Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.5. Интернет-ресурсы. 7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины




7. 5. Интернет-ресурсы

· institutional. narod. ru

· www. libertarium. ru

7. 6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

В учебном процессе используется программное обеспечение Adobe Reader X, Microsoft Office Power Point, Word, Excel (1997-2003, 2007).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении лекций используются презентации, демонстрируемые студентам с помощью ноутбука и интерактивной доски.

8. 1. Учебно-лабораторное оборудование

Занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных интерактивной доской и предназначенных для проведения интерактивных занятий.

8. 2. Программные средства

Adobe Reader – бесплатная проприетарная программа, предназначенная для просмотра и печати документов в формате PDF.

Microsoft Office — проприетарный пакет офисных приложений, в который входят такие программы, как Microsoft Office Word — текстовый процессор, Microsoft Office Excel — табличный процессор. Microsoft Office PowerPoint — приложение для подготовки презентаций. Все программы предназначены для установки и работы под управлением операционных систем Microsoft Windows XP/Vista/7

8. 3. Технические и электронные средства

При проведении лекций используются презентации, демонстрируемые студентам с помощью ноутбука и интерактивной доски.

 

9. Учебная карта дисциплины

УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА-2»

Преподаватель д. э. н., профессорВольчик Вячеслав Витальевич,

Кафедра экономической теории

Курс 1 Семестр 2 Группа 1. 5, 1. 6, 1. 10, 1. 12, 1. 15

Направление подготовки (специальность) Менеджмент

Виды контрольных мероприятий

Количество

баллов за 1

контрольное

мероприятие

Количество баллов по модулю

Модуль 1 Рыночные структуры, институты и организации Модуль 2 Макроэкономика Модуль 3 Институциональна организация экономики
  Текущий контроль      
Посещение лекций
Работа на практических занятиях
Промежуточное тестирование
Реферат        
Другое        
  Рубежный контроль
Контрольная работа        
Тестирование
Другое        
  Промежуточная аттестация      
Зачет/ Экзамен      

 

Преподаватель                 ______________ ___________________________

(подпись)                                                (И. О. Фамилия)

 

Согласовано: заведующий кафедрой _________________ О. С. Белокрылова

(подпись)

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ

1. Комплексная цель модуля «Рыночные структуры, институты и организации»:

привить навыки оценки состояния и уровня экономических исследований по отдельным направлениям современной экономической теории на основании изучения научной, научно-методической и учебной литературы. Сформировать представление об основных аспектах неоклассического и институционального подхода к исследованию рыночных структур, организаций и институтов.

2. Содержание модуля

Тема № 1. Производство и ценообразование в различных типах рыночных структур (лекция)

Цели: выделить и сравнить различные рыночные структуры, в соответствии с различными классификациями

Задачи: провести классификации рыночных структур по различным критериям; рассмотреть специфику совершенной конкуренции; изучить условия равновесия чистой монополии; выделить и изучить три вида ценовой дискриминации; различными способами определить потери общества от монополии.

План лекции:

1. Классификация рыночных структур.

2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3. Чистая монополия.

4. Ценовая дискриминация

5. Потери общества от монополизации рынка.

Ключевые термины: рыночная структура; совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; монополия; ценовая дискриминация; аккордный взнос; двухчастный тариф; мертвый груз монополии.

Выводы: Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Совершенная конкуренция характеризуется: на рынке присутствуют одновременно множество фирм, продукция является однородной, вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями, покупатели и продавцы обладают всей необходимой информацией. Монополия представляет собой рынок, на котором одна фирма является единственным продавцом некоего продукта, не имеющего субститутов. Олигополия - представляет собой рынок нескольких фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. При монополистической конкуренции на рынке существует множество фирм, ни одна из которых не имеет значительной доли на рынке, а также легкость входа и выхода. Но в отличие от совершенной конкуренции продукция фирм не однородна, а уникальна. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС = АС = Р. Условие максимизации прибыли для монополии также записывается уравнением MR=MC. Но MR не равно P. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по различным ценам, в зависимости от их платежеспособности. В связи с тем, что при монополии объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции, а цена товара выше, общество несет потери от монополии.

