Геометрическая и кинематическая точность станков.
Станок в первую очередь должен обеспечивать необходимую геометрическую точность всех его элементов. Вследствие неточного расположения отдельных механизмов и деталей станка и неточности основных направляющих элементов происходит нарушение тех геометрических траекторий, по которым перемещаются основные рабочие органы станка. Например, из-за погрешностей подшипников шпинделя или овальности его шеек происходит радиальное биение шпинделя, которое искажает форму обрабатываемой детали в поперечном направлении. Отклонение от прямолинейности направляющих скольжения, приводит к искажению траектории перемещения суппортов и столов станка, что также искажает форму обработанной поверхности. В нормах точности металлорежущих станков указаны допустимые отклонения (погрешности) для различных типов станков и методы проверки всех основных элементов станка. Помимо геометрической различают кинематическую точность, которая необходима для характеристики тех станков, в которых форма обрабатываемой поверхности зависит от соотношения скоростей относительного перемещения инструмента и заготовки. Большое влияние на точность обработки в координатно-расточных и других станках оказывает точность измерительных и отсчетных устройств, предназначенных для перемещения стола, суппорта с деталью или инструментальной головкой. Геометрическая и кинематическая точность станков являются необходимыми, но не достаточными условиями для обеспечения высокого качества станка. Надо также учитывать сопротивляемость его деталей действию внешних и внутренних сил. Прочность станков. Элементы и детали станка должны обладать такой прочностью, чтобы в течение всего периода эксплуатации не происходило их поломок. Поломка — недопустимый вид выхода из строя детали — является следствием неправильного расчета и подбора материала или недопустимых методов эксплуатации. Поломки деталей из-за усталости происходят в шпинделях и валах, зубчатых колесах и носят аварийный характер.
Статическая прочность определяет размеры лишь некоторых деталей станков: кронштейнов, медленно вращающихся валов и зубчатых колес, крепежных винтов, некоторых корпусных деталей. Расчет ведут по формулам сопротивления материалов, как это принято в курсах деталей машин.
Рис. 58. Кривая усталости Сопротивление усталости определяет размеры большинства деталей станка, так как наличие переменных напряжений характерно для деталей привода и исполнительных механизмов — валов, деталей многих механизмов, у которых напряжения периодически изменяются. Детали, работающие в условиях переменной нагрузки, могут иметь ограниченный срок службы. Кривая усталости, изображенная в координатах σr,— предел выносливости, N — число циклов нагружения (рис. 58,а), показывает, что если напряжения не превосходят σr0 — длительного предела выносливости, то деталь будет иметь теоретически неограниченный срок службы. N0 — база испытаний, которая соответствует границе двух участков кривой усталости: / — временного предела выносливости (ограниченный срок службы деталей) и // — длительного предела выносливости. Для сталей N 0 = 107. При любом более высоком значении предела выносливости о, число циклов нагружения Ni сокращается. Детали станков рассчитывают, учитывая длительный предел выносливости, и их выход из строя из-за поломки от появления усталостной трещины является недопустимым. Сопротивление усталости поверхностных слоев деталей определяет работоспособность зубчатых колес, подшипников качения, кулачков, роликов и других деталей, работающих в условиях контактной нагрузки. Возникающие местные напряжения подсчитываются по формулам Герца, причем из геометрических параметров основное влияние на величину напряжений оказывают радиусы кривизны сопряженных тел. Так, при начальном касании тел по линии (зубья колес, роликовые подшипники и направляющие, кулачковые механизмы и др.) наибольшее напряжение, возникающее в зоне контакта, подсчитывают (при коэффициенте Пуассона μ = 0,3) по формуле
(7) где Q — нормальная нагрузка в зоне касания; — приведенный модуль упругости материалов сопряженных тел; b — ширина контакта; ς1, ς2 — радиусы кривизны сжимаемых тел, взятые со своим знаком (плюс для выпуклых поверхностей, минус для вогнутых). Для изготовления деталей, работоспособность которых зависит от сопротивления усталости поверхностный слоев, применяют закаленные стали, кривая усталости которых не имеет прямолинейного участка (рис. 58,б), поэтому детали всегда имеют ограниченный срок службы. База испытаний N0 и соответствующий ей предел выносливости σ rо носят условный характер. Для большинства станков характерно постоянное изменение уровня нагрузок, действующих на основные звенья станка, так как технологический процесс и режимы обработки не остаются постоянными. Поэтому при расчетах на прочность необходимо учитывать суммарный эффект сопротивления усталости от действия различных по величине и продолжительности нагрузок. Рассмотрим наиболее простую схему суммирования напряжений для кривой усталости, изображенной в координатах: Q - нагрузка, N — число циклов нагружения (рис. 58, б). Суммирование можно производить исходя из оценки доли долговечности, затраченной при данной нагрузке. Если нагрузка Qi, действовала в течение Ni циклов, а N — число циклов, при котором происходит разрушение от усталости, то отношение представляет собой долю использованной деталью долговечности, поэтому (8) Уравнение кривой усталости для участка временного предела для большинства случаев имеет вид (9) где т — показатель степени. Для контактных напряжений т = 3, для изгиба . Подставляя из уравнения (9) значения в формулу (6), получим
