Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5.2. Особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов Российской Федерации

 

1. Основные федеральные бюджетообразующие налоги

2. Региональные налоги и сборы

3. Местные налоги и сборы

1. Основные федеральные бюджетообразующие налоги

К федеральным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории страны. Рассмотрим основные элементы федеральных бюджетообразующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (Таблица 4).

 

Таблица 4.

Основные элементы федеральных бюджетообразующих налогов РФ

  НДС Акцизы Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц
Примечания На всех стадиях производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг создаётся добавленная стоимость разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Часть добавленной стоимости является объектом налогообложения. Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара. Подакцизные товары и подакцизное минеральное сырьё: - спирт этиловый из всех видов сырья (кроме коньячного); - спиртосодержащая продукция с объёмной долей этилового спирта более 9%; - пиво - табачная продукция; - автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с. - автомобильный бензин; - дизельное топливо; - моторные масла; - прямогонный бензин; - природный газ.    
Налогоплательщики  - организации; - индивидуальные предприниматели; - лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.  - организации; - индивидуальные предприниматели; - лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.  - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.  - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ; - физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, но не являющиеся налоговыми резидентами.
Объект налогообложения Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Не подлежат налогообложению: услуги по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам; реализация (передача, выполнение) социально значимых товаров, работ, услуг в целях ограничения роста цен на территории РФ и др.  - реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров; - реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретённой от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций; - и др. Не подлежат налогообложению: - передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению; - реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям в пределах выделенных квот. - др. Прибыль, полученная налогоплательщиком. В неё входят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. 1) для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. 3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.   Доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в РФ: - дивиденды и проценты, полученные от организации (индивидуальных предпринимателей); - страховые выплаты; - доходы от использования авторских прав; - от сдачи в аренду; - от реализации недвижимого имущества, ценных бумаг, долей участия в уставном капитале; прав требования; - вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; - пенсии, пособия, стипендии; - доходы от использования транспортных средств; - от использования трубопроводов, (ЛЭП), средств связи, компьютерных сетей; - иные доходы. 2. От источников за пределами Российской Федерации - то же самое. Не подлежат налогообложению: - государственные пособия (кроме по временной нетрудоспособности) - государственные пенсии и компенсационные выплаты; - алименты; - суммы от научных грантов, премий в области науки, искусства; - суммы единовременной материальной помощи; - стипендии; - доходы от личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сбора и сдачи грибов и ягод; - проценты по государственным ценным бумагам; - др.
Налоговая база Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. - объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); - стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров - по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. Денежное выражение прибыли Доходы в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. Иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации.
Налоговый период  - календарный месяц - квартал (если в течение квартала сумма выручки не превысила 1 млн. руб)  - календарный месяц.  - календарный год  - календарный год
Налоговая ставка 0% - товары, которые экспортируются на территории стран СНГ (кроме нефти) и др.; 10% - продовольственные товары и товары для детей; 20% - остальные товары и услуги. Отдельно по каждому виду подакцизного товара. - в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учёта акцизов; - в рублях и копейках за единицу измерения  - 24%. При этом 7,5% зачисляется в федеральный бюджет; 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ; 2% зачисляется в местные бюджеты. -13%; - 35% процентов в отношении стоимости выигрышей и призов, страховых выплат, процентных доходов по вкладам в банках; - 30% в отношении всех доходов, получаемых не резидентами; - 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Порядок исчисления Реализация товаров предприятиям производится по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, а населению по ценам и тарифам, включающим в себя сумму НДС. Величина НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. По подакцизным товарам (минеральному сырью), в отношении которых установлены твёрдые налоговые ставки как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. По подакцизным товарам (минеральному сырью), в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Порядок и сроки уплаты налога Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактических оборотов по реализации товаров; не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; по месту учёта налогоплательщика. Сроки уплаты определяются исходя из даты фактической реализации, за истекший налоговый период, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (истекшим налоговым периодом). Или не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным при оплате равными долями или при уплате акциза по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акциз уплачивается по месту производства, а по алкогольной продукции - по месту реализации (передаче) с акцизных складов. Акциз по подакцизному минеральному сырью уплачивается по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика. Уплачивается авансовыми платежами, ежемесячно исходя из расчёта фактической прибыли.   по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом Индивидуальные предприниматели, а также отдельные физические лица, указанные в ст.228 НК представляют налоговую декларацию не позднее 30.04 следующего за истекшим годом.
Социально-экономическое значение налога Косвенный налог. Выполняет фискальную функцию и используется преимущественно в странах с переходной экономикой. Косвенный налог. Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Прямой налог. Изымает часть прибыли коммерческих организаций и перераспределяет их на социальные функции государства. Прямой налог. Регулирует доходы физических лиц. Преобладает в странах с развитой экономикой.

 

2. Региональные налоги и сборы

К региональным относятся налоги и сборы, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В 2000 году доля этих налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 9,6%, а в консолидированных региональных бюджетах 19,9%.

Перечень региональных налогов и сборов содержится в ст.14 Налогового кодекса РФ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

В качестве примера рассмотрим налог на имущество предприятий и организаций.

Основные положения по взиманию налога на имущество предприятий на территории России определены Законом РФ О налоге на имущество предприятий от 13 декабря 1991 года 2030-1 и отдельными инструкциями государственной налоговой службы РФ, разъясняющими порядок определения объекта обложения и технику исчисления налога.

Плательщиками налога являются предприятия:

предприятия, организации, учреждения;

их филиалы и обособленные структурные подразделения;

иностранные юридические лица, имеющие имущество в РФ.

