Русский язык
Стр 1 из 7Следующая ⇒ · различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог; · распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы; · использовать абзац как средство членения текста на композиционносмысловые части; · распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного); · владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи; · понимать содержание прослушанных и прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов); · анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); · использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания; распознавать тексты различных функциональных разновидностей; · составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
· устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов; · создавать устные монологические высказывания объемом не менее я0 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолограссуждение; монолог-повествование); · участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик; · осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; · создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений; классного сочинения объемом 0, 5–1, 0 страницы); · восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец; · соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; · уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности; · характеризовать звук как единицу языка; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, делить слова на слоги; · различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв; · распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; · использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов; · использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;
· применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы – и после ц; · распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания; · различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор днокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту); · распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; · различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия; · проводить лексический анализ слова; · применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике; · использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка; · характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка; · распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука); · проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; · уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка; · понимать грамматическое значение слова, части речи как лексикограмматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы); · определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные;
· характеризовать синтаксическую роль имени существительного; · соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик – (-щик-); –ек- – - ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – - гар-, -зор- – -зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных); · определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; · соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен прилагательных (безударных окончаний, о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными); · определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; · соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов - ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
· проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов; · применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике; · распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); · выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, называть средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; · характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; · находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; · находить предложения с обращением, с прямой речью; · соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; · оформлять на письме диалог; · проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений; · применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике; · соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2− 3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|