Лекция 5.2. Особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов Российской Федерации
1. Основные федеральные бюджетообразующие налоги 2. Региональные налоги и сборы 3. Местные налоги и сборы 1. Основные федеральные бюджетообразующие налоги К федеральным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории страны. Рассмотрим основные элементы федеральных бюджетообразующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (Таблица 4).
Таблица 4. Основные элементы федеральных бюджетообразующих налогов РФ
2. Региональные налоги и сборы К региональным относятся налоги и сборы, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В 2000 году доля этих налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 9,6%, а в консолидированных региональных бюджетах 19,9%.
Перечень региональных налогов и сборов содержится в ст.14 Налогового кодекса РФ: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы. В качестве примера рассмотрим налог на имущество предприятий и организаций. Основные положения по взиманию налога на имущество предприятий на территории России определены Законом РФ О налоге на имущество предприятий от 13 декабря 1991 года 2030-1 и отдельными инструкциями государственной налоговой службы РФ, разъясняющими порядок определения объекта обложения и технику исчисления налога. Плательщиками налога являются предприятия: предприятия, организации, учреждения; их филиалы и обособленные структурные подразделения; иностранные юридические лица, имеющие имущество в РФ. При расчёте налога учитывается не всё имущество налогоплательщика, а только то, что отнесено к объекту налогообложения: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика по соответствующим счетам бухгалтерского учёта. Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления; религиозных объединений и организаций; имущество, используемое для нужд образования и культуры и т.п. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъекта РФ и муниципальный бюджет по месту нахождения предприятия. 3. Местные налоги и сборы К местным, относятся налоги и сборы, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со ст.15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы. В качестве примера рассмотрим налог на имущество физических лиц. Данный налог взимается на территории России на основании Закона РФ О налогах на имущество физических лиц от 9 декабря 1991 года 2003-1. Плательщики - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, в пределах, указанных в Таблице 5.
Таблица 5. Пределы ставки налога на имущество физических лиц.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным в вышеуказанном Законе, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года, налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.
Лекция 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета
1. Содержание и структура бюджетной системы. 2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета. 3. Этапы и процедуры бюджетного процесса. 4. Содержание и структура государственного бюджета РФ. 1. Содержание и структура бюджетной системы. Формулировку содержания бюджетной системы начнем с определения бюджетного устройства. Это - организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Таким образом, в федеральных государствах бюджетная система включает три уровня бюджетов, а в унитарных - два. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Т. е., бюджетная система состоит из трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты; Бюджетная система РФ основана на принципах: 1) единства бюджетной системы РФ - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов; 2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами власти; 3) самостоятельности бюджетов, что означает: право законодательных (представительных) и исполнительных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства; 4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы, а также иные обязательные поступления, определенные законодательством подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и по расходам, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года; сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; 6) эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с минимизации размера с использованием определенного бюджетом объема средств; 7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также при централизации средств из бюджетов иных уровней; 8) гласности, что означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных представительных) органов власти; обязательную открытость для общества и СМИ, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам, вызывающим разногласия. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета; 9) достоверность - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 10) адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования на конкретные цели. Нарушение адресности, предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства РФ. Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом: федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то, содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое; бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое); местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально - производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других). Все функциональное разделение хорошо иллюстрируют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов трех уровней, а также совместно из каждого бюджета. 1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета: - Обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти и др.; - Функционирование федеральной судебной системы; - Осуществление международной деятельности в интересах государства; - Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности; - Фундаментальные исследования и содействие НТП; - Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; - Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; - Исследование и использование космического пространства; - Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; - Формирование государственной собственности; - Обслуживание и погашение государственного долга; - Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на оплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат; - Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; - Проведение выборов и референдумов РФ; - Федеральная инвестиционная программа; - Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; - Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; - Финансовая поддержка субъектов РФ; - Официальный статистический учет; - Прочие расходы. 2. Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований РФ: - Государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; - Обеспечение правоохранительной деятельности; - Обеспечение пожарной безопасности; - Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие НТП; - Обеспечение социальной защиты населения; - Обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; - Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; - Развитие рыночной инфраструктуры; - Обеспечение развития федеральных и национальных отношений; - Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, средств массовой информации; - Прочие расходы. 3. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ: - Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; - Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; - Проведение выборов и референдумов субъектов РФ; - Обеспечение реализации региональных целевых программ; - Формирование государственной собственности субъектов РФ; - Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; - Содержание и развитие предприятий, организаций, учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; - Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; - Оказание финансовой помощи местным бюджетам; - Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; - Компенсация дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ и приводят к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; - Прочие расходы. 4. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов РФ: - Содержание органов местного самоуправления; - Формирование и управление муниципальной собственностью; - Организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; - Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; - Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; - Благоустройство и озеленение территории; - Организация утилизации и переработки бытовых отходов; - Содержание мест захоронения; - Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; - Обеспечение противопожарной безопасности; - Обеспечение охраны природной среды на территории муниципальных образований; - Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; - Обслуживание и погашение муниципального долга; - Целевое дотирование населения; - Содержание муниципальных архивов; - Проведение муниципальных выборов и референдумов; - Финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления; Прочие расходы. 2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета. В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т. ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов. Бюджетная классификация-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Включает: 1. Классификацию доходов бюджетов (по источникам): 1) налоговые доходы: - налоги на прибыль доход, прирост капитала * налог на прибыль (доход) организаций; * налог на доходы физических лиц и др.; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: * налог на добавленную стоимость; * акцизы по подакцизным товарам и др. - налоги на имущество и др. 2) неналоговые доходы: - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности: *доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; * дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др. 3) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др. 4) доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. 2. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Например, *государственное управление и местное самоуправление; *судебная власть; *международная деятельность; *национальная оборона; промышленность, энергетика, строительство; *образование и др.; 3. Экономическая классификация расходов разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Например, * оплата товаров и услуг; * субсидии и текущие трансферты; * капитальные вложения в основные фонды и др. 4. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (прямым получателям средств из местного бюджета). Например, * Управление делами президента РФ; * Государственная Дума РФ; * Министерство обороны РФ и др. 5. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Включает источники внутреннего финансирования: - кредит ЦБ РФ и изменение остатков средств бюджета; - государственные ценные бумаги; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и др.; и источники внешнего финансирования: - кредиты международных финансовых организаций; - кредиты правительств иностранных государств; - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, др. 6. Классификация видов государственных долгов включает виды государственных внутренних долгов: - облигации федеральных займов; - государственный сберегательный заем и др; - виды государственного внешнего долга, в том числе, * по кредитам международных финансовых организаций; * по кредитам правительств иностранных государств и др. Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя: - совокупный объем доходов; - совокупный объем расходов; - дефицит бюджета, профицит бюджета. 3. Этапы и процедуры бюджетного процесса. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также государственным и муниципальным финансовым контролем. Его составной частью является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями. К ним относятся: - Президент РФ; - органы законодательной и представительной власти; - органы исполнительной власти; - органы денежно-кредитного регулирования; - органы государственного и муниципального финансового контроля; - государственные внебюджетные фонды; - главные распорядители бюджетных средств; -другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия; -бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Рассмотрим основные процедуры и правила бюджетного процесса. 1. Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти. 2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6 - для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных: - прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; - основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; нормативах финансовых затрат; - плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории; долгосрочных целевых программ. Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ. 3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется. 4. В РФ де<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|