Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы




3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

Введение

Тема 1. Маркетинг и основные его концепции

Маркетинг как философия бизнеса. Основные определения марке­тинга, задачи, субъекты и объекты. Исторические этапы формирования маркетинговой деятельности. Основные концепции маркетинга: совер­шенствование производства, совершенствование товара, интенсифика­ция коммерческих усилий, маркетинг, социально - этичный маркетинг.

Состояние и развитие маркетинга в Республике Беларусь.

Литература: [3], стр. 5-16, 39; [2], стр. 7-41

Методические рекомендации

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Нужда - это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Чем больше значит для человека та или иная нужда, тем глубже он пе­реживает.

Потребность - это нужда, принявшая специализированную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательской спо­собностью.

Товар - все, что может удовлетворять потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, ис­пользования или потребления.

Обмен - это получение от кого-либо желаемого объекта с пред­ложение чего-либо взамен.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторона­ми. Условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупа­телей товара.

Задания для самопроверки

1. Чем было обусловлено появление маркетинга?

2. Что такое потребность?

3. В чём состоит сущность концепции маркетинга?

Тема 2. Принципы, функции маркетинга. Микро- и макросреды маркетинга

Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга: аналити­ческая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля.

Взаимосвязь принципов и функций маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от спроса на товар, области применения. Внутренняя и внешняя среда организации (микросреда и макросреда маркетинга).

Литература: [6], стр. 5-18; [9], стр. 25-30; [2], стр. 101-140

Практические занятия № 1 Сопоставление основных концепций маркетинга. Анализ внут­ренней и внешней среды конкретной организации.

Методические рекомендации

Основные принципы маркетинга:

1. Принцип рыночной ориентации;

2. Принцип единства стратегии маркетинга и тактики;

3. Принцип организационного поведения;

4. Принцип прибыльности и эффективности;

5. Принцип социальной ориентации.

 

Функции маркетинга

1. Аналитическая;

2. Производственная;

3. Сбытовая;

4. Управления и контроля.

Микросреда - представлена силами, имеющими непосредствен­ное отношение к самой организации и ее возможностям по обслужива­нию клиентуры.

Макросреда - представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, технических, политических и культурного характера.

Задания для самопроверки

1. Какие факторы определяют микросреду маркетинга?

2. Какие факторы определяют макросреду маркетинга?

3. Какие виды маркетинга вы знаете?

 

РАЗДЕЛ 1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 1. 1. Рынок и конъюнктура

Маркетинговое понимание рынка. Классификация товарных рын­ков: потребительский рынок, рынок производителей, посреднический рынок, рынок государственных учреждений, международный рынок.

Понятие конъюнктуры рынка. Факторы, определяющие конъюнк­туру рынка: структура рынка, его ёмкость и доля; соотношение спроса и предложения; государственное регулирование.

Понятие сегментации рынков. Критерии сегментации рынка по­требительских товаров: географические, демографические, социально-экономические, национально-культурные, личностные, поведенческие. Процесс сегментации.

Литература: [3], стр. 64-97; [2], стр. 212-243; [12], стр. 33-59

Методические рекомендации

Рынок - это механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время в опре­деленном месте.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупа­телей товара.

Конъюнктура ( от лат. соединяю, связываю) - экономическая си­туация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложе­ния на товары, а также уровень и динамику цен на них.

Структура рынка - определяется условиями торговли и характе­ром взаимодействий между покупателями и продавцами и обуславли­вает деление рынков на открытые и закрытые.

Емкость рынка - потенциально возможный объем товаров, реали­зуемых на нем в течение определенного промежутка времени ( как правило за год)

Доля рынка - это отношение объемов продаж фирмы и общего объема продаж на данном рынке, учитывается в натуральных или в стоимостных единицах.

Сегментация рынка - это разбивка рынка на четкие группы по­требителей, каждой из которых могут быть предложены отдельные то­вары и разработаны специальные комплексы маркетинга.

Цель сегментации рынка - выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и с ориентировать свою политику на удовлетворение спроса.

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор стимулов маркетинга.

Задания для самопроверки

1. Как определяется емкость рынка?

