Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом

 

1. Критерии классификации государственных займов.

2. Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания. Методы управления государственным долгом.

3. Организация займов органами местного самоуправления в РФ: нормативно-правовая база и практика.

1. Критерии классификации государственных займов.

Государственные и муниципальные займы - денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. Их можно дифференцировать по ряду критериев.

1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от субъектов заемных отношений: федеральные, региональные и местные.

3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные - не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают.

4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от срока привлечения средств: кратко-, средне - и долгосрочные.

6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения;

Другие критерии.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или ОМС. Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика, предоставленных ему взаймы денежных средств или другого имущества, установленных процентов в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Государственные внутренние и внешние займы осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ, ОМС в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются:

- сведения об эмитенте ценных бумаг;

объем и условия эмиссии;

способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

В РФ существует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ и МО регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства. Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, предается органу ведущему Государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.

2. Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания. Методы управления государственным долгом.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из займов принятых на себя РФ, субъектами РФ и органами местной власти, гарантии по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ пред физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Он обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг может быть разделен на: внутренний - выражается в национальной валюте; внешний - выражается в иностранной валюте; капитальный - исчисленный от начала заимствований до последней отчетной даты; текущий - ежегодные расходы на выплату процентов и погашение займов текущего года.

В состав государственного долга входят долговые обязательства в следующих формах:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями и иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных ценных бумаг;

- переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов;

- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются ан краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, определенные условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Формирование политики государственного кредита рассматривается как управлением им. Управление системой государственного кредита - финансовая политика органов власти и управления, обслуживающая их деятельность в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Она включает в себя определение бюджетного дефицита, объемов займов для его финансирования, определение направлений воздействия на денежное обращение, производство и занятость при осуществлении общегосударственных программ. Оценка государственной задолженности относится к критериям экономической безопасности РФ и не должна превышать 60% ВВП, т. к. в противном случае увеличится доля налоговых поступлений, обслуживающих бюджетный дефицит.

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выпуску и размещению долговых обязательств, выплате процентов по ним, по погашению займов и определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Задачами управления долгом являются:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- регулирование насыщенности фондового рынка различными типами государственных ценных бумаг;

- эффективное использование мобилизованных средств и оценка эффективности функционирования государственного кредита.

Эффективность системы может быть рассмотрена как соотношение поступлений по линии государственного кредита к расходам по содержанию системы государственных займов.

В качестве методов управления можно назвать следующие:

- конверсия изменение (увеличение или снижение доходности займов);

- консолидация - увеличение срока обращения займов;

- унификация - уменьшение видов обращающихся ценных бумаг;

- аннулирование - отказ от некоторых безнадежных займов;

- реструктуризация долга - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Чаще, на практике, реализуется как продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Оперативным управлением государственным кредитом занимается Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ.

На 1.04.02г. государственный внешний долг РФ составил 128,3 млрд. долларов(36,9% от ВВП). В 2003г. на обслуживание долга запланировано использовать 17,2млрд. долларов. Проблемами учета и обслуживания долга являются законодательно не закрепленные цели государственных займов и отсутствие единой методологии учета долга. Внутренний долг на ту же дату оценивается примерно в 600 млрд. рублей.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИИ В 2001-2002 гг. (фактические материалы).

1. Динамика и структура государственного долга.

Рассмотрим динамику и структуру государственного долга РФ в 2000-2002 гг.

Для большинства наиболее развитых экономик объем государственного долга не превышает 65% ВВП, исключение среди стран Западной Европы составляют Италия и Бельгия. Составляющая государственного долга в иностранной валюте для стран Западной Европы, имеющих максимальный кредитный рейтинг незначительна. Наличие долга, деноминированного в иностранных валютах, сопряжено с курсовыми рисками. В ближайшие 5-10 лет большинство европейских правительств планирует ограничить бюджетное финансирование заимствованиями в евро, осуществляя незначительные валютные заимствования для того, чтобы сохранить доступ к рынкам, ориентированным на доллар и йену.

