Взрослый долгое время остается посредником между ребенком и окружающим его миром, направляя его деятельность.
1. 40 Ситуация. Социальная среда формирует личность ребенка. ? Отметьте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его предметным миром. Решение. Младенец рано вводится в ситуацию общения со взрослым, потребность в которой возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий: взрослый своим действием (взглядом, улыбкой, а с трехмесячного возраста и словом) включает ребенка в общение. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении, учит его действовать с предметами, оценивает его поведение. Это поможет малышу правильно развиваться. Взрослый долгое время остается посредником между ребенком и окружающим его миром, направляя его деятельность. 1. 41 Ситуация. Мама Виталика (6 месяцев) постоянно называла ему окружающие предметы, имена домочадцев, его собственное имя, сопровождая рассказом все ежедневные процедуры – кормление, купание, одевание и др. И очень часто задавала ему вопрос: «Где? » ? Какую реакцию ребенка стимулирует вопрос мамы «Где? ». Решение. Этим вопросом мама не только проверяла понимание слова, но и стимулировала поисковую активность ребенка, его ориентировочную реакцию. Рекомендуется побуждать ребенка следить глазами за взглядом мамы, а когда малыш останавливает свой взгляд на каком–то предмете, сразу же этот предмет называть. ! Учите ребенка выделять ориентиры для деятельности и пользоваться ими. 1. 42 Ситуация. В первое время ребенок как существо беспомощное особенно нуждается в тепле, дружеском участии окружающих людей. ? Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и быть около него постоянно, только бы он не плакал?
Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс психического развития, не даем ему возможности самому включаться в процесс познания окружающего мира, удовлетворять собственные потребности. Исключение составляют случаи, связанные с охраной жизни и здоровья ребенка. Удовлетворяя потребности ребенка, всемерно развивайте его разумные потребности. 1. 43 Вопрос. Все ли дети проходят стадию лепета? ? До каких пор продолжается стадия лепета? ? От чего это зависит? Ответ. Стадию лепета проходят в основном все дети. Лепет необходим для развития речи, поэтому дело не столько в продолжительности периода лепета, сколько в его качественном изменении. С момента самостоятельного употребления первых слов лепет обычно заканчивается, то есть примерно к первому году. В случае резкого изменения условий жизни: поступление в детский сад, больницу и др. – отмечается возврат к лепетной речи. 1. 44 Ситуация. Ехавшие в автобусе люди обратили внимание на спокойную румяную девочку, сосредоточенно посасывающую соску–пустышку. Ее модно одетая мама пояснила, что соска красивая и не портит внешний вид дочки. ? Следует ли приучать ребенка к соске? Решение. Рефлекс на соску у ребенка вырабатывается очень быстро. Малыш успокаивается, сосредоточившись на процессе сосания, не проявляет никакого интереса к «калейдоскопу» картин окружающего мира. А ведь это не способствует психическому развитию ребенка. 1. 45 Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2–3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам, узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.
? С чем связана такая метаморфоза? Решение. Это свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально–психологические связи с любящим их человеком. 1. 46 Вопрос. Каковы элементы эмоционального общения взрослого с младенцем? Ответ. Элементы эмоционального общения таковы: ♦ ласковые слова; ♦ колыбельная песня; ♦ нежные прикосновения; ♦ зрительный контакт «глаза в глаза». 1. 47 Ситуация. Сначала гуление наблюдается даже у глухих детей. Но позднее многие из них перестают произносить какие–либо звуки. ? Объясните, с чем такое явление связано? Решение. Глухие дети просто теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать ни собственного голоса, ни тех звуков, которые издают другие. 1. 48 Ситуация. Мама с присущей ей интонацией обращается к дочке (5 месяцев) и спрашивает: «Где Миша? » Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса. Мама указывает на Мишу. Оля, заулыбавшись, показывает пальцем: «Вот! » ? Почему при формировании связи слова и предмета (человека) вначале важна интонация вопроса? ? Какие еще условия необходимо соблюдать при обучении детей пониманию речи? Решение. Необходимо многократно повторить слово, чтобы возникла связь произнесенного слова с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета, интонация голоса (эмоциональный тон).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|