2. Какой рынок называется рынком продавца?

3. Что понимается под сегментированием рынка?

Тема 1. 2. Изучение потребителей и покупателей

Сущность понятий «потребитель», «покупатель». Группы покупа­телей. Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие

влияния на покупательское поведение: факторы среды, маркетинга, психологические и личностные. Процесс принятия решения о покупке.

Основные права потребителей, гарантированные законом Респуб­лики Беларусь «О защите прав потребителей».

Литература: [3], стр. 98-144; [2], стр. 141-211; [6], стр. 56-72; [9], стр. 120-154; [12], стр. 60-80

Методические рекомендации

С позиции маркетинга необходимо представлять разницу между покупателем и потребителем. Когда речь идет о потребителе, имеется ввиду конечный пользователь товара, который вовсе не обязательно является покупателем.

Поэтому для эффективной продажи того или иного товара необ­ходимо хорошо знать запросы конечного потребителя, а не только то­го, кто совершает покупку. Хотя на рынке потребительских товаров, эти понятия совпадают, но об имеющейся разнице необходимо пом­нить.

С точки зрения маркетинга потребителей можно разделить на две группы:

1) Конечные потребители;

2) Организации потребители.

Рассматривают четыре возможные модели процесса принятия решения о покупке, обусловленные:

1. Сложным покупательским поведением;

2. Поисковым покупательским поведением;

3. Неуверенным покупательским поведением;

4. Упрощенным покупательским поведением. Указанные модели зависят от:

1) Насколько сильна привычка покупать одну и ту же марку това­ра;

2) Насколько важен товар для потребления.

Задания для самопроверки

1. В чем сущность покупательского поведения?

2. Как можно охарактеризовать модель покупательского поведе­ния?

3. Почему необходимо учитывать роль и статусы потребителей?

Тема 1. 3. Процесс маркетинговых исследований

Понятие маркетингового исследования. Основные направления исследований в маркетинге: исследования рынка; покупателей; конку­рентов; предложения; товаров; цены; эффективности политики продвижения товаров. Основные этапы маркетингового исследования: определение рыночной проблемы; разработка плана исследования; сбор информации; анализ собранной информации и её интерпретация; обобщение результатов исследования и подготовка рекомендаций; принятие маркетингового решения.

Значение информации для маркетинга. Система маркетинговой информации. Внутренняя и внешняя информация. Методы сбора мар­кетинговой информации: кабинетное и полевое исследование.

Литература: [3], стр. 50-64; [2], стр. 73-100; [9], стр. 39-91

Практические занятия № 2

Анализ структуры товарного рынка, расчет его емкости и доли. Разработка модели принятия решения о покупке товаров потребитель­ского и производственного назначения.

Методические рекомендации

Маркетинговое исследование - это целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения.

Исходным пунктом маркетинговых исследований является точка формулирования маркетинговых целей и задач.

Основные этапы маркетингового исследования:

1. Определение рыночной проблемы;

2. Разработка плана исследования;

3. Сбор информации;

4. Анализ собранной информации и ее интерпретация;

5. Обобщение результатов исследования и подготовка рекомен­даций;

6. Принятие маркетингового решения.

Маркетинговые решения должны учитывать уровень неопреде­ленности и степень риска. Степень риска можно значительно умень­шить, располагая достаточным объемом надежной и актуальной информации. Она является не только основой принятия оптимальных решений, но и ресурсом, позволяющему предприятию: снижать финан­совый риск, оценивать рыночную деятельность, повышать эффектив­ность деятельности.

Маркетинговая информация - это факты, сведения, оценки, циф­ры и др. данные.

Система маркетинговой информации - это совокупность прие­мов, методов, организационных мер, средств и ресурсов, с помощью которых непрерывно осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации с целью ее использования при принятии эффективных маркетинговых решений.

Внутренняя информация - это поиск необходимых сведений внутри самого предприятия.

Внешняя информация - ориентирована на источник и методиче­ские приемы, с помощью которых можно получить информацию о со­бытиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде.

Кабинетное исследование - метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках, подготов­ленных для других целей (обычно опубликованных).

