Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика проведения спелеопутешествий.




ВВЕДЕНИЕ В спелеологиЮ.

Что такое спелеология?

Термин «спелеология» (от греческого спелеон — пещеры) предложил в 1890 г. французский археолог Эмиль Ривьер. Сейчас под спелеологией понимают одну из наук на земле, изучающую происхождение, развитие, геологические, гидрогеологические и микроклиматические особенности пещер, их современную и древнюю фауну, технические приемы проникновения под землю и работы в подземных условиях. В изучении пещер необходимы знания следующих профессий: карстоведов, геологов, гидрологов, кристаллографов, минералогов, метеорологов, гляциологов, археологов, географов, геоморфологов, биологов, врачей — физиологов, палеозоологов, геодезистов, топографов.

Главные задачи спелеологии это познание, изучение и сохранение уникального подземного мира. Эти задачи одинаково важны и для спелеологов - ученых и для спортсменов - любителей. И каждая из этих групп исследователей пещер вносит свой вклад в спелеологию. Научные специалисты кропотливо собирая, накапливая, сопоставляя, анализируя спелеологическую информацию совершенствуют знания о пещерах, спортсмены-спелеологи оказывают огромную помощь науке, добывая разнообразный фактический материал  с огромных подземных глубин подчас на пределе человеческих возможностей.

Кто такой спелеолог?

В мире наметились два направления развития спелеологии: научное и спортивно-техническое. Без специальной подготовки невозможно пройти узкие калибровки, шахты в 150-400 м или преодолеть сифон в 50-1000 м. Спелеолог – ученый или спортсмен должен иметь разносторонний опыт и навыки: быть хорошим скалолазом, освоить альпинистские навыки, знать горноспасательное дело, в совершенстве владеть спелеотехникой. Знать легководолазное дело, топосъемку. Иметь понятие о геологии, минералогии, карстоведении, гидрологии, прикладной медицине. Обладать и воспитывать в себе настойчивость, силу воли, целеустремленность, выносливость и чувство коллективизма. Уметь стойко переносить экстремальные условия подземной работы и быта. Зачем же спелеологи проводят свой отпуск в далеко не комфортабельных условиях? Что влечет их под землю в неизведанные пропасти? Что заставляет повторять уже пройденные маршруты? В любой области человеческой деятельности, в том числе и в спелеологии, решение задачи, которую долго не могли решить другие, также обладающие мастерством и настойчивостью, имеет непреодолимую притягательную силу. Известный альпинист Меллори, отвечая на вопрос, зачем человек стремится на Джомолунгму (Эверест): «Потому, что она существует!» Спелеологический Эверест — в диаметрально противоположной стороне. Карстовые полости привлекают ещё и потому, что они сами или их продолжения пока не известны. Спелеология представляет сегодня и завтра испытать острое чувство первооткрывателя. На трудных подземных маршрутах пути ученых и спортсменов совпадают: планы пещер и определение горных пород, замер температуры воздуха, фотография натечных образований и т.д. Спелеолог должен замечать все. Уметь записывать показания приборов, вести топосъемку в узких глинистых лазах или раскачиваясь на капроновой веревке под «бодрящим» четырехградусным душем из холодной воды, преодолевая водные препятствия на резиновой лодке и с аквалангом. Но ни один человек не сможет в одиночку провести целый комплекс исследований и прохождения сложных полостей. Спелеология — это коллективный вид спорта.

Что такое пещера?

Пещера — это находящаяся в породах полость с затемненной частью и имеющая связь с поверхностью, доступная для проникновения человека.

Различают пещеры:          а) карстового происхождения б) некарстового происхождения.

Карстование —процесс химического и механического разрушения пород водой. К карстующимся (карстовым) относятся породы: известняк, мрамора, доломит, мел (карбонатные), гипс, ангидрит (сульфатные), каменная калийная соль (галоиды), конгломераты.

Популярно рассмотрим природу образования пещер в гипсах и известняках.