На 1 января 2000 государственный долг Правительства РФ составлял 105% ВВП, из которых рублевый долг составлял лишь 13% ВВП, а внешний (валютный) долг 92% ВВП.

Такая структура явилась результатом реальной девальвации рубля в 1998 году, увеличившей рублевый эквивалент внешнего долга в 4,5 раза, инфляции, обесценившей внутренний долг, и масштабных внешних заимствований в 1998 году. До кризиса в конце 1997 г. внутренний долг составлял 20,2% ВВП, а долг в иностранной валюте 32,4% ВВП.

Определяющим фактором для изменения структуры государственного внутреннего долга РФ стал переход от эмиссионного финансирования дефицита к заимствованиям на рынке ценных бумаг.

Если в 1993 г. кредиты Центрального банка Правительству составляли 80% государственного внутреннего долга, то в 1996 г. эта доля сократилась до 16% в результате обесценения старого долга и новых заимствований, а в 1997 г. сократилась до нуля в результате секъюритизации долга перед ЦБ РФ. Доля ценных бумаг во внутреннем долге РФ увеличилась с 2% в 1993 г. до 90% в 1997 г., и впоследствии не снижалась.

Результатом жесткой денежно-кредитной политики в 1995 г. стало резкое снижение инфляции и рост процентных ставок в реальном выражении. Неэффективность российской банковской системы и высокий уровень бюджетного дефицита также способствовали сохранению процентных ставок на высоком уровне и краткосрочному характеру заимствований. И хотя объем внутреннего долга и не был избыточным - долг по ГКО-ОФЗ составлял лишь 17,6% ВВП - временная структура внутреннего долга характеризовалась концентрацией значительных объемов погашения в пределах 1 года. Платежный график на начало 1997 г. уже предусматривал расходы по обслуживанию и погашению ГКО-ОФЗ на уровне, сопоставимом с доходами бюджета.

Новация по ГКО-ОФЗ радикально улучшила временную структуру внутреннего долга РФ и уменьшила процентные расходы начиная с 1999 г., при этом соотношение ценных бумаг и прочих компонент внутреннего долга практически не изменилось.

Внешний долг бывшего СССР, унаследованный Российской Федерацией, превышал 90 млрд. долларов, при этом советский долг был в основном средне - и краткосрочным. В 1991-92 гг. Российская Федерация начала переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. В результате реструктуризации временная структура государственного внешнего долга существенно улучшилась.

По состоянию на начало 1998 года в течение ближайших 5 лет погашалось лишь около 20% внешнего долга. Проблему в случае внешнего долга России представлял не платежный график, а избыточный объем долга. Несмотря на то, что валютный долг РФ составил лишь 32% ВВП в конце 1997 г., отношение всего государственного долга к доходам федерального бюджета за 1997 г. превышало 500%.

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний долг. Рынок государственных и субфедеральных ценных бумаг - необходимая часть финансовой политики государства и регулирования бюджетных процессов.

Рынок государственных ценных бумаг выполняет серьезную макроэкономическую функцию, являясь надежным источником покрытия бюджетного дефицита, а также, отчасти - среднесрочных инвестиций. До дефолта августа 1998 года рынок государственных ценных бумаг играл роль одного из важнейших регуляторов бюджетного процесса, основанных на действии рыночных механизмов.

Как важнейший инструмент финансовой политики государства, рынок облигаций внутреннего долга, с другой стороны, представляет собой механизм регулирования текущей ликвидности банковской системы, а также обеспечивает участников торгов ликвидным инструментом, альтернативным вложениям в валюту.

Доля нового долга РФ во внешнем долге последовательно увеличивалась в результате новых внешних заимствований. Особенно резко доля долга РФ и весь внешний долг увеличились в 1998 г., когда из-за высоких процентных ставок на внутреннем рынке правительство проводило политику замещения внутреннего долга внешним.