Полевое исследование - метод сбора и оценки информации непо­средственно об объеме исследования, регистрируемой путем спроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.

Задания для самопроверки

1. Какие маркетинговые исследования наиболее часто проводятся?

2. Какое исследование считается кабинетным?

3. Что значит провести опрос?


 

РАЗДЕЛ 2. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 2. 1. Товар в системе маркетинга

Сущность и значение товарной политики. Маркетинговое понима­ние товара, его свойства. Классификация потребительских товаров. Классификация товаров производственного назначения. Товарная но­менклатура и ассортимент. Управление товарным ассортиментом.

Литература: [3], стр. 145-158; [9], стр. 155-159; [6], стр. 73-78

Методические рекомендации

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга, он дол­жен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а марке­тинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Что обеспечивает­ся путем реализации товарной политики.

Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стра­тегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для по­требителя и тем самым удовлетворяют ту или иную потребность, обес­печивая соответствующую прибыль предприятию.

Товар - это всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это

означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.

При создании товара нужно воспринимать идею на трех уровнях:

1. Товар по замыслу;

2. Товар в реальном исполнении;

3. Товар с подкреплением.

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг.

Ассортиментные группы - это отдельные группы товаров, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовле­творять определенную потребность (для парфюмерно-косметической фирмы: одеколон, духи, губная помада).

Товарный ассортимент - совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготавливаемых фирмой.

Задания для самопроверки

1. В чем сущность товарной политики?

2. Когда говорят о товаре в реальном исполнении?

3. Что такое товарная номенклатура?

Тема 2. 2. Создание нового товара и жизненный цикл товара

Понятие нового товара для потребителя и производителя. Основ­ные этапы создания нового товара: поиск идей о новом товаре; оценка и отбор лучших идей о товаре; экономический анализ; разработка товара; пробный маркетинг; производственное и коммерческое освоение нового товара.

Конкуренция, виды конкуренции в маркетинге. Конкурентоспо­собность и качество товара. Параметры, определяющие конкурентоспо­собность товара.

Сущность жизненного цикла товара. Виды жизненных циклов то­варов. Маркетинговая деятельность на отдельных этапах жизненного цикла товара.

Литература: [3], стр. 158-173; [2], стр. 244-313; [9], стр. 159-191

Практические занятия № 3

Разработка маркетинговой деятельности для каждого этапа жиз­ненного цикла конкретного товара. Анализ конкурентоспособности конкретного товара.

Методические рекомендации

Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Его создают, выходят на рынок, какое-то время оно остается на рынке и наступает время, ко­гда товар снимается с производства и прекращается его продажа.

Новый товар может быть новым для фирмы, новым для потреби­телей, а также новым как для фирмы, так и для потребителей.

Если товар является новым как для фирмы, так и для потребителя, то он обладает совершенно новыми качествами, которые впервые в нем реализованы.

Товар является новым только для потребителей, если им раньше не была известна марка, разновидность или модель данного товара.

Товар является новым только для фирмы, если он известен потре­бителям, и для того, чтобы обеспечить его массовое изготовление, фирме следует осуществлять процесс, обусловленный разработкой, по­становкой на производство и вводом на рынок.

Под конкуренцией понимается (от лат. сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами рынка, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

С точки зрения организации, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Создаваемые новые товары должны быть конкурентоспособными и иметь высокий уровень качества.

Конкурентоспособность - это преимущество именно данного то­вара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Конкурентоспособность – понятие, четко привязанное к конкрет­ному рынку и времени продажи, которые можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

Качество является главным фактором конкурентоспособности то­вара. Низкокачественный товар обладает низкой конкурентоспособно­стью.

Создав новый товар, фирма организует его производство и про­дажу. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремиться обеспечить получение приличной прибыли за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара.

У каждого товар есть свой жизненный цикл, который включает в себя 4 этапа: внедрения, рост, зрелости, упадка.

Задания для самопроверки

1. Что означает разработка нового товара?

2. Что такое конкурентоспособность товара?

3. Что такое жизненный цикл товара?

