Положительная и отрицательная модели. Вероятностный прогноз.
Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает ее, сопоставляет с обеими моделями. Ситуация, совпадающая с положительной моделью, вызовет у него удовольствие. Но такое бывает достаточно редко, обычно какие-то ожидания сбываются частично или не сбываются совсем. Тем не менее, общее впечатление от похода будет положительным, если несбывшиеся ожидания были компенсированы превышением других. Например, даже очень плохая погода может быть компенсирована хорошими отношениями в группе, присутствием в ней интересного человека. И наоборот, вполне благополучное путешествие покажется скучным, если в нем человек не столкнется с приятными неожиданностями. Если события принимают нежелательный оборот, ситуация приближается к отрицательной модели. Когда характер опасности человеку не ясен, и он не может противопоставить ей защитный шаблон, он остро переживает свою неподготовленность к опасности. В такой ситуации человек испытывает чувство напряжения, растерянность, страх и его реакция может оказаться резко повышенной. Например, отстав от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации начинает бессистемно и поспешно действовать и в результате окончательно теряет ориентировку. Или в личных отношениях чужой поступок или двусмысленное высказывание может вызвать очень бурную реакцию. Если одинаковые опасения имеют несколько человек, это усиливает их готовность к необоснованным реакциям – сомнения "А туда ли мы идем?", высказанные вслух и поддержанные еще кем-то могут без каких-либо оснований превратиться в уверенность: "Мы явно идем не туда!". По мере накопления походного опыта вероятностный прогноз претерпевает существенные изменения: с годами обе модели конкретизируются, пополняются деталями. Положительная модель сдвигается на уровень лучших результатов предыдущих походов. Но чем больше определенности в прогнозе, тем меньше возможности для неожиданности, поэтому эмоциональная окраска последующих походов снижается, а самое яркое впечатление оставляет первое путешествие.
При накоплении опыта детализируется и отрицательная модель – человек противостоит неприятностям более уверенно, спокойно и организованно и влияние отрицательной модели на поведение становится менее заметным.
Первичные группы. Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимоотношения, происходит их сближение и объединение в первичную группу. Такая группа не имеет официальной структуры, непостоянна по времени и составу. Чем крупнее туристская группа, тем больше образуется в ней таких малых групп. Их выделению способствует территориальное (палатка) или функциональное (лодка, связка) объединение. В каждой малой группе происходит противопоставление остальным, подразделение на "мы" и "они". Такое размежевание не исключает сотрудничества, которому способствует интерес к другим группам и их представителям, а также желание привлечь внимание к себе, произвести впечатление. Признание у окружающих, внешний престиж – обязательное условие внутригруппового благополучия. Состав: Лидер. В центре каждой малой группы обозначается лидер – самый влиятельный член группы, организующий ее деятельность, выразитель общих интересов. Он может выдвигаться изнутри, а может доминировать с самого начала, собирая группу вокруг себя. Лидер может быть постоянным, независимо от вида деятельности группы, а может выдвигаться ситуативно, на каждый вид деятельности (на маршруте, на биваке, у костра). Тип лидерства. В зависимости от характера, стиля различают два типа лидерства: авторитарное и демократическое. Авторитарный лидер резко доминирует над остальными, пользуется непререкаемым авторитетом. Нередко он не считается с чужим мнением и даже не интересуется им, но такое возможно пока сама группа принимает и поддерживает такую систему отношений. Суть авторитарного лидерства в подчинении каждого единой воле лидера и подавлении или ограничении личной инициативы. Демократического лидера распознать в группе непросто, бывает, что он сам не знает о своих лидирующих функциях или не признает их. Такой лидер не выдает готовых решений и не подавляет чужую инициативу. Наоборот, способствуя активности каждого члена группы, сам только манипулирует их предложения и мнения. Суть демократического лидерства в гармоничном объединении усилий каждого и максимальному развитию личной инициативы.
На первый взгляд демократический тип лидерства предпочтительнее, однако, бывают такие ситуации (в критической обстановке), когда демократический лидер оказывается несостоятельным, так как нет времени для дебатов и размышлений, а требуется безраздельная вера и полное подчинение руководителю. Поэтому оптимальным является соединение обоих типов в пропорции, соответствующей обстановке, свойствам самого лидера и составу группы. Референтная группа. Малая группа, любое объединение, которое предполагает непосредственный личный контакт между входящими в него людьми. Каждый человек одновременно является членом нескольких малых групп. группа, мнением которой он дорожит и старается сохранить принадлежность к ней – референтная группа. Социальный контроль. Группа воздействует на своих членов и обеспечивает соблюдение ими групповых норм разными способами (положительные – одобрение, поощрение, отрицательные – от подшучивания до физического воздействия), т.е. осуществляет социальный контроль. Адаптации к групповым требованиям. Если групповые нормы не соответствуют личным нормам человека, попавшего в нее, он приспосабливается к пребыванию в ней. Человек может сознательно временно принять эти нормы, сохранив внутреннюю приверженность прежним принципам. Другой вариант адаптации – стихийный внутренний отказ от прежних норм в пользу групповых (правда, они могут также легко уступить место следующим). Но если человек не может поступиться своими принципами или если мнение группы для него несущественны, он идет на прямое игнорирование групповых норм и ожиданий группы. То есть человек соизмеряет свои поступки со своими личными нормами и нормами, принятыми в конкретной среде. Если личные нормы у него достаточно высоки, он будет достойно вести себя независимо от условий и обстоятельств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|