Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.




1. 18

Вопрос.  Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.?

Ответ.  Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть:

♦ «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку;

♦ «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряженности;

♦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.

! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.

1. 19

Ситуация.  Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает! »

2  Правильно ли поступает мама Наташи?

2  Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение.  Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.

! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.

1. 20

Ситуация.  Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».

? Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?

? Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение.  Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.

Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип:  взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д. ). Второй тип общения:  взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п. ).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели–полетели, на головку сели! »). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

! В общении с ребенком учитывайте его потребности.

1. 21

Ситуация.  Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

? Что это дает для психического развития младенца?

Решение.  Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.

! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.

1. 22

Ситуация.  Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

? Почему это случилось?

Решение.  Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д. ) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.

! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.

1. 23

Вопрос.  В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?

? Назовите приемы формирования действий с предметами.

Ответ.  Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...