Тема 2. 3. Товарные знаки. Упаковка и маркировка товара

Понятие товарного знака. Виды товарных знаков. Основные тре­бования, предъявляемые к товарному знаку. Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь.

Понятие упаковки, её виды, функции. Упаковка как средство реа­лизации маркетинга.

Сущность маркировки, её функции. Производственная и торговая маркировка.

Сервис в товарной политике фирмы.

Литература: [3], стр. 174-200; [9], стр. 242-298; [6], стр. 78-83

Практические занятия № 4

Анализ упаковки и маркировки конкретных товаров отечествен­ных и зарубежных производителей. Разработка товарного знака и упа­ковки конкретного товара.

Методические рекомендации

Товарный знак - это любое название, знак, символ или рисунок или их комбинация, используемые для обеспечения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.

Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, исполнителях, количественных и качественных характеристиках това­ра.

Маркировка выполняет информационную, идентификационную, эмоциональную и мотивационную функции.

Производственная маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку и (или) на другие носители информации.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенные на товарные или кассовые чеки, упаковку. Информа­ция в основном характеризует продавца, а не товар.

Торговая маркировка служит основанием для предъявления пре­тензий к продавцу.

Под сервисом понимается система обслуживания покупателя, позволяющая выбрать наилучший товар и обеспечить его оптимальное потребление в течение периода, приемлемого для потребителя.

Сервис может быть организован как до приобретения товара и во время его продажи, так и в период эксплуатации товара.

Задания для самопроверки

1. Какие виды товарного знака обычно используются?

2. Каковы основные функции упаковки?

3. Что такое сервис?

РАЗДЕЛ 3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Тема 3. 1. Цены в условиях рынка

Цена, её основные функции. Факторы ценообразования: внешние и внутренние. Понятие и основные задачи ценовой политики. Этапы цено­образования. Методы и стратегии рыночного ценообразования. Управ­ление ценами: психологические аспекты установления цены, политика скидок.

Литература: [3], стр. 248-286; [2], стр. 314-357; [9], стр. 299-336; [6], стр. 99-113; [12], стр. 104-114

Методические рекомендации

Цена - это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар. Цена товара - это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за весь товар или единицу товара при определенных условиях, устраивающих обе стороны.

С помощью цены можно решать такие задачи, как:

1. Обеспечение выживаемости - когда на рынке много произво­дителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиента, а так же в условиях экономического кризиса. Чтобы обеспе­чить работу организации и сбыт товаров, устанавливаются низкие це­ны;

2. Максимизация текущей прибыли - маркетологи производят оценку спроса и затрат, применительно к разным уровням цен, выбирая такую цену, которая обеспечивает оперативное поступление денежных средств, возмещение расходов и максимальный рост текущей прибыли.

3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка - компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добива­ясь массового охвата рынка, компании идут на максимально возможное снижение цен.

Минимальная цена определяется себестоимостью продукции (бывают исключения из этого правила).

Максимальная цена - наличие какого-либо уникального достоин­ства товара.

Задания для самопроверки

1. Что такое цена?

2. В чем сущность ценовой политики?

3. Какие основные факторы учитываются при установлении цены?

Тема 3. 2. Политика распределения

Каналы распределения потребительских и производственных това­ров. Типы и функции посредников. Организация товародвижения, его эффективность. Сущность оптовой торговли. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля в рыночной экономике. Новые формы организации оптовой и розничной торговли.

Литература: [3], стр. 201-231; [2], стр. 358-443; [9], стр. 337-390; [6], стр. 144-155

Методические рекомендации

Совокупность фирм, а также отдельных людей принимающие на себя право собственности или способствующие передаче другим на пу­ти движения товара от производителя к потребителю, образует канал распределения.

Во многих случаях производители продают свои товары торгов­цам, а те реализуют их конечным потребителям. В этом случае товаро­производитель использует канал распределения первого уровня.

При использовании канала второго уровня производитель продает свои товары оптовикам, а те их перепродают различным торговцам.

Использование канала третьего уровня, если между оптовиком и производителем имеется посредник, в качестве которого выступает торговый агент или брокер.