или (10) Зададимся расчетным числом циклов N р, которое деталь должна проработать за все время эксплуатации. Тогда можно определить расчетную нагрузку Q р, которая заменит действие различных нагрузок равноценной. Точка с координатами Q р – N р также находится на кривой усталости, поэтому (11) Приравнивая левые части уравнений (10) и 11), получим (12) Зная эту нагрузку, можно определить напряжения, возникшие в детали. Эти напряжения следует сравнивать с временным сопротивлением усталости σr, который соответствует числу циклов N р. Однако в справочниках приведены значения длительного предела выносливости σro, соответствующие базовому числу циклов N0, а не значения σr. Заменим нагрузку Q р, действующую в течение числа циклов Nр, эквивалентной ей по усталостному эффекту нагрузкой Q р0, которая действовала бы на базовое число циклов N 0. Так как точки Q р— N pи Q рo— N oлежат на одной кривой выносливости (рис. 58,б), то Откуда с учетом формулы (10) получим (13) При расчете по формуле (13) следует оценить типичные виды нагружения детали и длительность работы на них. Для универсальных станков исходным материалом могут послужить статистические данные по загрузке станка, работающего в определенных условиях эксплуатации [11, 38]. При определении размеров детали под действием нагрузки необходимо использовать значения длительного предела выносливости, хотя на самом деле деталь работает в зоне временного предела выносливости и обладает ограниченным сроком службы Т. Срок службы определяется расчетным числом циклов N р. Этот срок службы должен быть таков, чтобы деталь не выходила из строя в течение заданного периода эксплуатации станка. Статическая жесткость станков. Деформации элементов станка, возникающие под действием силы резания, приводят к изменению относительного положения инструмента и обрабатываемой детали, т. е. к потере станком точности. Во многих случаях эти деформации играют решающую роль в общем балансе точности станка. Жесткостью узла называется его способность сопротивляться появлению упругих отжатий (деформаций)
(14) где Р — сила, Н; — отжатие, мкм. При этом применяются два основных способа измерения и подсчета жесткости узлов — когда деформация измеряется в направлении действия силы, и когда деформация измеряется Рис. 59. Источники статических деформаций элементов станка в том направлении, которое оказывает наибольшее влияние на точность обработки и не совпадает с направлением действия силы. Можно указать следующие основные источники деформации узлов и элементов станка (рис. 59). Деформация тела детали δ1 (рис. 59, а) — шпинделя, станины, деталей суппорта и т. д., которая может быть подсчитана с требуемой степенью точности по формулам сопротивления материалов. Трудность расчета в ряде случаев возникает в результате сложности конструктивных форм деталей (например, станины) или неопределенности характера закрепления (опоры шпинделя). Контактная деформация (начальное касание деталей происходит по линии или в точке) характерна для подшипников качения, кулачковых механизмов, направляющих качения и др. Величину контактной деформации δ2 (рис. 59, б) можно определить по формулам Беляева. Контактная деформация часто играет большую роль, чем деформация тела детали. Деформация стыков — направляющих скольжения и неподвижных сопряжений — происходит вследствие деформации тех неровностей, которые присущи любой реальной поверхности и зависят от метода ее обработки. Еще в 30-х годах инж. К.В. Вотинов, который впервые проводил исследования жесткости станков, отметил, что для суппорта токарного станка деформация его деталей составляет всего 0,1—0,2% от общей деформации. Главную роль в этом случае играют деформации стыков. При контактировании небольших участков поверхностей на деформацию стыка δ3 (рис. 59, в) влияет в основном шероховатость поверхности, так как в соприкосновение входит большое число микровыступов каждой детали. Исследования показали, что между удельным давлением и деформациями обычно существует степенная зависимость . (15) Значения коэффициента k и показателя степени т зависят от метода обработки поверхности и для диапазона удельных давлений р = 10/50 Н/см2 при измерении δ (в мкм) имеют следующие значения: для грубо шабренных поверхностей k = 0,5/0,65, m = 0,5; при обычном шабрении k = 0,25/0,3, т = 0,5; при финишном строгании и шлифовании k = 0,15/0,2, т = 0,4/0,5. Измерение жесткости стыков различных элементов станка показывает, что с увеличением размера соприкасающихся поверхностей их деформация δ4 растет (рис. 59,г). Это связано с влиянием волнистости поверхностей, которая приводит к возникновению пятен контакта и, следовательно, к концентрации больших удельных давлений в этих зонах.
