Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы к государственному экзамену




по направлению 49. 03. 01 «Физическая культура»

Направленность «Спортивная тренировка»

1. Актуальные психолого-педагогические проблемы физического воспитания учащихся.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.
1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской нации является государственной задачей.

Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.
3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.
5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т. е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.

В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно- спортивного воспитания населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на мышцы спины. Фиксация позвоночника несовершенна, что связано с развитием мышц, и легко приводит к изменениям осанки. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на телa позвонков увеличивается и смещается. При статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и суставов. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью. Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость дисков, страдает их амортизирующая функция. Теряют эластичность связки позвоночника. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью, которые могли бы быть очень красивыми.

2. Психолого-педагогические основы формирования интереса и ценностного отношения к занятиям ФКиС.

 

3. Роль и развитие психических функций в процессе физического воспитания.

Психология физического воспитания и спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических ус­ловиях физического воспитания под влиянием учебно-трениро­вочной и соревновательной деятельности.

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специ­альными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достиже­ниям характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями, предъявляемыми к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным достижениям - сложный педагогиче­ский процесс, который включает в себя образование и воспита­ние спортсмена. В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необ­ходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки. Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическая подготовка (раз­витие физических способностей и индивидуальных качеств спорт­смена); техническая подготовка (овладение рациональной тех­никой спортивной деятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическая подготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уров­ни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать зна­чительным уровнем развития личностных качеств). Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические каче­ства, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена. В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносли­вость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическую характеристику: быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных ус­ловий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота ­ЭТО способность управлять временными признаками и движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями'. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из них к силе предъявляют разные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры фи­зических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость - наиболее типичные силовые ха­рактеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии. Скоростная сила - это способность нервно-мышечной систе­мы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимально произволь­ном мышечном сокращении. Силовая выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организ­ма, либо вследствие монотонности работы. Для развития вынос­ливости важно формировать у спортсменов положительное отно­шение к появлению усталости и обучать психологическим при­емам ее преодоления. Выносливость: статическую и динамическую, локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии более 50 % мышечной массы), силовую, анаэробную и аэробную (т. е. способность длительно выпол­нять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения). В спорте выносливость - это способность длительно выпол­нять глобальную мышечную работу преимущественно (порой и исключительно) аэробного характера. Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенство­ванию спортивной техники и поэтому имеет большое значение в видах спорта, требующих четкой координации движений, а также умения приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость - это способность человека быстро овладевать новы­ми движениями и перестраивать двигательную деятельность в со­ответствии с требованиями меняющейся обстановки. С точки зре­ния психологии ловкость среди физических качеств занимает осо­бое положение. Она проявляется только в комплексе с другими Физическими качествами и имеет свои особенности в каждом виде спорта. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит комплексный характер. Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость - это элементарное условие качественного и количе­ственного выполнения движений.

Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техни­ческой подготовки спортсменов. Двигательные навыки - это за­ученные двигательные действия, имеющие осознанный автома­тизированный характер, доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательными навыками (техникой фи­зических упражнений) - значит научиться управлять двигатель­ными действиями, регулировать их в пространственных и вре­менных параметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий. Психологические особенности процесса формирования двига­тельных навыков. 1. Целостность действия. 2. Совершенство действия. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень мастерства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений. 3. Автоматизм действий. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию созна­ния. 4. Осознанность действия. Двигательные действия спорт­ 5. смена всегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс.


4. Внимание, его характеристика, роль и развитие в процессе занятий ФКиС.

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, хотелось бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.

Внимание важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего учебной и трудовой. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он вниманию. Внимательность необходима и в повседневной жизни и в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности индивида. Выделяют три вида внимания:

· непроизвольное;

· произвольное;

· послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами». Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания.

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним, на внутренние раздражители-внутренним. Внешнее выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию (пример-тренер, страхующий спортсмена), внутреннее выражается в сосредоточении на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, его состояние отличается углубленностью и собранностью. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств, к которым относят: концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

 

5. Общая и специальная психическая подготовка в спорте.