Если производитель сам реализует свои товары, то говорят, что он осуществляет прямой маркетинг.

Наиболее часто используемыми каналами распределения товаров производственного назначения являются каналы нулевого уровня, то есть производитель сам продает вои товары.

Оптовая торговля - любая деятельность по продажи товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи или производственного назна­чения.

Под розничной торговлей понимается деятельность по реализа­ции товаров и услуг конечными покупателями, которые приобретают их в целях потребления.

Задания для самопроверки

1. Решение каких задач обеспечивается политикой распределения?

2. Почему необходимы посредники?

3. Что такое канал распределения?

Тема 3. 3. Управление каналами распределения

Вертикальные маркетинговые системы, горизонтальные марке­тинговые системы управления каналами распределения.

Рыночные структуры, участвующие в реализации политики рас­пределения: аукционы, товарные биржи, оптовые ярмарки.

Понятие и сущность логистики. Основные задачи логистики: прогнозирование, управление запасами, обработка заказов, хранение запасов, складирование, транспортировка.

Литература: [3], стр. 231-247

Практические занятия № 5

Анализ каналов распределения потребительских и производ­ственных товаров конкретных организаций.

Методические рекомендации

Наиболее высокий уровень управления каналами распределения обеспечивается в условиях функционирования вертикальных маркетин­говых систем.

В вертикальных маркетинговых системах производитель и другие участники каналов координируют свои усилия на осуществление эф­фективной политики распределения, действуя как единое целое.

Физическое перемещение товаров от производителя к потребите­лю следует должным образом как спланировать так и выполнять.

Этот процесс принято называть физическим распределением. Ре­шением задач такого распределения занимается логистика.

Логистика - наука об оптимизации движения материальных и связанных сними информационных и финансовых потоков в простран­стве и во времени от источника их возникновения до конечного потре­бителя.

Задания для самопроверки

1. Какая маркетинговая система называется вертикальной?

2. Какие задачи призвана решать система управления каналами распределения?

3. В каком случае говорят о горизонтальной маркетинговой систе­ме?

 

РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Тема 4. 1. Коммуникационная политика. Реклама в системе марке­тинговых коммуникаций

Понятие и значение коммуникационной политики. Коммуни­кационные средства: реклама, личная продажа, стимулирование продаж, общественные связи.

Сущность, задачи рекламы. Основные разновидности рекламы. Планирование рекламной деятельности.

Рекламная деятельность в Республике Беларусь.

Литература: [3], стр. 302-333; [2], стр. 471-508; [9], стр. 391-448; [6], стр. 113-137; [12], стр. 127-154

Практические занятия № 6

Разработка плана рекламной деятельности.

Методические рекомендации

С точки зрения маркетинга, коммуникации (от латинского com­munication - делаю общим, связываю, общаюсь) - это многоаспектное понятие, охватывающее систему взаимосвязей и взаимоотношений, обуславливающих возможности обмена информацией между различ­ными субъектами рынка.

Среда, в которой функционирует организация, пронизана слож­ной системой коммуникаций. Она контактирует со своими покупателя­ми, поставщиками, банками, страховыми компаниями и др. Эти связи взаимны и могут пересекаться. Их задача - формирование и поддержа­ние образа предлагаемых товаров и организации в целом в глазах об­щественности и своих существующих и потенциальных потребителей.

Реклама - это платная форма неличного представления и продви­жения товаров, услуг и идей до целевых аудиторий.

Личная продажа - это непосредственный контакт между продав­цом и одним или несколькими покупателями с целью совершения по­купок.

Стимулирование продаж - кратковременное поощрение покупки или продажи товара.

Общественные связи - это установление и поддержание комму­никаций между фирмой и общественностью в целях создания благо­приятного мнения о самом товаре и (или) его изготовителе.

Задания для самопроверки

1. Какие существуют виды рекламы?

2. Какая реклама является информативной?

3. Какие основные этапы рекламной деятельности обычно рас­сматриваются?

Тема 4. 2. Организация общественного мнения

Понятие организации общественного мнения («паблик рилейшнз»). Современная система деловой коммуникации. Методы ор­ганизации общественного мнения.

