Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Чтобы решать проблемы с детьми, надо взрослым чаще вспоминать свои собственные детские чувства (Эдди Ле Шан).




2. 99

Ситуация.  Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора. Поступить хорошо, так, как требует взрослый, – нравственно, но при этом нужно в чем–то отказать себе. А поступить плохо – безнравственно, но зато можно удовлетворить свое желание.

? Как воспитывать ребенка так, чтобы он, сталкиваясь с необходимостью выбора, поступал правильно?

Решение.  Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Нельзя учить его быть добрым, не проявляя самому это качество.

Нужно помогать ребенку поступать нравственно:

а) с помощью прямых оценок;

б) с помощью косвенных оценок, сравнивая с поступками героев сказок, литературных произведений.

Легче осуществлять нравственный выбор в игре. В игре ребенок наиболее самостоятелен:

♦ сам выбирает, во что будет играть;

♦ сам действует в соответствии с замыслом и своей фантазией.

Насильственное вмешательство взрослого в игру лишает ребенка радости от нее.

2. 98

Ситуация.  Вика (3 года) оставила игрушки неприбранными. Мама может спросить: «Почему ты оставила игрушки неприбранными? » – или же сказать: «Я просила тебя после игры убрать игрушки на место».

? Какое обращение вы выберете как наиболее предпочтительное и почему?

Решение.  Предпочтительнее второе обращение, так как на первое ребенок не сможет ответить что–либо вразумительное. Второе же обращение напоминает ему о правилах поведения.

2. 99

Ситуация.  Когда мама вернулась из магазина, то не узнала комнату: все стулья перевернуты, на полу кубики и др. «Мама! Я в паровоз играю», – радостно сообщил ей Саша (3 года). Но мама, не в силах сдержать себя, закричала: «Ты что устроил! Кто теперь будет убирать?

Я устала за тобой убирать. Сейчас же прекрати глупостями заниматься и разложи все по местам».

? Почему то, что с точки зрения Саши хорошо, с точки зрения мамы плохо и наоборот?

? Как должна была повести себя мама в этой ситуации?

Решение.  Взгляд на одни и те же вещи, явления субъективен. Каждый из субъектов воспринимает их по–своему, вкладывая при этом свой смысл. Так и в этой ситуации. С точки зрения Саши, построить железнодорожную станцию – прекрасная идея, интересная игра. А с точки зрения мамы, главное – порядок, который должен быть в комнате.

Мама должна была посмотреть на ситуацию с позиции сына, его интересов. Стена непонимания между ребенком и родителями возникает уже с детского возраста. Если мама продолжит в том же духе, то все, что ребенку будет интересно, он будет делать втайне от нее.

! Чтобы решать проблемы с детьми, надо взрослым чаще вспоминать свои собственные детские чувства (Эдди Ле Шан).

2. 100

Ситуация.  Некоторые говорят: «Шлепать ребенка можно до тех пор, пока он еще слишком мал и не может воспринимать это как оскорбление».

? Ваше отношение к данному суждению?

Решение.  В возрасте до года малыша не оскорбляют физические наказания. И наоборот, ребенок 2–3 лет остро реагирует на то, что его отшлепали.

Если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, то это только подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный в сравнении с тем, которого ожидают родители.

2. 101

Ситуация.  Мама обнаружила в комнате на полу пластилин. Спросила Нину (3 года): «Это ты оставила пластилин в комнате? » Нина отрицательно покачала головой. Возмущенная мама расценила поведение дочери как ложь, поэтому запретила ей играть в комнате с пластилином.

? Почему Нина солгала?

? Как должна была повести себя мама в этой ситуации?

Решение.  Дети не рождаются лжецами. Они прибегают к обману не потому, что хотят досадить окружающим. Обычно дети лгут:

♦ из–за боязни наказания;

♦ стремясь подражать поведению взрослых;

♦ пытаясь выдать желаемое за действительность (из–за стремления испытать удовольствие).

Если ответ взрослому известен, не стоит ловить ребенка на лжи. Разумнее напомнить правило поведения: «Я просила тебя не приносить пластилин в комнату».

! Не ловите ребенка на лжи. Анализируйте причины, приведшие к такому результату.

2. 102

Ситуация.  Коля (2 года 8 месяцев) проявляет свой характер. Родителям это не нравится.

? Что должны предпринять родители, чтобы правильно действовать? Дайте совет.

Решение.  Любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины. Надо разобраться в них и попытаться их устранить, а не подавлять характер сына.

2. 103

Ситуация.  Костя, увлеченный игрой, начинал ковырять в носу. А родители ругали его, не стесняясь делать это при посторонних детях: «Не делай этого, а то у тебя будут огромные ноздри». И в такие минуты Костя невольно хватался за нос, стараясь зажать ноздри.

? Дайте психологический анализ поведения родителей.

Решение.  Постепенно такое действие Кости вошло в привычку, которая может остаться у него на всю жизнь. Когда ребенок пойдет в школу, дети это быстро заметят и будут смеяться над ним. Возникшие переживания могут быть настолько сильными, что ребенок почувствует себя неполноценным и вырастет застенчивым.

Подобные случаи нередки, многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что дети ничего не понимают. Однако, каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред он нанесет ребенку, если говорить об этом при всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...