Общая психологическая подготовка решает образовательные и воспитательные задачи, помогает спортсмену адаптироваться к условиям спортивной деятельности, учит умениям управлять собой и развивает стремление к достижению лучшего спортивного результата в этих условиях. Содержание общей психологической подготовки предусматривает морально-этическое воспитание, совершенствование интеллектуальных качеств, волевую подготовку, повышение помехоустойчивости, настройку на выполнение упражнений, развитие умения критически оценивать выполнение упражнения и планировать последующие действия, вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних психических состояний, вооружение способами сохранения и восстановления нервно-психической свежести.

Специальная психологическая подготовка является одной из составляющих при формировании общей подготовленности к участию в каждом соревновании и направлена на создание психологической подготовленности к конкретному соревнованию, уверенности в собственных силах, стремлении к успеху и настрою к конкретному выступлению, умению отключиться от внешних и внутренних помех и, наоборот, умение направить эмоциональную поддержку болельщиков в позитивное русло.

Естественно, что лучше всего психологической подготовке любого спортсмена способствует участие в соревнованиях. Именно здесь спортсмен и его тренер получают информацию о реальном уровне психологической подготовки спортсмена, реакции его организма на психологические нагрузки, проявляются все слабые места, требующие корректировки при подготовке к следующим соревнованиям. Именно в эти моменты подводятся итоги все проведенной работе тренера и психолога и ставятся задачи на будущее.

Результатом психологической подготовки спортсмена должны стать умение сохранять спокойствие в любой экстремальной ситуации, способность раскрывать резервные возможности организма в самый ключевой момент соревнования, уверенность в себе и своих результатах, а также боевой дух как стремление к достижению соревновательной цели.

 

6. Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний в спорте.

Спорт предполагает упорные, долгие тренировки и короткий период оценки достигнутых результатов. Достижение результата происходит в условиях личной и общественной ответственности за итог выступления, значимости высокого результата, конкуренции со стороны соперников

Данные причины являются основой для создания у спортсмена психического напряжению в периоды предвкушения соревнований, а также во время самих тренировок. Такая специфика спортивной деятельности ведёт к стрессу, который можно видеть в различных видах спорта. Поэтому, возможность собственноручно менять и управлять процессами которые происходят в теле и психике, безусловно будут указывать на значительное преимущество среди оппонентов на спортивной арене.

Спортсмену важно быть в определённом состоянии эмоционального возбуждения, такое состояние с помощью которого он сможет быть наиболее эффективен. Чрезмерное количество возбуждения способно привести к ненужным психическим состояниям. Примером служит «Предстартовая лихорадка».

Методы психорегуляции обладают большой вариативностью и разнообразием

Так как методы саморегуляции неразрывно связаны с предметом нашего исследования, мы подробнее рассмотрим наиболее распространенных из них: 1. Дыхательные упражнения 2. Аутогенная тренировка (АТ) 3. Психорегулирующая тренировка (ПРТ) 4. Психомышечная тренировка (ПМТ) 5. Приемы визуализации 6. Идеомоторная тренировка (ИТ)

Дыхательные упражнения – сознательные изменения действий (движений) с помощью которых индивид способен управлять форматом действий внешнего дыхания (посредство глубины и частоты дыхания)

Главными аспектами аутотренинга – тренировка расслабления мышц на фоне которого наблюдается особые приёмы аутодидактики и аутосуггестии. Известно 2 средства реакции на важные стимулы: 1. Социальное; 2. Психосоматическое; Использование аутогенной тренировки даёт возможность нивелировать воздействие соматического фактора негативных эмоциональных переживаний

Всеохватывающей в сфере спорта стала одно из многочисленных ответвлений аутогенной тренировки – психорегулирующая тренировка (ПРТ). Данный вариант приспособлен к условиям занятия физ. культуры и имеет многочисленных модификации (динамическая и последовательная релаксация, медитация и т. д. ).