За 1998 г. внешний долг вырос более чем на 20 млрд. долларов, в том числе за счет размещения Еврооблигаций на рынке, конвертации части ГКО в Еврооблигации, и заимствований у МФО. На 1 января 2000 г. долг РФ составлял приблизительно 1/3 всего внешнего долга, при этом доля Еврооблигаций выросла до 10% от величины внешнего долга.

Для того, чтобы получить представление о дальнейшей динамике государственного долга РФ, мы проделали сценарные расчеты с использованием модели долгосрочного прогнозирования, разработанной Экономической экспертной группой. Было сделано четыре варианта стратегии заимствований - только внутренние заимствования, только внешние заимствования у международных финансовых организаций, только внешние заимствования на международных рынках капитала, ограниченные внешние заимствования с привлечением остального финансирования на внутреннем рынке. Предполагалось, что в 2001 - 2020 гг. бюджет остается сбалансированным (исполняется с профицитом в годы значительной нагрузки по погашению долга - 2003-2005 гг.).

Темп роста ВВП (эндогенный) составил 3.5-3.6% в среднем за указанный период. Во всех вариантах происходило постепенное повышение реального обменного курса рубля примерно до 85-89% от уровня 1997 г. к 2015 г., и затем незначительное снижение реального курса рубля примерно до 82-83% от уровня 1997 г.

Расчеты показали, что при выполнении бюджета с нулевым сальдо и с профицитом в годы пиковой нагрузки по погашению долга, и при росте ВВП на 3,5% в год, государственный долг РФ при любой стратегии заимствований находится на устойчивой траектории.

В ближайшие годы государственный долг будет снижаться в процентном отношении к ВВП за счет реального укрепления рубля и роста ВВП, при условии, что Правительство будет следовать политике сбалансированного бюджета.

Доля государственного долга в иностранной валюте будет снижаться в результате укрепления рубля. Но даже в случае нулевых внешних заимствований с 2001 по 2015 г. внешний долг не снижается менее чем до 50% государственного долга.

В случае финансирования за счет размещения Еврооблигаций приведенная стоимость обслуживания долга оказывается на 20% выше, чем в случае заимствований у МФО. Наконец, масштабные внешние заимствования приводят к ускоренному укреплению курса рубля за счет увеличения предложения иностранной валюты.

По результатам расчетов оптимальной стратегией с точки зрения минимизации отношения государственного долга к ВВП в долгосрочной перспективе является рефинансирование долга за счет внутренних заимствований, с точки зрения минимизации стоимости обслуживания долга рефинансирование долга за счет заимствований у международных финансовых организаций.

Очевидно, что вторая стратегия едва ли реализуема в чистом виде. Кроме того, результаты расчетов обусловлены помимо прочего предположениями о процентных ставках на внутреннем рынке ценных бумаг и на рынке Еврооблигаций. Поэтому лучшая из возможных стратегией заимствований предполагает умеренные внешние заимствования, преимущественно у международных финансовых организаций, с привлечением остальных средств, необходимых для рефинансирования долга, на внутреннем рынке.

Политика сбалансированного бюджета и заимствований на внутреннем рынке лишь для покрытия кассовых разрывов приведет к увеличению доли ценных бумаг при сокращении таких составляющих как государственные гарантии, векселя и долг СССР и РСФСР за счет их погашения. Урегулирование проблемы кредиторской задолженности федерального бюджета путем переоформления в ценные бумаги может привести к однократному увеличению внутреннего долга и росту доли ценных бумаг. Увеличение масштабов заимствований на внутреннем рынке приведет к росту краткосрочной части долга, хотя при существующем объеме внутреннего долга этот фактор не представляет опасности.

В результате повторной реструктуризации долга перед Лондонским клубом и реструктуризации задолженности по ОВВЗ третьего транша, объем Еврооблигаций РФ в обращении может вырасти в два раза, и их доля во внешнем долге увеличится до 25% к концу 2001 года, и будет увеличиваться за счет новых заимствований. ¹

Ниже представлена структура государственной задолженности России (за исключением задолженности по ГКО-ОФЗ, по которой государство находится в состоянии дефолта).