Форма текущего контроля – посещение лекций и тест

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2. Тест Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста

 

Тема № 1. Производство и ценообразование в различных типах рыночных структур (семинар)

Цели: выделить и сравнить различные рыночные структуры, в соответствии с различными классификациями

Задачи: провести классификации рыночных структур по различным критериям; рассмотреть специфику совершенной конкуренции; изучить условия равновесия чистой монополии; выделить и изучить три вида ценовой дискриминации; различными способами определить потери общества от монополии

План семинара:

1. 1. Максимизация прибыли фирмой при совершенной конкуренции

1. 2. Максимизация прибыли монополистом

1. 3. Дискриминация третьего рода

1. 4. Совершенная дискриминация путем введения двуставочного тарифа

1. 5. Потери общества от монополизации

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 2. Рыночные структуры и показатели монопольной власти (лекция)

Цели: изучить показатели концентрации и монопольной власти.

Задачи: дать различные определения рынка и провести классификации рыночных структур; рассмотреть барьеры входа на рынок; выделить наиболее используемые показатели концентрации; выделить наиболее используемые показатели монопольной власти.

План лекции:

1. Рынок и рыночные структуры

2. Показатели концентрации

3. Показатели монопольной власти

Ключевые термины: рынок; границы рынка; отрасль; барьеры входа на рынок; минимально эффективный выпуск; индекс концентрации; индекс Херфиндаля—Хиршмана; индекс Джини; индекс Линда; коэффициент Бэйна; коэффициент Лернера; коэффициент Тобина; коэффициент Папандреу.

Выводы: Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынок - это механизм передачи прав собственности. Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей. Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками.

Форма текущего контроля – посещение лекций и тест

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2. Тест Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста

 

Тема № 2. Рыночные структуры и показатели монопольной власти (семинар)

Цели: изучить показатели концентрации и монопольной власти

Задачи: дать различные определения рынка и провести классификации рыночных структур; рассмотреть барьеры входа на рынок; выделить наиболее используемые показатели концентрации; выделить наиболее используемые показатели монопольной власти.

План семинара:

2. 1. Индекс концентрации

2. 2. Индекс Херфиндаля—Хиршмана

2. 3. Коэффициент Бэйна

2. 4. Коэффициент Лернера

2. 5. Коэффициент Тобина

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 3. Олигополия (лекция)

Цели: рассмотреть модели объемной конкуренции на рынке олигополии

Задачи: дать характеристику олигополистической структуры; рассмотреть модель Курно; рассмотреть модель Штакельберга; изучить возможность вступления олигополистов в картель.

План лекции:

1. Общая характеристика олигополистической структуры

2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно

3. Модель дуополии Штакельберга

4. Картельное соглашение

Ключевые термины: дуополия; объемная и ценовая конкуренция; модель Курно; уравнения реакции; модель Штакельберга; Лидер; Последователь; картель.

Выводы: Для олигополии характерно три признака: в отрасли присутствует две или несколько фирм, кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов. Модель Курно базируется на следующих предпосылках: две фирмы производят однородный товар, фирмам известна кривая рыночного спроса, фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно, каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным. В модели Штакельберга олигополисты выбирают две линии поведения: лидера и последователя.

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 3. Олигополия (семинар)

Цели: рассмотреть модели объемной конкуренции на рынке олигополии

Задачи: дать характеристику олигополистической структуры; рассмотреть модель Курно; рассмотреть модель Штакельберга; изучить возможность вступления олигополистов в картель.

План семинара:

3. 1. Модель Курно

3. 2. Модель Штакельберга

3. 3. Картель

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 4. Монополистическая конкуренция (лекция)

Цели: изучить равновесие на рынке монополистической конкуренции и причины использования рекламы

Задачи: выделить характеристики монополистической конкуренции; рассмотреть равновесие на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде; рассмотреть рекламу как инструмент неценовой конкуренции.

