Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 30: Компоновки приводов главного движения для станков нормальной и высокой точности.




Приводы главного движения различаются в основном по типу двигателя, компоновке, по способу регулирования и переключения частот вращения. Общая структурная схема привода главного движения представлена на рис. 5.32. Наличие и вид тех или иных элементов в конкретном приводе в первую очередь определяется технологическим назначением станка, его общей компоновкой и системой управления.

 

 

Передаточный механизм должен иметь общее передаточное отношение , где
передаточные отношения соответствующих устройств передаточного механизма.

Соединение двигателя с коробкой С1 (с передаточным отношением i) выполняется в зависимости от компоновки станка в виде ременной или зубчатой передачи либо соединительной муфты. Коробка скоростей (КС) при нерегулируемом двигателе (М) предназначена для изменения передаточного отношения привода, чтобы получить на шпинделе различные скорости вращения в пределах от птт до «шах, щк т.е. 12 настраивается в соответствии с режимами резания.

При разделенном приводе шпиндель станка (Ш) располагается в отдельном корпусе шпиндельной бабке (Ш.Б.). В зависимости от требований по плавности вращения шпинделя, а также величины передаваемого момента соединение С2выполняется в виде ременной или зубчатой передачи с передаточным отношением - Иногда в этом случае в шпиндельной бабке имеются переключаемые зубчатые передачи (перебор) с общим передаточным отношением (рис. 5.33). Высокие частоты вращения ( = 1) шпиндель получает от коробки скоростей через ременную передачу при включении муфты А влево (при* этом колеса Z2и Z3выключаются за счет осевого смещения втулки Б, на которой они закреплены). При выключении муфты и включении зубчатых колес Z2и Z3шпиндель получает малые частоты вращения и . Разделенный привод применяется в точных станках небольшого и среднего размера, когда не требуется осевого перемещения шпиндельной бабки.

При неразделенном приводе отсутствует отдельная коробка скоростей, а зубчатые передачи, служащие для изменения общего передаточного отношения, располагаются в шпиндельной бабке (рис. 5.34,а). В этом случае шпиндельная бабка может называться коробкой скоростей. Коробка скоростей, показанная на рис. 5.34, в зависимости от положения зубчатых блоков позволяет получить 12 различных частот вращения шпинделя и ее передаточное отношение .

 

 

По сравнению с разделенным привод упрощается, однако ухудшается плавность вращения шпинделя, так как обычно применяется зубчатая (иногда косозубая) передача на шпинделе с передаточным отношением ременную передачу применить сложно. Кроме того, тепло, выделяемое в коробке скоростей, отрицательно сказывается на работе шпиндельного узла.

В качестве источника движения в станках чаще всего применяется электродвигатель, его расположение относительно коробки скоростей определяет тип соединения С1(см. рис. 5.32). При ременной передаче двигатель может быть расположен рядом со станком либо на станке в удобном месте. Возможно соединение двигателя с коробкой скоростей с помощью соответствующих муфт либо фланцевая его установка. В отдельных случаях привод выполняется в виде унифицированного узла—электрошпинделя (мотор-шпиндель), ротор электродвигателя, в котором насаживается непосредственно на шпиндель.

Вопрос 31: Графоаналитический расчет коробок скоростей. Граничные условия.

 

С учетом необходимости получения оптимальных по ре­жимам резания скоростей для различных диаметров обработки при­вод должен обеспечивать любую частоту вращения шпинделя n = (1000v/πD) в пределах выбранного диапазона регулирования Rn, т.е. требуется бесступенчатое регулирование частоты его вращения.

Рис. 12.5 Диаграмма частоты вращения шпинделя при ступенчатом регулировании

Однако существующие способы бесступенчатого регулирования отличаются повышенной стоимостью, а при использовании механиче­ских вариантов — низкой надежностью и повышенными потерями.
Поэтому в настоящее время в станках, особенно общего назначения и без числового управления, пока еще широко применяют при­воды со ступенчатым регулированием с асинхронными нерегулируемыми электродвигателями. Основные их достоинства — небольшая стои­мость, высокий КПД, компактность, жесткость характеристики, возможность получения постоянства мощ­ности на всем диапазоне регулирования. При том про­межуточные значения частот вращения выбирают, как пра­вило, по закону геометриче­ской прогрессии.

Целесооб­разность применения геометрического ряда частот вращения была обоснована акад. А. В. Гадолиным в 1876 г., исходя из обеспечения постоянства потери экономически выгодной скорости для всех интервалов ряда, что обеспечивает по­стоянство потери технологической производительности при прочих равных условиях обработки.

В координатах v и D (рис. 12.5) геометрический ряд с частотами

n1=nmin,

n2=nmin,

n3=n2φ=n1φ2,

………………..

nk=nk-1 φ=n1 φk-1,

………………..

nz=n1 φ z-1=nmax, (12.8)

где z — число ступеней скорости, а φ — const — знаменатель ряда частот вращения, представляется в виде совокупности прямых линий , проходящих через начало координат.