Общая сумма задолженности разбита на две части - это долги бывшего СССР, который РФ взяла на себя после распада Союза и собственно российский внешний долг, т.е. долг образовавшийся после 1 января 1992 г. Ясно разделить эти два вида задолженности целесообразно в связи с отчетливой позицией правительства по разделению приоритетов этих видов обязательств.

Внешний долг РФ можно условно разделить на шесть составляющих:

Займы международных организаций;

Реструктуризированный долг бывшего СССР;

Кредиты и займы российских банков;

Кредиты и займы российских предприятий;

Валютные облигации внутреннего займа;

Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Два года как объем внешнего долга России не увеличивается. В середине 1998 г. он оценивался в 160 млрд долл., теперь же сумма долга не достигает и 150 млрд долл. После того как завершится реструктуризация российского долга Лондонскому клубу кредиторов (это стало возможным после того как 12 февраля 2000 г. на переговорах во Франкфурте было согласовано решение о переоформлении долга в 30-летние еврооблигации), общая сумма долга уменьшится еще более чем на 10 млрд. долл.

Впрочем, речь идет именно о сумме долга, а не о его рыночной стоимости. В первые месяцы после девальвации 1998 г. российский долг можно было скупить за десятую часть его номинала. Если бы тогда у России были такие средства. Однако с весны 1999 г. котировки российских внешних обязательств растут в цене. Пока наиболее сильный рост пришелся на период от середины декабря 1999 г. до середины февраля 2000 г.; за это время облигации прибавили в полтора раза - от 50-65% до 70-80% от своей номинальной стоимости.

Важно понимать, что хотя налоги на экспортно-импортные операции и составляют 32,2% в общей совокупности доходов или 4,8% ВВП, но именно они, обеспечивая положительное сальдо торгового баланса, являются основным ресурсом решения одной из главных задач балансировки бюджета выплаты государственного долга РФ. На рис.1 можно видеть насколько велико значение государственного долга для баланса федерального бюджета России, который по большей части представляет собой долг СССР (см. рис.1, отражающий структуру государственного долга России по состоянию на 1.01. 2000 г)

За 2001 год внешний долг резидентов уменьшился со 162,8 до 158,7 млрд. долларов (на 4,1 млрд. долларов).

В результате операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение, фактическое погашение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), внешний долг уменьшился на 1,2 млрд. долларов. Вследствие прочих изменений (в основном валютной переоценки, связанной главным образом с падением обменного курса евро к доллару США) внешний долг в эквиваленте долларов США уменьшился на 2,9 млрд. долларов.

Основную долю внешнего долга России (79%) составляют обязательства сектора государственного управления - 124,6 млрд. долларов на 1 апреля 2001 года. В их числе задолженность Правительства Российской Федерации составляет 123,6 млрд. долларов, органов местного управления - 1,0 млрд. долларов.

В структуре иностранных обязательств Правительства Российской Федерации большая часть (53%) приходится на задолженность, принятую на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР. На 1 апреля 2001 года она состояла из долга Парижскому клубу кредиторов (38,5 млрд. долларов, или 58% долга бывшего СССР), бывшим социалистическим странам (14,1 млрд. долларов, или 22%), задолженности по ОВГВЗ в части III, IV и V траншей (1,2 млрд. долларов, или почти 2%), а также прочей задолженности (11,7 млрд. долларов, или 18%), включающей преимущественно долги странам - не членам Парижского клуба.

Структура внешнего долга, принятого на ебя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на.01. 2002 года).

Задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 года в суверенные еврооблигации, учитывается в составе нового российского долга. На конец отчетного периода эти обязательства оценивались в 20,5 млрд. долларов (35,2% нового российского государственного федерального внешнего долга).