Литература: [3], стр. 349-353; [9], стр. 477-497; [6], стр. 140-142; [12], стр. 155-165

Методические рекомендации

Одной из основных частей коммуникационной политики фирмы являются общественные связи, призванные обеспечить создание благо­приятного общественного мнения о фирме и ее товаре.

Такое мнение складывается благодаря установлению и поддержа­нию фирмой хороших отношений со средствами массовой информа­ции, целевыми аудиториями, инвесторами, органами государственной власти и управления. Во многих фирмах создаются отделы по связям с общественностью.

Таким образом, паблик рилейшнз - это деятельность фирмы по установлению связей с общественностью, с необходимой социальной средой с целью сформировать общественное мнение, направить мысли, чувства и поведение определенных групп на решение задач фирмы.

Маркетинг придает паблик рилейшнз направленность на конеч­ную цель деятельности фирмы - получение максимально возможной прибыли.

В процессе работы паблик рилейшнз, в первую очередь со сред­ствами массовой информации, а также с другими объектами, исполь­зуются следующие методы:

1. Подготовка материалов о деятельности фирмы;

2. Предоставление материалов о деятельности фирмы;

3. Ответы на запросы фирмы;

4. Распространение информации о деятельности фирмы;

5. Сбор и анализ публикаций о деятельности фирмы;

6. Мониторинг (отслеживание) информации о деятельности фир­мы;

7. Создание банка публикаций о деятельности фирмы;

8. Обеспечение менеджеров и персонала фирм информацией об опубликованных материалах по деятельности фирмы.

9. Организация «писем в редакцию», посвященных насущным за­дачам фирмы.

10. Организация проведения пресс-конференций;

11. Организация посещения представителями СМИ мероприятий, проводимых фирмой.

12. Подготовка и организация проведения интервью с должност­ными лицами фирмы.

Задания для самопроверки

1. Что означает выражение «создать благоприятное общественное мнение»?

2. Каковы основные этапы подготовки и проведения пропагандист­ской кампании?

Тема 4. 3. Личная продажа и стимулирование продаж

Тема 4. 3. Личная продажа и стимулирование продаж

Понятие личной продажи. Основные этапы процесса личной продажи: установление целевой аудитории, подготовка к контакту с целевой аудиторией, завоевание расположения целевой аудитории, представление товара, преодоление возможных сомнений и возраже­ний, завершение продажи, послепродажные контакты с покупателя­ми.

Сущность стимулирования продаж. Цели и методы стимулиро­вания продаж. Основные этапы процесса подготовки и проведения мероприятий по стимулированию продаж.

Литература: [3], стр. 333-348; [2], стр. 509-535; [9], стр. 449-477; [6], стр. 137-140, 142-144; [12], стр. 166-178

Методические рекомендации

Личная продажа - часть продвижения товаров и услуг, включаю­щая их устное представление в личной или телефонной беседе с потен­циальными покупателями с целью продажи.

Личная или телефонная продажа оказывается наиболее эффек­тивным средством воздействия на стадиях формирования покупатель­ских предпочтений и убеждений, а также непосредственно на стадии купли-продажи.

Стимулирование продаж на ряду с рекламой является мощным средством продвижения товаров от фирм к потребителям. Можно ска­зать, что стимулирование продаж существенно дополняет рекламу.

Стимулирование продаж - это ряд взаимосвязанных мер поощре­ния торгового персонала фирм, работников каналов распределения то­варов и потребителей с целью увеличения прибыльности продаж.

Задания для самопроверки

1. Какие основные этапы включает процесс личной продажи?

2. Каковы основные тенденции развития личных продаж?

3. Что такое программа стимулирования?

РАЗДЕЛ 5. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

Тема 5. 1. Стратегическое планирование

Понятие стратегического планирования деятельности фирмы. Ба­зовые стратегии роста фирмы: интенсивное развитие; интеграционное развитие; диверсифицированное развитие.

План маркетинга, его основные разделы: исходные показатели дея­тельности; оценка текущей маркетинговой ситуации; анализ положения фирмы на рынке; цели и задачи; стратегии маркетинга; программы дей­ствий; бюджеты; порядок контроля.