План лекции:

1. Характеристики рынка монополистической конкуренции

2. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

3. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

4. Реклама и неценовая конкуренция

5. Интенсивность рекламы

Ключевые термины: неценовая конкуренция; стратегия дифференциации; реклама; формула Дорфмана-Стейнера.

Выводы: Рынок монополистической конкуренции обладает двумя основными характеристиками: на рынке конкурирует много фирм, которые продают дифференцированные продукты; доступ новых фирм на рынок неограничен, поэтому новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками. Монополистически конкурентная фирма может иметь прибыль только в краткосрочном, но не долгосрочном периоде. Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Важную роль в продвижении товаров на рынке играет реклама. Доля расходов на рекламу тем больше, чем выше эластичность спроса по рекламе и чем ниже ценовая эластичность спроса (или больше разница между ценой и издержками).

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 4. Монополистическая конкуренция (семинар)

Цели: изучить равновесие на рынке монополистической конкуренции и причины использования рекламы

Задачи: выделить характеристики монополистической конкуренции; рассмотреть равновесие на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде; рассмотреть рекламу как инструмент неценовой конкуренции.

План семинара:

4. 1. Прибыль монополистически конкурентной фирмы

4. 2. Эффективность рекламной кампании

4. 3. Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 5. Экономическая теория организаций (лекция)

Цели: рассмотреть роль организаций в экономике с точки зрения институционализма.

Задачи: дать определение некоторым видам экономических отношений, складывающимся в организации; дать определение понятию организации; провести различие между институтами и организациями; определить понятия контроля, власти и иерархии; рассмотреть модель «принципала - агента»; выделить пять базовых компонентов организации; привести классификацию хозяйственных организаций.

План лекции:

1. Организация в экономической теории.

2. Дихотомия: институты и организации.

3. Контроль и власть в хозяйственной организации.

4. Теория принципала-агента.

5. Типология хозяйственных организаций.

Ключевые термины: контроль; экономическая власть; мотивация; иерархия; дихотомия; специфические активы; теория принципала-агента; операционный центр; стратегический центр; промежуточное звено; техноструктура; персонал поддержки; простая структура; механистическая, или машинная, бюрократия; профессиональная бюрократия; структура по отделениям; адхократия.

Выводы: Организация – это система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли. В половине экономических исследований понятия институт и организация используются как синонимы. Другие представители неоинституционализма подчеркивают важность различий между институтами и организациями. В организации происходит делегирование полномочий, что кроме некоторых выгод порождает и проблему принципала-агента. Пять базовых компонентов организации: операционный центр; стратегический центр; промежуточное звено; техноструктура; персонал поддержки. Пять типов организации: простая структура; механистическая, или машинная, бюрократия; профессиональная бюрократия; структура по отделениям; адхократия.

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 5. Экономическая теория организаций (семинар)

Цели: рассмотреть роль организаций в экономике с точки зрения институционализма.

Задачи: дать определение некоторым видам экономических отношений, складывающимся в организации; дать определение понятию организации; провести различие между институтами и организациями; определить понятия контроля, власти и иерархии; рассмотреть модель «принципала - агента»; выделить пять базовых компонентов организации; привести классификацию хозяйственных организаций.

План семинара:

5. 1. Организации и рынки.

5. 2. Частные фирмы и государственные организации: сравнение эффективности.

5. 3. Теория фирмы как организационной структуры: от теории выбора к теории контрактов

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 6. Фирма как экономическая организация (лекция)

Цели: интерпретировать фирму как экономическую организацию.

Задачи: рассмотреть различные альтернативные подходы к определению понятия фирмы; более подробно рассмотреть контрактный подход к фирме; изучить процесс обработки информации в организации.

План лекции:

1. Альтернативные подходы к теории фирмы

2. Организация и обработка информации

3. Контрактная теория фирмы

Ключевые термины: черный ящик; трансфертные цены; издержки контроля; проблема безбилетника; U-форма; М-форма.

Выводы: Фирма является одной из разновидностей организаций. Одна из важнейших функций, которую выполняют хозяйственные организации, – это обработка и производство информации. В контрактной теории фирмы она рассматривается как совокупность отношений (часто выраженных контрактами) между работниками, управляющими и собственниками. Контрактный подход к фирме позволяет выделить две организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 6. Фирма как экономическая организация (семинар)

Цели: интерпретировать фирму как экономическую организацию.