Для России как самостоятельного заемщика важными источниками внешних ресурсов являлись также кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ и МБРР (на 1 апреля 2001 года - 15,1 млрд. долларов, или 25,9% нового российского государственного федерального внешнего долга), прочие кредиты (7,7 млрд. долларов, или 13,3% долга), валютные ценные бумаги, за исключением выпущенных для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов (10,3 млрд. долларов, или 17,7% долга), ГКО-ОФЗ (1,4 млрд. долларов, или 2,4%), а также прочая задолженность, большую часть которой составляют обязательства по клиринговым расчетам (3,2 млрд. долларов, или 5,5%).

Структура нового федерального государственного внешнего долга России (по состоянию на 1 января 2003 года).

Внешний долг местных органов управления существует в виде еврооблигаций (0,6 млрд. долларов) и кредитов иностранных банков (0,4 млрд. долларов).

Задолженность Банка России перед МВФ оценивалась на 1 апреля 2001 года в 2,7 млрд. долларов. Ее сокращение на 4% за I квартал 2001 года связано с изменением курса СДР к доллару США.

Внешний долг банковской системы вырос за отчетный период на 0,5 млрд. долларов и на 1 апреля оценивался в 9,8 млрд. долларов.

Иностранные долговые обязательства нефинансовых предприятий в целом сократились на 0,2 млрд. долларов и составили на конец отчетного периода 21,5 млрд. долларов США. Зафиксировано уменьшение всех компонентов внешних обязательств данного сектора, за исключением кредитов, привлеченных предприятиями-резидентами от их прямых иностранных инвесторов, по которым имел место некоторый рост.

 


Таблица 1. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации.

  На 1.01.00 На 1.01.01 Удельный вес,%
Государственный внутренний долг Российской Федерации 583,6 571 100
В том числе:      
1. Долговые обязательства Российской Федерации (всего) 529,8 532,4 93,24
В том числе:      
-облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом 402,2 392,2 68,68
-облигации федеральных займов с фиксированным доходом 112,4 118,9 20,83
-государственные краткосрочные облигации 7,4 13,2 2,30
-государственный сберегательный заем 4,9 0,9 0,15
-облигации нерыночных займов 2,7 7,2 1,26
-прочие долговые обязательства 0,122 0,087 0,01
2. Векселя Минфина (всего) 27,6 27,6 4,83
3. Прочие виды государственного внутреннего долга 26,2 11,0 1,93

 

Государственный внутренний долг РФ в 2002 году увеличился по сравнению с 2001 годом на 17,7% и составил на 1 января текущего года 680,3 млрд рублей, при этом объем госдолга, выраженного в ГКО/ОФЗ, впервые с 1999 года времени своего наивысшего показателя вырос на 17,2% и составил 643 млрд. рублей.

 

Таблица 2. Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) (млрд. руб)

государственных ценных бумаг По состоянию на 01.05.03 Изменение госдолга с 01.05.03 по 31.05.03 По состоянию на 01.06.03
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ОГНЗ 17,40 24,10 50,64 221,92 357,41 11,50 + 0,68 - 2,38 + 5,40 18,08 24,10 50,64 219,54 362,81 11,50
Итого 682,97 + 3,70 686,67
Виды государственных ценных бумаг По состоянию на 01.06.03 Изменение госдолга с 01.06.03 по 30.06.03 По состоянию на 01.07.03
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ОГНЗ 18,08 24,10 50,64 219,54 362,81 11,50   -3,57 +5,30 18,08 24,10 50,64 215,97 368,11 11,50
Виды государственных ценных бумаг По состоянию на 01.07.03 Изменение госдолга с 01.07.03 по 31.07.03 По состоянию на 01.08.03
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ОГНЗ 18,08 24,10 50,64 215,97 368,11 11,50  - 3,02 + 5,35   15,06 24,10 50,64 221,32 368,11 11,50
Итого 688,40 + 2,33 690,73

 

Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина РФ 30 мая 2001 года произвел погашение:

1. Купона 1 выпуска 26154RMFS в объеме 22.73 млн. рублей. Ставка купонного дохода 2% годовых, купонный доход 8.38 рубля.