Следовательно, при обработке заготовки размером D0 может воз­никнуть потеря экономически выгодной скорости ∆v, которая будет наибольшей, если выбранная скорость v→vk+1 не может быть пре­вышена исходя из условий резания (например, по условию обеспе­чения требуемой стойкости инструмента). При этом ∆vmax=vk+1 – vk, а наибольшая относительная потеря скорости и пропорцио­нальная ей потеря производительности

(12.9)

Для геометрического ряда частот вращения число ступеней z скорости может быть определено из соотношения

(12.10)

Отсюда

(12.11)

Вычисленную по этой формуле величину z округляют до целого, не всегда ближайшего числа, что приводит к некоторому изменению действительного диапазона регулирования Rn. Геометрический ряд частот вращения шпинделя обладает и структурными преимуще­ствами. Ступенчатое регулирование целесообразно осуществлять по­следовательно включенными группами зубчатых передач в виде двойных и тройных блоков; при этом из закономерных рядов ча­стот вращения шпинделя можно осуществить только геометриче­ский ряд.

φ Е1 Е2
1,06      
1,12      
1,26      
1,41 20/3    
1,58   3/2  
1,78   6/5  
  20/6    

 

12.1 Стандартные значения знаменателя геометрического ряда при заданных значениях числа членов ряда

В станкостроении все значения знаменателя φ, как и сами ряды частот вращения, стандартизова­ны. При установлении значений φ, которые лежат в пределах 1 <>φ 2,учитывали стандартные десятичные ряды предпочтительных чисел, т.е. φ = , где Е1 — целое число членов ряда в десятичном интервале, равное 40, 20, 10, 5, 4. Кроме того, для возможности применения двухскоростных электродвигателей с отношением синхронных частот вращения, равным 2, необходимо выдерживать принцип удвоения частот в ряду, т. е. φ = , где E2 — целое число. Тогда, если в ряду частот есть член пх, то будет также член пy = 2пх = пxφE2 т. е. Е2 — число членов ряда в двоичном интервале.

Стандартные значения знаменателя ряда приведены в табл. 12.1, там же указаны величины потерь экономически выгодной скорости. Малые значения знаменателя ряда приводят к существенному услож­нению привода, что экономически оправдывает применение систем бесступенчатого регулирования, поэтому φ = 1,06 в станках прак­тически не применяют; φ = 1,12 применяют преимущественно в стан­ках с числовым управлением и в тяжелых станках, где требуется более точная настройка на заданный режим. Наибольшее распространение получили значения φ = 1,25 и φ = 1,4; φ = 1,58 и φ = 1,8 применяют в специализированных станках, где велико вспомогательное время и поэтому точное установление скорости не обя­зательно; φ = 2 практически не применяют, так как потеря произ­водительности в этом случае достигает 50 %.

Для того чтобы кинематическая цепь привода шпинделя обеспе­чивала геометрический ряд частот вращения в расчетном диапазоне Rnc выбранным φ при последовательно включенных между смежными валами групповых передачах (рис. 12. 6), необходимо выполнение ряда закономерностей.

Рис. 12.6. Привод главного движения при ступенчатом регулировании частот вращения:

а — кинематическая схема; б — варианты структурных сеток; в график частот вращения

Общее число ступеней скорости

(12.12)

где pk число отдельных передач в каждой группе; т — число групп передач.

Общий диапазон регулирования

(12.13)

где imax, imin — соответственно наибольшее и наименьшее переда­точное отношение привода; , — соответственно наи­большее и наименьшее передаточное отношение в k-й группе передач;

Rk = / диапазон регулирования k-й группы.

Передаточные отношения передач в любой группе должны стро­иться по закону геометрической прогрессии со знаменателем

φk=Rk-1φxk, (12.4)

а именно

(12.15)

где Rk-i — диапазон регулирования совокупности передач, кинематически включаемых ранее данной группы; xk — характеристика группы, определяющая ряд передаточных отношений, т.е. порядок ее кинематического включения. Диапазон регулирования группы

(12.16)

В порядке кинематического включения различают основную груп­пу передач с числом отдельных передач р0, которая обеспечивает на­чальный ряд частот вращения со знаменателем φ0 =φ. Для нее характеристика xk = х0 = 1, ряд передаточных отношений i1: i2: i3:... = 1: φ: φ2: …, а диапазон регулирования R0 = φ(p0-1). Множительные (переборные) группы служат для расширения (раз­множения) начального ряда частот до требуемого диапазона Rn и числа ступеней z.

Первая переборная группа с числом передач р1 имеет характери­стику x1 = ро при φ1= R0φ = φ(p0-1)φ = φр0 и обеспечивает ряд передаточных отношений i1: i2: i3:... = 1: φр0: φ2р0: …, Диа­пазон ее регулирования R 1 = φ1(p1-1) = φр0(p1-1) .

Вторая переборная группа с числом передач р2 имеет характери­стику х2 — pop1и знаменатель ряда передаточных отношений φ2 = R0R1φ= φрор1, обеспечивая ряд передаточных отношений i1: i2: i3:... = 1: φр0р1: φр0р1:…; диапазон ее регулирования R2 = φ (р2-1) = φр0р1(р2-1).

