Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.6.Психологические особенности личности тренера




В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество…

Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера

Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т. п. ), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности.

В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции: 1) управленческую; 2) формирующую; 3) гностическую; 4) регулирующую; 5) воспитательную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаимодействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т. п. — это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, тренер принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, являются существенной помощью спортсмену.

 

14. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных качеств у занимающихся ФКиС.

Нравственное воспитание в спорте – это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя.

По степени распространенности жизненной ситуации, в которой качества личности могут проявляться, можно, по мнению П. П. Полозковой (1982), выделить три группы нравственных качеств:

1) качества, неотъемлемые от мировоззренческих качеств и установок личности: патриотизм, интернационализм, коллективизм и солидарность;

2) качества, регулирующие межличностные отношения: четкость, единство слова и дела, отзывчивость, дисциплинированность и трудолюбие;

3) качества, связанные с простыми нормами нравственности и проявляемые в конкретных ситуациях: уважение к женщине, к старшим, бережливость, скромность и др.

Средствами физической культуры и спорта необходимо решать следующие основные задачи:

· воспитание преданности и любви к Родине;

· воспитание в духе дружбы и братства всех народов мира, непримиримость к национальной и расовой дискриминации;

· воспитание общественной активности;

· воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;

· воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;

· воспитание уважения к женщине, к старшим;

· формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом в целях повышения работоспособности, дисциплинированности, подготовке к предстоящей трудовой и общественной деятельности;

· воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта как важнейших средств физического и духовного совершенствования человека;

· повышение уровня своего физического развития, физического совершенствования, физической подготовленности.

Учителю физической культуры необходимо сосредоточить внимание на решение следующих задач нравственного воспитания учащихся в процессе занятий физическими упражнениями:

· воспитание активной жизненной позиции, требующей проявления высокой гражданственности, сознательности, самодисциплины, творчества, ответственности;

· формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями в целях повышения работоспособности, достижения высоких показателей в учебе как главном виде труда школьников;

· формирование нравственного опыта: взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки;

· воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта;

· воспитание и совершенствование личностных качеств человека.

 

15. Актуальные проблемы психологии и педагогики физической культуры и спорта.

Спортивная психология (по терминологии П Международного конгресса 1995г. В Москве) утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии в ХХ в. Современный этап развития спортивной психологии характеризуется:

*прикладным характером развития науки, интересом к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов;

*углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категории деятельности и личности спортсмена (расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию);

*переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной деятельности. Важнейшим направлением в спортивной психологии является работа с юными спортсменами. Большое внимание уделяется этапу завершения спортивной деятельности;

*созданием системы психологических программ и их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс («формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях», «управление психическим состоянием спортсмена» и др. );

*особым вниманием к социально-психологическим проблема спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления, психологического мониторинга- регулярного наблюдения за динамикой…

Но несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно. Спортивная психология еще не стала неотъемлемой частью процесса подготовки спортсменов, что обусловлено наличием ряда причин:

1. Проблему психологического обеспечения подготовки спортсменов затрудняют особенности «социального заказа»(деятельность психолога сводится к решению экстренных проблем коррекции неблагоприятных психических состояний во время соревнований).

2. Как правило, тренеры, спортсмены пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на житейский опыт, без учета психологических закономерностей спортивной деятельности.

3. Недостаточно изучаются вопросы формирования личности в спорте, что является ключом к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности. Спортивная психология пока еще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции, коррекции. Не нашла должного отражения проблема психологического здоровья и благополучия спортсменов.

+ Спортивная психология ХХ1 века - это, прежде всего, психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать возникающие проблемы.

 

16. Социальные и индивидуальные ценности физической культурой и спорта.

Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:

1). Ценности объективных форм физической культуры:

-материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

-исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры);

-ценности –общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры);

-информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

2). Ценности субъективных форм физической культуры:

- физические ценности (физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности),

-духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),

- психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более частных отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

+Высокие духовные ценности(самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья)и нравственные(чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа(образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре

 

17. Классификация методов физического воспитания.

Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений. Иногда понятие «метод» могут заменять понятием «тренировка». Например, повторный метод воспитания физических качеств можно называть повторной тренировкой или методом повторной тренировки. Это относится и к круговому методу, который часто называют круговой тренировкой.

Метод строго регламентированного упражнения характеризуется выполнением упражнений по строго предписанной программе, регламенту. То есть при применении этого метода необходимо предварительно зарегламентировать основные требования к выполнению физических упражнений: длину дистанции, количество повторений, интервалы отдыха, скорость и т. п.

Целостный метод представляет собой освоение техники упражнения в целом, в его целостной структуре. Целостный метод применяется при освоении относительно доступных упражнений, техника которых не может быть выполнена по частям: кувырок вперед, прыжок в длину с места, попеременный двушажный ход и т. п. Этот метод является приоритетным в работе с детьми младшего школьного возраста, поскольку, в силу особенностей развития центральной нервной системы, они более эффективно осваивают целостные двигательные действия.

Расчлененный метод представляет собой освоение техники упражнения по частям и применяется для упражнений, которые в принципе можно расчленить на части. Расчленение упражнения осуществляется по фазам, каждая из которых должна иметь логическое завершение. Например, прыжки в длину с разбега расчленяют на фазу разбега и подготовки к отталкиванию и фазу полета и приземления.

Сопряженный метод характеризуется таким выполнением упражнения, при котором происходит совершенствование его техники и направленное воспитание физических качеств, способностей или функциональная подготовка, обеспечивающая выполнение именно этого упражнения. Как правило, с этой целью используют утяжеленные снаряды (копье), внешние отягощения (набивные мячи, утяжелители), природно-климатические условия и естественный рельеф местности (бег в гору, по пересеченной местности, по снегу, выполнение упражнений в воде) и др.

Стандартные методы характеризуются относительно длительным выполнением упражнения, при котором нагрузка остается неизменной. При этом выделяют следующие методы выполнения упражнений.

Методы стандартно-непрерывного упражнения: упражнение выполняется одномоментно, относительно длительно, без изменения интенсивности и без перерывов на отдых. Например, длительные циклические передвижения (бег, плавание, передвижения на лыжах); поточное выполнение комплекса ОРУ.

Методы стандартно-интервального упражнения: упражнение выполняется относительно длительно, без изменения нагрузки, но с небольшими интервалами отдыха. Например, циклические передвижения с небольшими перерывами на отдых. Стандартно-интервальные упражнения также называют повторными, или повторным методом.

Переменные методы характеризуются относительно длительным выполнением упражнения с изменением интенсивности нагрузки. При этом выделяют следующие методы выполнения упражнений.

Методы переменно-непрерывного упражнения: упражнение выполняется одномоментно, относительно длительно, но с изменение скорости его выполнения и без перерывов на отдых. Например, длительные циклические передвижения (бег, плавание, передвижения на лыжах) с повышением скорости на некоторых участках дистанции; поточное выполнение комплекса ОРУ с повышением интенсивности упражнений.

Методы переменно-интервалъногоые упражнения: упражнение выполняется относительно длительно, с изменением интенсивности его выполнения и с небольшими интервалами отдыха. Например, циклические передвижения с изменением скорости передвижения на некоторых участках дистанции и небольшими перерывами на отдых.

Круговой метод (метод круговой тренировки, круговая тренировка) представляет собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений в режиме как непрерывной, так и интервальной нагрузки по принципу кругового прохождения станций (мест занятий), на каждой из которых выполняется определенное упражнение. Метод обладает широкими возможностями для выполнения упражнений в различных режимах, что позволяет выделять его как относительно самостоятельный, имеющий признаки различных методов строго регламентированного упражнения. Круговой метод применяется как в школьной физической культуре, так и в тренировке спортсменов различных возрастных групп и квалификации.

Игровой метод физического воспитания характеризуется выполнением упражнений по условиям и правилам игры. При обучении двигательным умениям и навыкам игровой метод применяется только для совершенствования техники упражнения, поскольку условия игровой деятельности не позволяют осуществить его строгое регламентирование.

 

 

18. Разделы (стороны) спортивной тренировки.