2. Купона 1 выпуска 29004RMFS в объеме 361.30 млн. рублей. Ставка купонного дохода 18% годовых, купонный доход 74.96 рубля.

На погашение купонов из бюджета перечислено 384.03 млн. руб.

Одним из важных показателей кредитоспособности государства является отношение чистой экспортной выручки к объему внешнего долга.

Помимо долгов бывшего СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела собственные внешние и внутренние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. и 648,3 млрд. руб. соответственно. Такая активная политика на рынке внутренних и внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой.

В соответствии с ней объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только неэмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо валютных заимствований российское правительство производило обширные заимствования на внутреннем рынке государственных ценных бумаг с целью финансирования бюджетного дефицита. К 1997 г. выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) достиг огромного масштаба. Система управления государственным долгом должна обеспечивать:

раскрытие информации, учет и статистическую отчетность по состоянию государственного долга;

мониторинг и прогноз состояния, подготовку проектов политических решений в отношении объема, структуры государственного долга, стоимости заимствований;

текущие решения по заимствованиям, ведение переговоров и подготовку сделок;

завершение создания системы управления государственным долгом, обеспечивающей снижение кредитных рисков;

координацию действий субъектов, которые участвуют в управлении государственным долгом (непосредственно совершают сделки по заимствованиям, распределяют ресурсы, осуществляют учетную функцию и т.д.);

обеспечение денежных ресурсов для совершения процентных и возвратных платежей по долгам,

контроль денежных потоков (поступление средств, их по объектное и в рамках лимитов использование, контроль возвратных платежей);

текущее регулирование и воздействие на государственный долг с целью поддержания его ликвидности, минимизации его величины, расходов на его обслуживание и рисков, с ним связанных (игра на финансовых рынках, направленная на оптимизацию долга, проведение реструктуризации долгов и т.д.);

организацию рынка государственных ценных бумаг и воздействие на организацию рынка государственных ценных бумаг и воздействие на его конъюнктуру.

2. Сущность и значение государственных ценных бумаг для регулирования государственного долга.

Государственная ценная бумага это срочный обращаемый документ преимущественно долгового характера, выпущенный уполномоченным государственным органом в виде записи на счете или на бланке установленной формы, удостоверяющий имущественное право, осуществление которого производится, как правило, на условиях и в порядке, устанавливаемых при выпуске ценной бумаги.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Важной задачей денежных властей в после кризисном 1999 г. было восстановление доверия к инструментам государственного долга. В анализируемый период не были полностью преодолены последствия кризиса, однако были созданы объективные предпосылки для развития этого сектора российского финансового рынка в будущем.

Работа вторичного рынка ГКООФЗ возобновилась 15 января 1999 г. с торгов по нереструктурируемым ОФЗ-ПД, а с 28 января в торгах стали принимать участие облигации, выпущенные в ходе новации: ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД) сроком обращения 45 лет, ОФЗ с нулевым купоном сроком обращения 3 года (инвестиционный выпуск ОФЗ-ПД серии 25030) и 2 выпуска ГКО.

Реструктуризации подлежали ГКООФЗ инвесторов на сумму 188,2 млрд. руб. по номиналу (без учета портфеля Банка России, для которого применяется специальная процедура реструктуризации). К моменту окончания основного этапа новации (1 мая 1999 г) российские держатели обменяли 95,6%, иностранные инвесторы 88,5% от объема своих портфелей, подлежащих новации. Не прошли процедуру обмена облигации объемом около 14 млрд. руб. по номиналу. Держателям ГКО и ОФЗ, не осуществившим новацию до 1 мая, Правительство Российской Федерации предоставило возможность участвовать в ней на прежних условиях с 20 ноября по 27 декабря 1999 г. в рамках дополнительного этапа новации. По его окончании объем необмененных гособлигаций сократился до 3,5 млрд. рублей.