Заглянем на миллионы лет назад. В морях проживало огромное количество организмов. Миллионы лет, умирая, они оставляли раковины и скелеты, которые, смешиваясь с илом, накапливались с течением времени в виде огромных залежей спрессованных огромным давлением морской толщи, образуя известняки – породы, в которых обнаружено наибольшее количество пещер.

Природа образования другой распространенной карстующейся породы – гипсов – связана с  поднятием земной коры, появлением больших заливов, в которых из морской воды осаждались соли. По мере того, как рассолы при испарении сгущались, на дно выпадал белый гипсовый осадок (CaCO), превратившийся впоследствии в горную породу.

В связи с дальнейшим поднятием земной коры бывшее дно становилось сушей. Порода ссыхалась. Появились литогенетические трещины (литос – камень, генезис – происхождение). При поднятии земной коры происходили разрывы пород (тектонические трещины). Талые дождевые воды, разломы, наносили коррозионно-эрозионное воздействие на породу, вынося остатки в зону сброса, увеличивая внутренние полости. За счет гравитационных сил происходило обрушение пород и происходило вскрытие полостей. Это частный случай возникновения пещеры.

Для развития карстовых пещер необходимы условия:

а) наличие растворимых пород.

б) их водопроницаемость (трещиноватость).

в) наличие движущейся воды.

г) способность её сохранять растворяющую функцию.

Пещеры некарстового происхождения:

а) в следствии вулканической деятельности (лавовые пещеры)

б) разрушительной работы моря (пещеры прибоя)

в) при выносе песчано-глинистых частиц (сиффузионные пещеры)

г) при размыве или таянии  льда (ледниковые пещеры)

д) деятельности человека (рудники, шахты, катакомбы, пещерные города, храмы).

Натечные образования:

В популярной форме их происхождение можно классифицировать:

Хемогенные (из воды), аквальные (в воде), эксудативные (из воздуха).

Из воды – сталактиты, сталагмиты, флаги, занавеси, каскады, ребра, сталагнаты, гелектиты, коры, кораллиты

Аквальные – семейство кристалитовых (астры), пещерный жемчуг, гуры, арагонитовые и гипсовые цветы.

Зимой и весной на привходовых частях и входных гротах образуются всевозможные ледяные образования – кружева, сталактиты, сталагмиты, флажки, занавеси.

Использование пещер.

а) Естественные пещеры и горные выработки во многих странах мира для спелеотерапии. Лечения болезней дыхательных путей, артриты, ревматизмы, гипертонию, подагру, и некоторые кожные заболевания.

б) используются, как объекты туризма п. Новоафонская, Кунгурская, Кристальная и др.

в) как спелеологические стационары для ведения научной деятельности.

г) в качестве емкостей.

д) добывают поделочный камень — оникс.

Тактика проведения спелеопутешествий.

Тактический план в спелеологии предусматривает действия, обеспечивающие достижение поставленной цели при наиболее рациональном использовании сил, времени, средств и при максимальной безопасности участников спелеомероприятия.

По целям, спелеопутешествия подразделяют на:

                      а) поисковые;

                      б) доисследование ранее известных полостей;

                      в) исследования и прохождения вновь найденных пещер;

                      г) учебные и туристские.

Любое спелеопутешествие можно подразделить на 5 этапов: подготовка, подход, поиск, разведка и прохождение, исследование, завершение. На этапе подготовки, исходя из опыта участников, уровня их физической и технической подготовки, имеющегося снаряжения, геолого-географических особенностей района работ, типа и сложности карстовой полости составляется общий тактический план спелеомероприятия. Определяются задачи, решаемые на каждом из его этапов и необходимые для этого технические средства. Выход на значительные глубины, необходимость преодоления глубоких отвесов, исследование участков полостей, находящихся за сифонами  определяют тактико-технические задачи, стоящие перед участниками похода или экспедиции. Для их решения мало спортивной дерзости и энтузиазма первооткрывателя. Здесь на первое место выдвигаются кропотливая подготовка, трезвый расчет, системный подход к организации и безаварийному проведению спелеомероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...