Под подготовкой спортсмена понимается педагогический процесс, обеспечивающий приобретение и повышение готовности к спортивным достижениям.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности.

По характеру и направленности воздействия применяемых средств физической подготовки принято делить на общую физическую подготовку (ОФП) и спе­циальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка обусловливает общий подъем функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее воспитание физических качеств, способствующих совершенствованию в избранном виде спорта.

Общая, так же как и специальная, физическая подготовка нужна на любом этапе спортивного совершенствования, хотя они меняются на различных этапах по своим частным задачам, содержанию и формам. При этом общая физическая подготовка не является одинаковой для различных видов спорта. Наряду с некоторыми общими признаками она имеет особенность в каждом конкретном случае спортивной специализации.

Основными средствами общей физической подготовки являются упражнений " своего" вида спорта, а также общеразвивающие упражнения из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств общей физической подготовки буквально во всех видах спорта, являются кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Кроме того, в целях общей физической подго­товки используются естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения.

+Специальная физическая подготовка представляет процесс воспитания фи­зических способностей, специфических для избранного вида спорта. Специаль­ная физическая подготовка спортсмена направлена на овладение наиболее совре­менными навыками в избранном виде спорта и воспитание физических способ­ностей, специфических для данного вида спорта. Иначе говоря, осуществление специальной физической подготовки непосредственно сказывается на достиже­ниях спортсмена в избранном виде спорта.

Основными средствами специальной физической подготовки спортсмена являются:

а) соревновательные упражнения " своего" вида спорта (в виде специальных упражнений). Чтобы, например, приобрести способности пловца, необходимо, прежде всего, плавать; чтобы развивать способности бегуна, нужно бегать и т. д. Поэтому в процессе специальной физической подготовки спорт смена специальные средства не могут быть полностью заменены другими упражнениями;

б) дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями соревновательного упражнения (так называемые специально-подготовительные упражнения). Наиболее яркий пример подбора средств специальной физической подготовки представляет собой использование в летней тренировке конькобецами роликовых коньков, лыжниками -лыжероллеров.

 

19. Методы управления физкультурно-спортивными организациями

Метод управления физической культурой и спортом можно определить как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на подчиненных и осуществления контроля за их деятельностью. Метод управления является специфическим способом решения управленческих задач и осуществления функций физкультурно-спортивного менеджмента.

Большинство исследователей пришло к мнению, что есть три группы методов управления: 1) экономические методы управления в физкультурно-спортивном менеджменте; 2) организационно-правовые (административные) методы управления; 3) социально-психологические и педагогические методы управления. Признаком этой группировки является способ воздействия на личность и коллектив в целом. Таких способов три.

Материальная мотивация включает воздействие на личность и коллектив через материальные интересы с помощью материального стимулирования.

Властная мотивация, властное воздействие, базируется на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Воздействие здесь осуществляется организационно-административными методами с целью воспитания осознанной необходимости соблюдения определенного порядка и дисциплины труда.

Социальная мотивация основывается на воздействии через моральные интересы с помощью педагогических и социально-психологических методов. Материальная, властная и социальная мотивация взаимодействуют, образуя единую систему воздействия.

Экономические методы управления физической культурой и спортом представляют собой способы эффективного использования рыночных отношений для физического совершенствования населения, для планомерного формирования экономических условий для занятий физическими упражнениями и спортом. Комплекс экономических методов управления в спортивном менеджменте опирается на всю систему рыночных отношений - спрос на физкультурно-спортивные услуги и товары, ценообразование на них, систему финансирования и т. д.

Метод материального стимулирования осуществляется в форме дифференцирования заработной платы работников физкультурно-спортивных

Организационно-правовое воздействие в спортивном менеджменте проявляется через механизм властной мотивации и зависит от набора мер административно-правового характера. Организационно-правовые или как их еще называют организационно-административные методы управления базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Под властью в строгом смысле слова понимается безусловное и полное подчинение всех воле одного, а под авторитетом - подчинение воли одного лица воле другого

Во всем многообразии социально-психологических и педагогических методов управления различают три группы: а) общие; б) созидающие; в) тормозящие.

К общим методам следует отнести: приучение; упражнение; сочетание материального и морального стимулирования.

