная плата производственных рабочих; · налоги, сборы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды согласно законодательству; · затраты на подготовку и освоение производства; · погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (затраты на специальную технологическую оснастку); · общепроизводственные расходы; · общехозяйственные расходы; · технологические потери и потери от брака; · прочие производственные затраты; · затраты на реализацию.

Источник: [4, С. 21]

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.

Косвенные затраты – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения.[3, глава 1]

Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

По роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевому назначению затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.

Основные затраты образуют субстанцию, саму сущность товара (основные и вспомогательные материалы, оборудование, машины, инструменты) через амортизацию; труд основного персонала, т.е. работников, непосредственно принимающих участие в создании товара (через оплату их труда). Накладные затраты непосредственно не принимают участие в создании потребительской стоимости товара, но являются необходимым условием для ее создания (топливо и энергия не для производственных нужд, а для обогрева помещений, освещения и др.).[31, С. 139]

К основным затратам относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.). Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода и других
факторов.[31, С. 140]

Разделение затрат на основные и накладные основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Накладные расходы используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем должны списываться на уменьшение прибыли от реализации продукции.

По связи с процессом производства затраты делятся на: производственные, связанные с выпуском продукции, и непроизводственные, связанные с процессом отгрузки и реализации (погрузка, упаковка, транспортные).

В зависимости от целесообразности затраты подразделяются на: производительныезатраты, которые вытекают из характера хозяйственной деятельности, являются экономически неизбежным и предусматривают смену затрат на производство, и непроизводительные – не являются экономическими неизбежными. А образуются из остатков технологии и организации производства.[26, С. 89]

По составу затраты подразделяются на:

Одноэлементные, которые в данной организации не могут быть разложены на слагаемые: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Комплексные, которые состоят из нескольких экономических элементов (цеховые (общепроизводственные) затраты).

Классификационные группы затрат, которые учитываются при принятии решений, планировании и прогнозировании

Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Примерами переменных непроизводственных затрат служат расходы на складирование, транспортировку, упаковку готовой продукции, которые прямо зависят от объема продаж.[26, С. 17]

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а удельные переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная.

Следует заметить, что переменные затраты не являются однородными. В зависимости от процентного соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные. О пропорциональных затратах говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема и загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда). Прогрессивные затраты растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе); дегрессивные – растут в меньшей степени, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы); регрессивные затраты сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.[34, С. 12]

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Постоянные затраты – это расходы на заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления помещений заводоуправления, услуги связи, командировочные и др. управленческие расходы. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. На практике руководством организации заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты на основе планируемых смет по группам этих расходов.[26, С. 18]

На практике постоянные и переменные затраты встречаются достаточно редко. Большинство затрат имеют одновременно и постоянные и переменные составляющие. Такие затраты называют смешанными. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода (например, месячная плата за телефон).

Для описания степени реагирования переменных затрат на объем производства используют показатель – коэффициент реагирования затрат (К), введенный немецким ученым К. Меллеровичем. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле [27, С. 10]:

К = Y/ X, (1.1)

где Y – темпы роста затрат, %;

Х – темпы роста деловой активности (объема производства, услуг, товарооборота), %.

Коэффициент реагирования пропорциональных затрат равен единице, коэффициент дегрессивных затрат находится в пределах от 0 до 1 (относительный рост затрат меньше, чем относительное увеличение объема производства или продаж), коэффициент прогрессивных затрат больше единицы (относительное увеличение затрат больше, чем увеличение объема производства или реализации). Следует заметить, что коэффициент реагирования постоянных затрат равен нулю (поскольку они не зависят от объема производства или продаж).[12, С. 28]

Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

Y= А + bX, (1.2)

где Y – совокупные затраты, руб.;

А – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b – переменные затраты в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;

X – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:

· снабженческо-заготовительные;

· производственные;

· коммерческо-сбытовые;

· организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности.

Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений. Распространенными примерами необратимых затрат являются затраты по исследованию рынка и расходы на разработку, понесенные предприятием в процессе подготовки товара или услуги к реализации.[12, С. 29]

Вмененные (воображаемые) затраты присутствуют лишь в управленческомучете. Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. По существу – это упущенная выгода предприятия. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.[12, С. 30]

Приростные затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Правило принятия решения по приростным затратам/доходам следующее: если дополнительные доходы превышают дополнительные расходы, то следует принять решение, в противном случае – отклонить.

Предельные (маржинальные) затраты и доходы представляют собой дополнительные расходы/поступления только на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как приростные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска некоторого количества добавочных единиц продукции.

Следует отметить, что приростные и маржинальные (предельные) издержки и доходы всегда являются релевантными, так как они и есть результат принятия решения.

Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации. Не планируемые – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.[12, С. 32]

Классификационные группы затрат, которые учитываются при контроле и регулировании

Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами.

Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления, а неконтролируемые не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).

Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, т. к. не будет произведен продукт. Другими словами, неэффективные затраты – это потери в производстве.[12, С. 33]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...