Деформация планок δ5 (рис. 59,д). Планки, клинья и другие регулировочные элементы, выполненные в виде тонких тел, имеют повышенную деформацию (до 3 раз) по сравнению с обычными стыками. Часто при действии нагрузок происходят как бы «распрямление» планки и деформация ее тела. Таким образом, жесткость всего узла станка зависит от различных по характеру деформаций его элементов, и наиболее достоверные данные будут получены при экспериментальной оценке жесткости. Для измерения жесткости используют специальные приборы, которые состоят из динамометра для создания и измерения сил, действующих на узел, и приборов, регистрирующих деформации (индикаторы, датчики). Схема установки для измерения статической жесткости элементов станка, например для системы шпиндель—стол, показана на рис. 60. Рис. 60. Схема установки для измерения статической жесткости, узлов станка Рис. 61. Кривая жесткости
Нагрузочное устройство состоит из электродвигателя 1, редуктора 2 и датчика сил 3, дающего сигнал о величине создаваемой силы. Устройство закрепляют на столе станка, а его динамометрическая часть с датчиком сил 3 упирается в шпиндель. Поэтому между станком и шпинделем создается сила Р, которая деформирует систему шпиндель — стол. Величину силы устанавливают, включая электродвигатель 1 с переносного 7 или стационарного 8 пультов управления. Если датчик перемещений 4 установлен ни столе, а его наконечник упирается в шпиндель, то измеряют взаимное перемещение стола относительно шпинделя V, т. е. может быть определена жесткость всей системы При использовании высокочувствительного датчика перемещений, например емкостного, устанавливают специальный механизм микроподачи 5 в начальное положение. В электронном измерительном блоке 6 регистрируются значения сил и соответствующих им перемещений. Возможно непосредственное получение на экране осциллографа кривой жесткости. Если датчик перемещении 4 установить на неподвижной стойке независимо от станка и упереть его наконечник в шпиндель или стол станка, то можно измерить их жесткость. Применяют также такие методы нагружения, при которых направление силы Р совпадает с направлением силы резания и не совпадает с направлением измеряемых деформаций. Жесткость определяют как отношение силы, действующей на элемент станка1, к величине его отжатия, вызванного этой силой. В результате испытаний обычно строят кривую жесткости в координатах нагрузка—деформация (рис. 61). При нагружении до выбранного значения силы (например, Р0). и последующей разгрузке (до Р0=0) узел станка (например, суппорт) не возвращается в исходное положение, если в сопряжениях имелись зазоры, которые оказались односторонне выбранными. При последующих нагружениях кривые нагрузки и разгрузки не совпадают, образуя петлю гистерезиса, площадь которой характеризует работу сил трения в стыках. Кривая жесткости в общем случае не является прямой, т. е. жесткость переменна и характеризуется для каждого участка тангенсом угла наклона кривой. Общую жесткость характеризует отношение (16) где ±Р0 — наибольшая нагрузка в прямом и обратном направлении; δ, — упругое отжатие. При нагружении в обратном направлении получим аналогичную картину, однако жесткость может иметь и другое значение: j2<j1, так как δ2>δ1, из-за наличия податливых клиньев и планок. Отрезок z характеризует суммарные зазоры, его называют разрывом характеристики. Жесткость основных элементов станков может иметь значения от 104 (суппорты) до 3 • 105 (шпиндели) Н/мм. Жесткость станин, приведенная к перемещению инструмента, очень велика и выражается сотнями Н/мм. Жесткость изменяется при изменении нагрузки. Поэтому можно говорить о мгновенной жесткости: где и — приращение нагрузки и соответствующее изменение отжатия. Для оценки той доли деформации, которая приходится на отдельные элементы станка, и выявления слабых звеньев строят график баланса жесткости станка, когда все деформации относят к взаимному перемещению инструмента и заготовки. Мероприятия по повышению жесткости станков связаны с созданием. таких конструкций, которые могли бы воспринимать большие силы обработки при малой деформации элементов станков. К таким мероприятиям относят повышение качества поверхности сопряжений и качества сборки; уменьшение числа стыков и длины кинематических цепей; повышение жесткости слабых звеньев (клиньев, рычагов, цанг и др.); создание рамных конструкций станка; применение предварительной нагрузки в сопряжениях; рациональное распределение нагрузок. Деформация элементов станка отражается в первую очередь на точности обработки. Для определения допустимых значений деформаций необходимо рассчитывать те погрешности обработки, которые они вызывают. Учет деформаций самой обрабатываемой детали и приспособлений рассматривается в курсе «Технология машиностроения». В зависимости от конструкции станка и метода обработки недостаточная жесткость элементов стайка может по-разному влиять на точность обработки. В одних случаях возникающие деформации непосредственно искажают размеры и форму обрабатываемой детали, в других — это влияние можно значительно уменьшить или почти исключить подналадкой станка. Часто происходит перераспределение сил, действующих в процессе обработки, что во многих случаях приводит к изменению положения механизма и, следовательно, к возникновению таких погрешностей обработки, которые трудно устранить подналадкой. Например, при обточке детали в центрах токарного станка сила резания приложена около задней бабки. При обточке деталей резец приближается к передней бабке станка, и составляющая, действующая на шпиндель, возрастает. В результате будут изменяться деформации шпинделя, передней и задней бабок станка, а следовательно, и положение обрабатываемой детали. (Металлорежущие станки и автоматы: Учебник для машиностроительных втузов/ Под.ред. А.С. Проникова.- М.:Машиностроение,1981.-479с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|