Задачи: рассмотреть различные альтернативные подходы к определению понятия фирмы; более подробно рассмотреть контрактный подход к фирме; изучить процесс обработки информации в организации

План семинара:

6. 1. Интерпретация в неоклассике фирмы как «черного ящика»

6. 2. Институциональные подходы к фирме

6. 3. Роль риска и неопределенности в деятельности фирмы

6. 4. Издержки контроля и трансакционные издержки при различных организационных структурах

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 7. Рынки факторов производства (лекция)

Цели: изучить неоклассический подход к рынкам труда и капитала.

Задачи: интерпретировать труд как фактор производства; рассмотреть функции спроса и предложения труда и установление равновесия на данном рынке; рассмотреть последствия ограничений конкуренции на рынке труда; изучить неоклассический подход к капиталу.

План лекции:

1. Труд как фактор производства

2. Предложение труда

3. Спрос на труд

4. Равновесие на рынке труда 

5. Неконкурентные рынки труда. Влияние профсоюзов

6. Экономическая природа капитала

7. Учет фактора времени. Дисконтированная стоимость

Ключевые термины: фактор производства; интенсивность и производительность труда; эффекты замещения и дохода; индивидуальное предложение труда; номинальная и реальная заработная плата; дифференциация ставок заработной платы; профсоюз; монопсония; физический (материальный) и человеческий капитал; инвестиции; ссудный процент; дисконтирование; ставка дисконта; текущая дисконтированная стоимость; чистая дисконтированная стоимость.

Выводы: Под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу рабочего времени. Кривая индивидуального предложения труда является загибающейся. Для экономики в целом кривая предложения труда будет иметь положительный наклон. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство. Заработная плата – это цена труда. Различают номинальную и реальную заработную плату. Профсоюз — это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Капитал - это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Ссудный процент - это цена, уплачиваемая собственнику капитала, за использование его средств в течение определенного периода времени. Дисконтирование - это процедура, с помощью которой вычисляется сегодняшний аналог суммы, выплачиваемой через определенный срок при существующей норме процента.

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 7. Рынки факторов производства (семинар)

Цели: изучить неоклассический подход к рынкам труда и капитала

Задачи: интерпретировать труд как фактор производства; рассмотреть функции спроса и предложения труда и установление равновесия на данном рынке; рассмотреть последствия ограничений конкуренции на рынке труда; изучить неоклассический подход к капиталу.

План семинара:

7. 1. Занятость и безработица

7. 2. Текущая дисконтированная стоимость

7. 3. Чистая дисконтированная стоимость

7. 4. Цели профсоюза

7. 5. Спрос фирмы на труд

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема № 8. Общее равновесие (лекция)

Цели: рассмотреть механизм установления общего равновесия в рыночной системе

Задачи: определить понятие общего равновесия и условия его установления; изучить обмен и производство двух товаров с помощью коробки Эджуорта; рассмотреть модель общего равновесия Вальраса.

План лекции:

1. Понятие и условия общего равновесия

2. Коробка Эджуорта

3. Модель общего равновесия Вальраса

Ключевые термины: частичное равновесие; общее равновесие; коробка Эджуорта; контрактная кривая; линия возможных полезностей; кривая производственных возможностей; эффективность по Парето; функция избыточного спроса; закон Вальраса.

Выводы: частичное равновесие - равновесие, складывающееся на отдельном рынке. Общее равновесие – равновесие, возникающие в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объем продаж на всех рынках. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции достигает Парето-эффективного использования ресурсов. Распределение называется Парето-эффективным, если товары (ресурсы) нельзя перераспределить так, чтобы улучшить чье-то положение, не ухудшив положение других. По закону Вальраса, если все рынки кроме одного, т. е. (2m-1) рынков, находятся в равновесии, то и оставшийся (2m-1) рынок также находится в состоянии равновесия.

Форма текущего контроля – посещение лекций

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное уча
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...