Ролевая структура туристской группы.
Любая совместная деятельность требует распределения обязанностей между членами группы. Функциональные и позиционные роли. Существует два вида распределения ролей в туристской группе. Это функциональные роли: руководитель, завхоз и т.п., но в процессе совместной деятельности возникают межличностные отношения, которые влияют на расстановку людей в группе. Таким образом появляются роли второго плана – социальные или их можно назвать позиционными, т.к. они зависят от статуса человека в группе, позиции, которую он занимает, либо которую ему отводит группа. В разных источниках эти роли обозначают разными терминами, но все они носят иллюстративный характер и использовать их в качестве ярлыков к конкретным людям недопустимо. Лидер группы. Первая и главная роль, так как для успеха путешествия очень важно кому достанется эта роль. Оптимальный вариант – руководитель группы, но так бывает не всегда. Энтузиасты. В каждой группе выделяется несколько человек добровольно и активно принимающихся за любое дело. Одни активнее на маршруте, другие на биваке. Бывает, своей активностью они гасят инициативу других и порождают нахлебнические настроения, тормозя рост квалификации менее опытных туристов. С другой стороны впечатление легкости и простоты, с которой они управляются со всеми делами, вызывает у новичков недооценку сложностей и переоценку своих возможностей, что может сыграть с ними плохую шутку в серьезном путешествии. Кроме того, у самих энтузиастов на фоне малоопытных туристов возникает чувство превосходства, а это ведет к нездоровой атмосфере в группе. В походе энтузиасты, конечно – главная опора руководителя, но их активность нужно держать под контролем. И ни при каких обстоятельствах нельзя энтузиастов противопоставлять и приводить в пример новичкам или менее умелым туристам.
Старейшина – наиболее авторитетный и независимый член группы. Его роль близка к роли лидера, но он может и не проявлять активности и ограничиваться репликами, существенными для руководителя и всем членам группы. Может совмещать эту роль с ролью энтузиаста. Если старейшин несколько, но их позиции не совпадают, это ведет к падению их авторитета и может привести к расколу группы. Шут и остряк. Почти в каждой группе есть свой штатный юморист. Это либо шут, своими действиями создающий веселье и активно выступающий объектом шуток, либо остряк, добывающий смех с помощью собственного остроумия. Чаще всего в группе бывает кто-то один, либо оба в одном лице. Наличие двух претендентов на роль юмористического лидера приводит к конкуренции, утрате чувства меры. Основную массу составляют потребители. Они поддерживают распределение ролей и могут образовывать первичные группы со своими лидерами. "Самоопределяющиеся" и отрицательный лидер. В группе могут оказаться люди с низкими нормами, не заботящиеся о впечатлении, которое они производят на окружающих. Их называют самоопределяющимися, т.к. они руководствуются собственными интересами. Если таких людей несколько и их интересы и им удается найти точки соприкосновения, они образуют малую группу, противостоящую остальным. В такой группе выдвигается отрицательный лидер. Последний. В любом деле кто-то всегда остается последним. Хорошо если в разных делах и эпизодах это разные люди. Но бывает, что в позиция последнего закрепляется за одним из туристов. Это постоянно отстающий, слабый физически и технически, малоприспособленный к туристской жизни человек, может быть случайно попавший в путешествие. Он становится объектом насмешек и в качестве самозащиты может взять роль шута. Если в группе четко определился "последний", автоматически укрепляются позиции предпоследнего и близких к нему – они обретают уверенность в себе, спокойствие. Часто последний сплочает группу – людей объединяет реакция на его действия. Руководитель не должен присоединяться к отрицательной оценке "последнего", поддерживать в этом группу.
Дезорг. Еще одна роль – дезорганизатор. Это авторитетный турист, имеющий свою точку зрения и активно ее защищающий. От самоопределяющегося отличается тем, что заботится об интересах группы, и он не просто действует по-своему, а старается склонить на свою сторону других туристов. Может тем самым посеять недоверие к руководителю. При соблюдении дисциплины составляют полезную оппозицию.
4. Конфликтные отношения. Несмотря на то, что люди отправляются путешествовать ради отдыха и развлечения, отношения между членами группы не всегда складываются безоблачно и случившаяся в походе ссора может заслонить собой все остальное. Казалось бы, чем сложнее поход – тем больше вероятность конфликтов, но на самом деле в более сложный условиях повышается ответственность, мобилизуются физические и моральные ресурсы. Типы конфликтов (ущемление интересов, ошибочное приписывание позиции, психологическая непереносимость). Основания, толкающие людей к конфликтам, можно объединить в следующие группы: угроза (причем реальная) ущемления каких-либо интересов. Т.е интересы субъекта страдают от действий других участников или руководителя (распределение груза, темп движения и т.п.). О шибочное приписывание позиции. Когда непонятные или двусмысленные высказывания могут быть истолкованы, как направленные против субъекта, особенно, если это человек с повышенным самомнением. Психологическая непереносимость представляет собой предвзятое отношение к человеку в связи с его интересами, внешностью, взглядами, национальностью и т.п. возникает, когда поступки или личные свойства другого человека начинают раздражать субъекта. Нужно отметить, что основной источник раздражения расположен в самом субъекте, а его оппонент является лишь носителем, т.е. проявляет раздражающие субъекта свойства.
