Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ.

 

1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства.

2. Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат. Структура государственного финансового механизма.

3. Содержание и состав финансовой системы РФ.

4. Основы организации финансового рынка.

1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, измеряющего затраты труда ассоциированных товаропроизводителей, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения 2 макроэкономических показателей: Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД), а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сейчас доля НД РФ, перераспределяемого через сектор государственных финансов составляет около 50-55%.

Финансы возникают на третьей стадии общественного воспроизводства, где движение стоимости ВВП осуществляется обособленно от движения его натуральной формы (товаров и услуг). Этот процесс можно разделить на два этапа:

1) первичное распределение стоимости НД и образование первичных доходов: формируются дохода участников материального производства, составляющие по сумме НД. Это - заработная плата рабочих и служащих, доходы предприятий, занятых в сфере материального производства и др.;

2) вторичное распределение стоимости НД и образование вторичных доходов: доходы непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД - фонд потребления и фонд накопления.

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферой экономики, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности, различными социальными группами населения. На стадии распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД деньги принимают форму финансовых ресурсов, формирующихся у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные). Использование финансовых ресурсов идет через фонды специального целевого назначения и не фондовую форму. Финансы являются базисной категорией, хотя обладают императивностью, зависят от финансовой политики государства.

Итак, финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование занятых, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Общественное назначение финансов реализуется через их функции:

- распределительная;

- контрольная.

Они осуществляются одновременно, т. к. каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и контроль за этим распределением.

2. Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат. Структура государственного финансового механизма.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства. Осуществляется в трех формах:

- самофинансирование - покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства;

- кредитование - расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности;

- бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления.

На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

- финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

- финансовые показатели - параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

- правовое обеспечение - законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

- нормативное обеспечение - нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

- информационное обеспечение - бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

3. Содержание и состав финансовой системы РФ.

Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие банки;

2) Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

3) Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

4) Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом:


 

4. Основы организации финансового рынка.

Формирование и эффективное использование финансовых ресурсов осуществляется в рыночной экономике посредством финансового рынка. Финансовый рынок - форма организации движения денежных средств в экономике. Реализует функции:

- аккумулирование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, государства;

- осуществление посредничества их движению от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Состояние финансового рынка определяется инфляционными ожиданиями, денежно-кредитной политикой государства и другими факторами.

Его субъектами выступают: сберегатели - юридические и физические лица, чаще население, которые осуществляют инвестирование своих сбережений индивидуально или через финансово-кредитные институты; инвесторы - субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, инфраструктуру; эмитенты - субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

Структура финансового рынка характеризуется 2 признаками:

1) временной: рынок денег (денежные ресурсы как средства платежа, используемые в краткосрочном периоде - до 1 года); рынок капиталов (денежные ресурсы как средства накопления, используемые в долгосрочном периоде более 1 года);

2) институциональный: кредитная система как совокупность кредитных организаций; рынок ценных бумаг, включающий первичный и вторичный рынок и рынок государственных и корпоративных ценных бумаг.

Рынок денег является первичной стадией развития финансового рынка, более простой по организации, его примерами выступают рынок Межбанковского кредитования и валютный рынок.

Рынок капиталов - вторичная стадия развития финансового рынка, более сложная по организации, достаточно слабо развитая в РФ на сегодняшний момент.

 

Лекция 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. осударственная финансовая политика. Государственное егулирование финансов

 

1. Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

2. Основные функции и принципы организации централизованных финансов.

3. Содержание и основные направления финансовой политики.

4. Государственное регулирование финансов.

1. Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

Предметом курса являются финансы, поступающие в распоряжение органов власти и управления различных уровней. Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:

1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.

2) Система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

2. Основные функции и принципы организации централизованных финансов.

В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций:

Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов;

Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;

Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей;

Контроля.

Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:

- единство законодательной и нормативной базы;

- открытость и прозрачность;

- разграничения полномочий и предметов ведения;

- целевой ориентированности:

- научного подхода;

- экономичности и рациональности;

- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.

3. Содержание и основные направления финансовой политики.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

- налоговая;

- бюджетная;

- денежно-кредитная;

- инвестиционная;

- институциональных преобразований;

- социальная.

Основными задачами налоговой политики являются:

- комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

- введение единого реестра налогоплательщиков;

- ужесточение налогового администрирования;

- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Наиболее актуальными задачами в сфере бюджетной политики выступают:

- реализация программ экономии государственных расходов;

- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства;

- реструктуризация государственного долга;

- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и другое.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики - восстановление доверия в банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения, устойчивость национальной валюты. Ее задачи:

- совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

- сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

- пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу.

- усиление таможенного контроля.

Большую роль в активизации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

- передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

- инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности.

- вовлечение в оборот объектов незавершённого строительства;

- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

- структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

- усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом;

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

- выплата в полном объёме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

- увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширений занятости;

- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенаселением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

- регулирование вынужденной миграции;

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

- повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

- развитие ипотечного кредитования;

- привлечение прямых иностранных инвестиций;

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

4. Государственное регулирование финансов.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется МВФ и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста, сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, т. к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, либо за счет роста налоговых поступлений, что возможно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. От государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств РФ.

Необходим также контроль за общей массой денег в обращении и за определенной структурой платежных средств, в том числе более ликвидных. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из факторов роста цен.

Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...