При расчёте налога учитывается не всё имущество налогоплательщика, а только то, что отнесено к объекту налогообложения: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика по соответствующим счетам бухгалтерского учёта. Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления; религиозных объединений и организаций; имущество, используемое для нужд образования и культуры и т.п.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъекта РФ и муниципальный бюджет по месту нахождения предприятия.

3. Местные налоги и сборы

К местным, относятся налоги и сборы, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со ст.15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

В качестве примера рассмотрим налог на имущество физических лиц. Данный налог взимается на территории России на основании Закона РФ О налогах на имущество физических лиц от 9 декабря 1991 года 2003-1.

Плательщики - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, в пределах, указанных в Таблице 5.

 

Таблица 5. Пределы ставки налога на имущество физических лиц.

Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей До 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей От 0,1 до 0,3 процента
Свыше 500 тыс. рублей От 0,3 до 2,0 процента

 

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным в вышеуказанном Законе, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года, налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

 

Лекция 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета

 

1. Содержание и структура бюджетной системы.

2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета.

3. Этапы и процедуры бюджетного процесса.

4. Содержание и структура государственного бюджета РФ.

1. Содержание и структура бюджетной системы.

Формулировку содержания бюджетной системы начнем с определения бюджетного устройства. Это - организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Таким образом, в федеральных государствах бюджетная система включает три уровня бюджетов, а в унитарных - два.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Т. е., бюджетная система состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты;

Бюджетная система РФ основана на принципах:

1) единства бюджетной системы РФ - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами власти;

3) самостоятельности бюджетов, что означает: право законодательных (представительных) и исполнительных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы, а также иные обязательные поступления, определенные законодательством подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и по расходам, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года;

сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

6) эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с минимизации размера с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также при централизации средств из бюджетов иных уровней;

8) гласности, что означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных представительных) органов власти; обязательную открытость для общества и СМИ, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам, вызывающим разногласия. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

9) достоверность - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования на конкретные цели. Нарушение адресности, предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:

федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то, содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое;

бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое);

местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально - производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других).

Все функциональное разделение хорошо иллюстрируют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов трех уровней, а также совместно из каждого бюджета.

1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

- Обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти и др.;

- Функционирование федеральной судебной системы;

- Осуществление международной деятельности в интересах государства;

- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

- Фундаментальные исследования и содействие НТП;

- Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики;

- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- Исследование и использование космического пространства;

- Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- Формирование государственной собственности;

- Обслуживание и погашение государственного долга;

- Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на оплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

- Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- Проведение выборов и референдумов РФ;

- Федеральная инвестиционная программа;

- Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- Финансовая поддержка субъектов РФ;

- Официальный статистический учет;

- Прочие расходы.

2. Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований РФ:

- Государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- Обеспечение правоохранительной деятельности;

- Обеспечение пожарной безопасности;

- Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие НТП;

- Обеспечение социальной защиты населения;

- Обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- Развитие рыночной инфраструктуры;

- Обеспечение развития федеральных и национальных отношений;

- Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, средств массовой информации;

- Прочие расходы.

3. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:

- Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

- Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

- Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

- Обеспечение реализации региональных целевых программ;

- Формирование государственной собственности субъектов РФ;

- Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- Содержание и развитие предприятий, организаций, учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

- Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- Компенсация дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ и приводят к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

- Прочие расходы.

4. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов РФ:

- Содержание органов местного самоуправления;

- Формирование и управление муниципальной собственностью;

- Организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- Благоустройство и озеленение территории;

- Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- Содержание мест захоронения;

- Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- Обеспечение противопожарной безопасности;

- Обеспечение охраны природной среды на территории муниципальных образований;

- Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- Обслуживание и погашение муниципального долга;

- Целевое дотирование населения;

- Содержание муниципальных архивов;

- Проведение муниципальных выборов и референдумов;

- Финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления;

Прочие расходы.

2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета.

В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т. ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

Бюджетная классификация-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Включает:

1. Классификацию доходов бюджетов (по источникам):

1) налоговые доходы:

- налоги на прибыль доход, прирост капитала

* налог на прибыль (доход) организаций;

* налог на доходы физических лиц и др.;

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

* налог на добавленную стоимость;

* акцизы по подакцизным товарам и др.

- налоги на имущество и др.

2) неналоговые доходы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

*доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

* дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.

3) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др.

4) доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Например,

*государственное управление и местное самоуправление;

*судебная власть;

*международная деятельность;

*национальная оборона;

промышленность, энергетика, строительство;

*образование и др.;

3. Экономическая классификация расходов разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Например,

* оплата товаров и услуг;

* субсидии и текущие трансферты;

* капитальные вложения в основные фонды и др.

4. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (прямым получателям средств из местного бюджета). Например,

* Управление делами президента РФ;

* Государственная Дума РФ;

* Министерство обороны РФ и др.

5. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Включает источники внутреннего финансирования:

- кредит ЦБ РФ и изменение остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и др.;

и источники внешнего финансирования:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, др.

6. Классификация видов государственных долгов включает виды государственных внутренних долгов:

- облигации федеральных займов;

- государственный сберегательный заем и др;

- виды государственного внешнего долга, в том числе,

* по кредитам международных финансовых организаций;

* по кредитам правительств иностранных государств и др.

Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя:

- совокупный объем доходов;

- совокупный объем расходов;

- дефицит бюджета, профицит бюджета.

3. Этапы и процедуры бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также государственным и муниципальным финансовым контролем. Его составной частью является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями. К ним относятся:

- Президент РФ;

- органы законодательной и представительной власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители бюджетных средств;

-другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;

-бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Рассмотрим основные процедуры и правила бюджетного процесса.

1. Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.

2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6 - для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;

прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

нормативах финансовых затрат;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;

долгосрочных целевых программ.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

4. В РФ де<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...