описывает четыре составляющих психомышечной тренировки: способность расслаблять мышцы, способность визуализировать формулы самовнушения, способность удерживать внимание на выбранном объекте, умение оказывать на самого себя влияние посредством словесных формул

Вначале наших рассуждений, рассмотрим понятие «идеомоторный акт». Процессы, которые в виде мысленных представлений движений, или, говоря другими словами, в виде идей, родившись в сознании, затем реализуются в моторике – в реальном физическом движении соответствующих мышц, получили в науке название идеомоторных актов.

рассматривает физиологический механизм идеомоторной тренировки и приводит четыре теоретические концепции, объясняющие механизмы положительного влияния идеомоторной тренировки: когнитивно-двигательная, психонейромышечная, тоническая, аттенциональная (регуляция внимания) концепции

7. Психолого-педагогические основы формирования самосознания в процессе занятий ФКиС.

1. Пловцы высокой спортивной квалификации отличаются следующими особенностями развития: а) самосознания: 1) уверенностью в себе, высокой самооценкой себя как личности, удовлетворенностью своим реальным «Я» и восприятием себя как источника, причины своего поведения и деятельности; 2) согласованностью этих видов отношений к образу «Я» как между собой, так и с высоким уровнем отраженного самоотношения и низким уровнем внутренней конфликтности; 3) сочетанием саморуководства с внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинению; б) мотивационно-волевой сферы: 1) высоким уровнем развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива и мотива социального самоутверждения, соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости; 2) тесной согласованностью мотива достижения успеха, гра-жданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации; 3) взаимосвязью стремлений к эмоциональному удовольствию и к достижению успеха с проявлениями тренировочной мотивации; 4) противоречием между соревновательной мотивацией, стремлением к социальному самоутверждению, с одной стороны, и тренировочной мотивацией, с другой;

2. Особенности самосознания, с одной стороны, и особенности мотивационно-волевой сферы личности (мотивы занятий спортом, спортивная мотивация и волевые качества), с другой, у спортсменов 2-3 разрядов проявляются относительно независимо друг от друга.

Для спортсменов высокой квалификации характерно влияние:

1) высокой самооценки, уверенности в себе и удовлетворенности собой на уровень развития мотива достижения успеха, мотивации достижения успеха, соревновательной мотивации и целеустремленности;

2) отраженного самоотношения, самопринятия и самоценности - на стремление к спортивному совершенствованию для успеха своего спортивного коллектива;

3) отраженного самоотношения - на проявление настойчивости;

4) самопривязанности - на проявление целеустремленности и настойчивости.

3. Педагогическими условиями формирования самосознания у пловцов подросткового возраста в процессе спортивной деятельности являются:

1) вооружение спортсмена знаниями об уровне и динамике развития способностей, тренировочных и соревновательных нагрузках, ходе и результатах их выполнения, результатах решения задач спортивной тренировки; состоянии здоровья и функциональных возможностях организма;

2) формирование умений и навыков самоконтроля функционального состояния организма и состояния психической готовности к соревнованиям;

3) вооружение спортсменов знаниями об идеальных модельных характеристиках соревновательной деятельности, физической, функциональной и технической подготовленности;

4) применение соревновательного метода тренировки;

5) ориентация при оценивании эффективности спортивной деятельности на индивидуальные темпы прироста соревновательных результатов и показателей спортивной подготовленности;

6) организация самостоятельной учебно-тренировочной деятельности;

7) особенности личности тренера, проявляющиеся в его отношении к себе и к своей деятельности;

8) формирование перспективы целей спортивной деятельности;

9) соответствие формируемых целей личностно-значимым ценностям и реальным возможностям спортсмена, и предъявляемым к нему требованиям;

10) формирование правильного отношения к тренировочной деятельности с применением тренингов причинных схем и личностной причинности;

11) обучение способам самовоздействия на основе проговаривания во внутренней речи ключевых идей, отражающих в лаконичной форме основные отношения спортсменов к себе и к своей спортивной деятельности.

 

8. Психолого-педагогические основы воспитания личности в спорте.