Различные варианты привода для данного числа z, учитывающие порядок конструктивного расположения и кинематического включе­ния групп, удобно характеризовать формулой структуры привода. Она получается, если в формуле (12.12) записать группы Rk в порядке их конструктивного расположения, а индексы ставить в соответствии с порядком их кинематического включения.

Для облегчения кинематического расчета привода применяют. графоаналитический метод, основанный на последовательном по­строении двух графиков: графика структуры (структурная сетка) и графика частот.вращения. Графики строят в логарифмических ко­ординатах с расстоянием (интервалом) между соседними горизон­талями, соответствующими определенным частотам ряда п, равным

lg nk+1 – lg nk = lg φ = const. (12.17)

При этом все передаточные отношения и диапазоны регулирова­ния в приводе, которые представляют собой целые степени знаме­нателя φ, определяются соответствующим количеством этих интер­валов.

Последовательно расположенные валы привода условно изобра­жают вертикальными линиями; лучи, соединяющие точки пересе­чения на вертикалях, соответствуют передаточным отношениям от­дельных передач между соответствующими валами; число лучей, выходящих из одной точки — числу отдельных передач между ва­лами, число точек на линии вала — числу различных ступеней ско­рости на нем.

Структурную сетку строят в соответствии с выбранной форму­лой структуры привода и учитывают только валы групповых пере­дач. В ней находит отражение относительная связь между переда­точными отношениями в группах в соответствии с условием (12.15), поэтому лучи для каждой группы проводят симметрично, а количе­ство интервалов между их концами численно равно характеристике группы, определяемой в соответствии с формулой структуры. На рис. 12.6, б приведены теоретически возможные структурные сетки для привода, изображенного на рис. 12.6, а в соответствии с кон­структивным вариантом z = 3x2x2. Под каждым вариантом записана формула структуры, а над каждым полем, отведенным для соответствующей групповой передачи, записаны число передач и характеристика группы.

Общее число структурных вариантов для определенной конструк­тивной схемы равно числу перестановок из т групп, т. е. m!, но для заданного числа групп m можно построить (m!/q!) различных конструктивных вариантов, где q – число групп с одинаковым числом пере­дач. Следовательно, общее число вариантов структур для привода, содержащего т групп, равно

, (12.18)

т. е. для привода с z = 12, где т = 3, a q = 2, общее число вариантов; равно 18.

График частот вращения (рис. 12.6, в) строят в соответствии с разработанной с учетом служебного назначения станка кинемати­ческой схемой. Он отражает частоты вращения всех валов привода, включая валы одиночных передач, необходимых для его компоновки. Построение начинают с цепи редукции imin, обеспечивающей снижение частоты вращения электродвигателя nэ до п1 = nmin на шпин­деле. Для дальнейшего построения используют структурную сетку. Передаточное отношение передачи определяется выражением φk, где k, учитывая логарифмический характер графика, — число ин­тервалов между горизонталями, перекрытых лучами, соединяю­щими отметки частот вращения на соседних валах. Для повышаю­щей передачи k > 0, для понижающей k < 0, для передачи с i= 1 k = 0. При проведении лучей учитывают ограничения по пре­дельно допустимым значениям передаточных отношений для зубча­тых передач. Для прямозубых передач в приводе главного движения обычно принимают

, (12.19)

. (12.20)

Эти условия ограничивают допустимый диапазон регулирования групповой передачи, который с учетом соотношения (12.16) можно записать в виде

. (12.21)

Последнее соотношение позволяет уже на стадии построения струк­турных сеток отбросить ряд непригодных вариантов. При выборе структуры и при построении графиков частот вращения следует учитывать, что размеры валов и модули зубчатых колес связаны с частотой вращения следующими зависимостями:

где С1 и С2 — соответствующие постоянные.

Поэтому для уменьшения габаритных размеров и массы при­вода желательно, чтобы большее число его элементов работало в об­ласти более высоких частот вращения. Этому соответствуют приводы, у которых число передач в группах уменьшается, а характеристика увеличивается вдоль цепи передач от электродвигателя к шпинделю. Кроме того, рекомендуется цепь редукции imin строить так, чтобы выполнялось условие

, (12.22)

Для уменьшения радиальных размеров передач, которые опреде­ляют размеры корпусных деталей привода, лучшим вариантом будет тот, у которого для каждой группы выдерживается соотношение imax/imin=1. Для уменьшения числа валов в приводе и зубчатых колес следует уменьшать число групп передач, которое получится минимальным, если

, (12.23)

При выборе варианта привода необходимо учитывать также его КПД, возникающие при переходных процессах динамические нагрузки, определяемые значением приведенного момента инерции вра­щающихся масс и длиной кинематических цепей. Во многих случаях это вынуждает прибегать к специальным структурам. (Металлорежущие станки: Учебник для машиностроительныхвтузов/Под.редВ.Э.Пуша.-М.:Машиностроение,1985.- 256с.,ил.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...