Минфин России в течение года четко придерживался графика погашений ГКО и купонных выплат по ОФЗ и не осуществлял заимствований на рынке государственного долга до середины декабря. Суммарный объем купонных выплат в 1999 г. составил 51,2 млрд. рублей.

В 1999 г. Банк России продолжил подготовку запуска рынка междилерского РЕПО с целью предоставить участникам рынка возможность оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов Банка России. ¹ С 1 октября 1999 г. операции РЕПО в торговой системе ММВБ могут осуществлять 16 кредитных организаций, заключивших соответствующие соглашения. Однако в условиях избыточной ликвидности банковской системы (что временно снизило интерес к возможности привлечения краткосрочных заимствований), а также неурегулированности некоторых вопросов бухгалтерского учета, связанных с налогообложением доходов от операций РЕПО, этот финансовый инструмент до конца года оставался не востребованным участниками рынка.

По окончании основного этапа реструктуризации внутреннего государственного долга и погашения выпущенных в ее ходе ГКО, рынок государственных ценных бумаг перешел в новое состояние. По сравнению с докризисным состоянием оно характеризуется сокращением более чем в полтора раза рыночной части облигационного долга, удлинением почти втрое сроков заимствований и наличием в обращении только инструментов с фиксированными и достаточно низкими купонными ставками (1030% годовых), что позволяет эмитенту снизить расходы на обслуживание внутреннего долга и точно их рассчитать на весь период обращения.

17 и 21 декабря Минфин России провел аукционы по размещению 3 новых выпусков ГКО среди нерезидентов владельцев средств на транзитных счетах типа С с совокупным объемом предложения 6,5 млрд. руб. по номиналу. По этим выпускам, в отличие от остальных обращавшихся в 1999 г. выпусков ГКООФЗ, не устанавливались ограничения на репатриацию выручки. Выпуск новых ГКО был обоснован необходимостью неэмиссионным способом компенсировать потери бюджета, связанные с приостановкой кредитования России со стороны МВФ.

Итоги аукционов оказались очень успешными для эмитента. Всего было размещено ГКО на 3,8 млрд. руб. по номиналу, средневзвешенная доходность составила 0,694,26% годовых по выпускам с погашением в апрелеиюле 2000 года.23 и 24 декабря эмитент провел доразмещение двух выпусков ГКО по ценам выше номинала. Столь высокие цены покупки ГКО объясняются тем, что нерезиденты были готовы приобрести эти бумаги с любой (даже отрицательной) доходностью ради использования предоставленной по ним преференции свободного вывода из России вложенных в них средств сразу после погашения.

На конец 1999 г. объем рынка ГКООФЗ достиг 266,9 млрд. руб. по номиналу.

Сохранение масштабного присутствия нерезидентов на рынке внутреннего госдолга в 1999 г. стало результатом введенных в отношении них ограничений на репатриацию выручки от операций с ГКООФЗ. После завершения основного этапа новации до конца года удельный вес портфеля ОФЗ нерезидентов колебался на уровне около 40% под влиянием разнонаправленных факторов: подготовки к валютным аукционам, купонными выплатами по ОФЗ и др. В ноябре нерезиденты сократили объемы своих портфелей, вкладывая средства, полученные от продажи ОФЗ, в российские корпоративные ценные бумаги.

В рамках осуществления условий новации для нерезидентов Банк России с апреля по октябрь провел 6 спецаукционов по продаже иностранной валюты уполномоченным банкам, действующим по поручению и за счет нерезидентов, реализовав всего 300 млн. долл. США (по 50 млн. долл. США на каждом). Курс продажи составлял 1,1 от официального курса доллара США к рублю на дату аукциона. Допускалась свободная репатриация приобретенной иностранной валюты. Стремление нерезидентов вывести из России свои средства, ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...