К созидающим относятся метод убеждения, организационное планирование, одобрение и поощрение, привлечение специалистов и болельщиков к управлению через общественные объединения.

В число тормозящих методов включают осуждение и наказание.

Охарактеризуем некоторые современные методы управления физической культурой и спортом.

Общие методы. Метод приучения. Вхождение работника в должность и его трудовое воспитание начинается с приучения. Работников спортивных организаций следует приучать к своевременному выполнению поручений, аккуратному и точному ведению служебной документации, содержанию в порядке рабочего места, профессиональному выполнению учебных программ, планов мероприятий и календарных планов.

Метод упражнения. Этот метод широко применяется при обучении. С помощью одних и тех же работ специалисты физкультурных и спортивных организаций приобретают и формируют профессиональные умения и навыки. Например, умение составить положение о соревновании, сценарий проведения спортивного мероприятия и т. д.

Созидающие и тормозящие методы управления. Метод убеждения выражается в умении менеджера убедить человека, довести понимание им того или иного требования до такого уровня, когда он не сомневается в правильности, необходимости и целесообразности этого требования, не испытывает сомнений следовать ему в своей деятельности, поведении.

Метод одобрения и поощрения, осуждения и наказания имеет комплексный характер. В процессе регулирования могут использоваться его отдельные элементы и весь комплекс в целом, Любой физкультурный работник испытывает потребность в оценке своей деятельности. Он, как правило, оценивает свое поведение по реакции окружающих. Эта потребность объективна и проявляется она уже в раннем детстве, сохраняясь всю жизнь.

20. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.

Особенность содержания программ и планов учебно-тренировочной работы в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, используемой при их подготовке. Эту информацию собирают в процессе комплексного контроля. Цель комплексного контроля – всесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена, проводимая во время этапных и углублённых комплексных исследований, регистрация показателей физического и психического состояния, уровень технического мастерства, особенности соревновательной деятельности. Число измерительных показателей может быть весьма значительно (более 100). С одной стороны расценивают как благоприятную, (большое число тестов), повышается объем, достоверность и надёжность информации о спортсмене, с другой стороны, это связано с длительным и трудоёмким тестированием и сознательными сложностями при анализе получения результатов. Выбор показателя комплексного контроля зависит от цели тестирования, цель же определяет критерии, с помощью которых обеспечивается надёжность и информативность батареи тестов. В спортивной практике, особенно для спортсменов высокого класса используют результаты соревнований, а также показатели, характеризующие особенности соревновательной деятельности в конкретном виде спорта следовательно программы комплексного контроля в разных видах спорта разные следовательно специфика соревновательной деятельности накладывает ограничения на число и содержание показаний подготовки спортсмена.

Создание программы комплексного контроля для спортивной практики включает этапы: 1. Логический анализ соревновательной деятельности с выявлением факторов, обуславливающий её эффективность. 2. Подбор тестов, позволяющий оценить эти факторы. 3. Разработка методики тестирования. 4. Контрольное тестирование. 5. Математический и статистический анализ результатов тестирования с выявлением надёжности и информативности тестов. 6. составление батарей тестов с разработкой нормативов по каждому из них.

+В батарею тестов комплексного контроля подготовки спортсмена должны входить информативные показатели состояния здоровья, телосложения, степени развития волевых качеств и двигательных качеств и технико-тактического мастерства. Результаты комплексного контроля оценивается с помощью выведения итоговой оценки.

Комплексный контроль реализуется только тогда, когда регистрируются 3 группы показателей:

1. Показатели функционального состояния и подготовки спортсмена в зарегистрированных стандартных условиях.

2. Показатели тренировочных и соревновательных воздействий.

3. Показатели внешней среды

 

21. Федеральный закон «О физической культуре и спорте» в Российской Федерации о организации деятельности в области ФКиС.


Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года


Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

Основными элементами законодательства о физкультуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Закона, являются: субъекты физкультуры и спорта, институты государственного регулирования физкультуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физкультуры и спорта. Предметом правового регулирования данного Закона являются отношения в области физкультуры и спорта, возникающие при создании необходимых условий для развития физкультуры и спорта и физического воспитания населения; подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...