Организация маркетинга. Структуры управления маркетингом: функциональная, товарная, региональная, матричная.

Литература: [3], стр. 394-411; [9], стр. 498-508; [12], стр. 210-218

Практические занятия № 7

Разработка плана маркетинга. Выбор структуры управления мар­кетингом.

Методические рекомендации

Каждая фирма должна постоянно рассматривать возможности дальнейшего развития. Такие возможности она может получить в первую очередь благодаря выходу на новые перспективные рынки или в результате разработки и производства пользующегося повышенным спросом товара.

Определить структуру управления маркетингом - это значит установить отдельные элементы в субъекте управления маркетингом, выявить их соподчиненность и взаимосвязь в процессе принятия и реа­лизации управленческих решений. Такие соподчиненность и взаимо­связи могут быть самыми различными. Это определяет многообразие структур управления. Наиболее часто рассматриваются:

1. функциональная структура управления;

1. структура управления, построенная по товарному принципу (товарная структура управления);

2. структура управления, построенная по региональному принци­пу (региональная структура управления);

3. матричная структура управления.

Развитием рассмотренных выше структур является матричная структура управления. Главная особенность такой структуры состоит в том, что она предполагает наличие ряда маркетинговых программ, для каждой из которых назначается руководитель. Руководители программ определяют, что и когда должно быть сделано, а руководители соответ­ствующих отделов устанавливают, каким образом данная работа долж­на быть в соответствующих подразделениях выполнена.

Если одновременно выполняется несколько маркетинговых про­грамм, структура управления содержит такой элемент, как центр управления маркетинговыми программами. Главной задачей такого центра является координация действий всех руководителей маркетин­говых программ, обеспечение сбалансированного использования ре­сурсов, необходимых для выполнения всех программ.

При значительном числе маркетинговых программ матричная структура управления становится неэффективной. С одной стороны, нарушается специализация в осуществлении функций управления, а с другой — возникает дублирование функций управления при обеспече­нии реализации отдельных маркетинговых программ.

Задания для самопроверки

1. Почему необходимо управлять маркетингом?

2. Каковы основные функции управления маркетингом?

3. Что такое стратегическая маркетинговая программа?

Тема 5. 2. Контроль маркетинговой деятельности

Сущность маркетингового контроля. Основные требования, предъявляемые к маркетинговому контролю.

Основные этапы маркетингового контроля. Виды контроля: еже­годный плановый контроль; контроль прибыли; контроль эффективно­сти; стратегический контроль.

Литература: [3], стр. 411-416; [9], стр. 508-511

Практические занятия № 8

Решение ситуационных задач: анализ маркетинговой деятельно­сти конкретной организации.

Методические рекомендации

 Маркетинговый контроль - это систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы фирмы в целях обеспечения ее эффективной предпринимательской деятельности. Он предполагает анализ как производственно-коммерческой, так и марке­тинговой деятельности фирмы. Требования:

1. Маркетинговый контроль должен быть объективным и осу­ществляться в определенной последовательности

2. Необходимо соблюдать соответствующую периодичность его

проведения, обеспечивать всестороннее исследование рассматривае­мых проблем.

Как было указано, контроль осуществляется путем сопоставления фактических и плановых результатов работы фирмы в различных обла­стях деятельности. Значит, исходным для организации контроля явля­ется установление количественных и качественных параметров, с которыми следует проводить соответствующее сопоставление реаль­ных результатов. Кроме того, необходимо в каждом конкретном случае установить временные интервалы, в течение которых данные сопостав­ления будут проводиться. Количественные, качественные и временные параметры лежат в основе так называемых стандартов системы кон­троля, относительно которых контроль и осуществляется.

После установления указанных параметров следует:

1. установить допустимую точность контрольных измерений;

2. измерить достигнутые результаты;

3. сопоставить фактические и запланированные результаты;

4. совершить необходимые корректировочные действия.

Задания для самопроверки

1. Какие виды контроля проводятся?

2. Почему необходим и как проводится контроль прибыли?

3. В чем сущность ревизии маркетинга?

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...