Однородные, сложные и многослойные конфликты. Если основания для конфликта у его участников относятся к одной из перечисленных групп, такой конфликт можно назвать однородным. Если основания разные – конфликт называют сложным. Эти варианты могут сочетаться, вызывая дальнейшее нагнетание конфликта, и он становится многослойным. Структура конфликта: готовность к конфликту. Хотя конфликты кажутся стихийными и неуправляемыми, на самом деле они возникают не на пустом месте – конфликт развивается по своим определенным законам и открытому его выражению всегда предшествует фаза вызревания, которая называется состоянием готовности к конфликту. Готовность к конфликту переживается как состояние душевного дискомфорта, раздражения и оно отчетливо связано с конкретным человеком. На этого оппонента субъект направляет свои действия на стадии реализации конфликта. Но готовность к конфликту не всегда переходит в открытое столкновение. Это зависит от личных свойств конфликтующих, их вероятностного прогноза и внешних обстоятельств (при поддержке даже одного из них столкновение становится неизбежным, а неодобрение значимых лиц может предотвратить дальнейшее развитие конфликта). Реализация готовности, развитие (поступательное, лавинообразное, взрывное). Развитие может продолжаться несколькими способами: · Поступательное развитие – конфликт разыгрывается противниками, которые поочередно делают ходы, придерживаясь каких-то негласных правил, соглашений. Пример – споры руководителя с дезоргом, противостояние двух юмористических лидеров. · Бурное, лавинообразное развитие – когда начинаясь с несущественных пререканий конфликт быстро набирает обороты и принимает неуправляемый характер (действия теряют связь с вызвавшей их причиной, не соответствуют ей по масштабу). Пример – выяснение отношений, ответ "самоопределяющихся" на ограничение их свободы. · Взрывное развитие – конфликт почти мгновенно достигает максимума, действиям свойственны глобальность, разрушительность. Наступает после длительного вызревания конфликта. Пример – реакция "последнего" на постоянные насмешки.
Исход (полное разрешение, спад, возврат к состоянию готовности, отвлечение от проблемы). Следующая стадия в развитии конфликта – его исход. Тоже может быть нескольких вариантов: · Полное разрешение – когда субъект получает возможность дать выход накопившемуся раздражению (при однородном конфликте) или прояснение позиций при конфликте второго типа (недоразумение). · Переход в хроническое состояние – когда не удается полностью преодолеть противоречия, такие "тлеющие" конфликты развиваются по поступательному принципу. · Возврат к состоянию готовности – когда разгоревшийся конфликт прерывается обстоятельствами внешнего порядка, но во взаимоотношениях его участников ничего не меняется. · Мнимый выход, отвлечение от проблемы – случайный совместный интерес, совместная выпивка и т.п. На время состояние напряженности исчезает и возникает иллюзия, что проблема разрешена. Но, как правило, участники возвращаются к конфликтной ситуации, чаще неожиданно для самих себя и конфликт обостряется еще больше. Приемы преодоления: посредничество третьего лица, разъединение конфликтующих, благоприятствование свободному развитию, пресечение. Существует несколько приемов преодоления конфликтов, которые можно применять и в туристской практике. Один из них – посредничество третьего лица. Когда предмет спора достаточно очевиден и достаточно небольшой уступки, на которую ни одна из сторон пойти не соглашается, посредник может помочь найти компромисс, прояснить позиции. Такая помощь посредника возможна лишь при доверии обеих сторон, поэтому посредник должен быть абсолютно нейтрален. Другой – разъединение конфликтующих. Спорщиков изолируют друг от друга, лишая возможности продолжать спор. Этот способ необходимо применять, когда конфликт приобретает лавинообразное развитие. Третий способ – благоприятствование свободному развитию. Этот способ может применять только одна из сторон – он сводится к превращению конфликта в односторонний. Не встречая возражений и получая возможность высказать все, что накипело, человек быстрее успокаивается и либо конфликт исчерпывает себя, либо становиться возможным спокойное обсуждение и прояснение позиций. Еще один способ – пресечение конфликта – применяется руководителем либо одной из сторон, наделенной властью, если возникает угроза единству или безопасности группы. Его суть в немедленном и безоговорочном прекращении конфликтных действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|