! Для развития речи ребенка должна быть обратная связь, коррекция ее правильности: говорение – слуховое восприятие речи.
1. 11 Задание. «Комплекс оживления» возникает благодаря реакции сосредоточения на лице матери. Отметьте, что из названного присуще «комплексу оживления». ♦ Эмоционально–положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. ♦ Зарождение координации движений. ♦ Первый акт поведения, акт определения взрослого. ♦ Основное новообразование критического периода. ♦ Начало периода младенчества. ♦ Появление зрительного и слухового сосредоточения. ♦ Приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился. ♦ Социальная ситуация «мы» (по Л. С. Выготскому) как неразрывное единство ребенка и взрослого. 1. 12 Ситуация. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют «физиологической». К концу первых 2 месяцев ребенок проявляет «комплекс оживления», дарит улыбку маме. Если улыбка «узнавания» запаздывает, то следует ее вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность. ? На какие психические процессы может повлиять эмоциональное развитие малыша? Решение. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умственным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. Появляется выразительность мимики: удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов. ! Эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша. 1. 13 Ситуация. Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорожденный ребенок. ? Закономерны ли их опасения? ? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?
Решение. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей. При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи, например тактильной, мышечно–двигательной. ! Для развития речи ребенка должна быть обратная связь, коррекция ее правильности: говорение – слуховое восприятие речи. 1. 14 Ситуация. Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб». ? В чем психологический смысл подобных действий ребенка? Решение. Именно во время этих действий закладываются первые признаки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении. Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии. Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи, помогать ему развивать ладонь как орган осязания, массировать, делать гимнастику с пальчиками, играть в игры типа «Сорока–сорока» и т. п. ! Помните слова В. А. Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев. 1. 15 Ситуация. Маша (8 месяцев) плачет. Родители считают, что она «легкие развивает», и не реагируют на плач. ? Правы ли родители? ? Что означает детский плач? Решение. В действительности детский плач – это знак родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода) или какой–либо дискомфорт. Малыш не может иначе «сообщить» об этом. Естественной реакцией родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребенку.
Но небольшие неудобства побуждают ребенка к адаптации, создают условия для здорового развития, стимулируют самостоятельность. Ребенок учится справляться со своими переживаниями. ! Ребенок должен учиться самостоятельно справляться со своими трудностями, первоначально под руководством взрослого. 1. 16 Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения? Ответ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях. Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности является с самого начала социальным ожиданием. Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек. 1. 17 Ситуация. Во второй половине первого года жизни ребенка происходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук. ? Какое значение это имеет для психического развития ребенка? Решение. При согласованной работе руки и глаза намного возрастает возможность когнитивного отражения окружающей действительности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|