Ключевое влияние на развивающуюся личность, включенную в спортивную деятельность, должно оказывать воспитательное пространство — педагогически сформированный образ жизни. Перед педагогическим коллективом любого из данного типа учреждений стоит двуединая задача:

— сформировать сбалансированно и всесторонне развитую, социально-конкурентоспособную личность;

— сформировать личность, успешно функционирующую в избранном виде спорта.

Сущность индивидуально-творческого принципа в воспитании спортсменов заключается:

-в приведении в соответствие характера нагрузки в конкретном виде спортивной деятельности, структуре возрастного развития и индивидуально-личностных особенностей спортсмена;

-в создании непосредственной мотивации к учебно-тренировочной, соревновательной и другим видам деятельности;

-в формировании системы отношений спортсмена к делу и самому себе, обеспечивающих успешность тренировочного и соревновательного процессов;

-в организации самодвижения спортсменов к высотам спортивного мастерства.

Тесно взаимосвязан с принципом сотрудничества принцип педагогической поддержки.

+ Предметом педагогической поддержки в спорте становится процесс совместной с воспитанником рефлексии реальной жизненной ситуации и поиска путей ее разрешения.

Центральным методом воспитательного воздействия, охватывающим сознание, чувства и волю воспитанника, является метод убеждения: информационно-доказательные (рассказ, объяснение, разъяснение, лекцию, инструктаж); самостоятельный поиск воспитанниками информации (наблюдение, экскурсии, походы и экспедиции); творческую самостоятельную работу. Убеждая, необходимо использовать разнообразные способы влияния на психическую сферу формирующейся личности спортсмена, например: внушение, заражение, подражание. Для формирования социально ценного поведения спортсмена необходимо использовать методы формирования привычного поведения: упражнение, приучение, поручение, конфликтные ситуации, воспитывающие ситуации. Доминирующим способом стимулирования социально ценного поведения спортсмена является метод поощрения.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект (это может быть любой объект окружающей действительности). Совокупность воспитательных методов и средств, выбранных педагогом для воспитания, определяет форму воспитательной деятельности.

Форма воспитания — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в педагогическом процессе.

Различают следующие формы воспитания:

- по продолжительности: кратковременные (несколько минут, часов), длительные (несколько дней, недель);

- по способам влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

- по доминирующему виду деятельности: трудовые, игровые, спортивные, художественные и т. д.;

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.

16. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

Директивный стиль (авторитарный);

Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: • Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Демократический стиль (коллегиальный);

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Либеральный стиль (попустительский или анархический).

+Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

9. Психологическая характеристика личности спортсмена и пути ее воспитания в процессе занятий спортом.

Личность — понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др. );

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

 

10. Психологическая характеристика спортивной деятельности (ее специфические особенности, требования к психическим функциям и качествам личности)

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.

I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности

1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности

1) стремление стать сильным, здоровым;

2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3) чувство долга;

4) потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

11. Методы воспитательной работы на занятиях ФКиС

Метод воспитания — путь достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки заданных качеств.

Классификация методов воспитания

Методы убеждения: формирование сознания личности, взглядов, убеждений.

Методы управления: организация деятельности, обучение поведению.

Методы стимулирования и мотивирования деятельности и поведения.

Методы контроля и самоконтроля.

Известно, что формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность и с повышением определенных знаний. Поэтому одними из самых значимых воспитательных методов являются методы убеждения (рассказ, разъяснение, эмоциональное словесное воздействие на воспитанников), а также беседа — систематическое и последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие как воспитателя, так и воспитанников. Беседуя, воспитатель уясняет для себя мнение участников беседы.

Методы управления основаны на практической деятельности воспитанников. Они предполагают многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма [Шамова, с. 55].

Результатом упражнений являются устойчивые качества, навыки и привычки. Требования — метод воспитания, с помощью которого нормы поведения выражаются в личные отношения, вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанников и проявление у него определенных качеств. Различают прямое требование, характеризующееся точностью, конкретностью выполнения, и косвенное требование.

Метод стимулирования осуществляется путем совершенствования естественных потребностей школьников к соперничеству и приоритету, направленному на воспитание нужных качеств. Наказание — метод педагогического воздействия, который должен предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...