! Без целенаправленной работы под началом взрослого у ребенка не сформируется осмысленная и управляемая слухоречевая память.
3. 104 Ситуация. При рассматривании картины «Улицы города» воспитатель задал детям несколько вопросов. ♦ Что изображено на этой картине? ♦ Как вы узнали, что это улица города? ♦ Сколько этажей в этом высотном доме? ♦ Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? («Едут трамваи, автобусы». ) ♦ Кто знает, как назвать их одним словом? (Детей знакомят с понятием «транспорт». ) ♦ Почему в городе должно быть много видов транспорта: трамваи, автобусы и т. д.? ♦ Для чего в городе существуют правила уличного движения? ♦ Почему не все машины и пешеходы движутся? Какие из них стоят? ? Проанализируйте вопросы воспитателя. ? На развитие каких мыслительных операций детей направлены вопросы педагога? Решение. Воспитатель задавал детям вопросы правильно, учитывая особенности мышления дошкольников. Часть вопросов педагога направлена на перечисление изображенных предметов, другая – на развитие понятий, в целом же беседа сосредоточена на развитии мышления дошкольников. Наиболее сложные для детей вопросы из тех, что были использованы педагогом, – вопросы на обобщение. Воспитатель упражнял детей в следующих мыслительных операциях: анализ, синтез, классификация, обобщение. 3. 105 Ситуация. Дима (5 лет) очень любил, когда папа читал ему разные рассказы. Но совсем не любил, когда папа просил его запомнить и рассказать только что прочитанный текст. Несмотря на мамино заступничество, папа настойчиво, неотступно, систематически добивался от сына пересказа текста. Правда, поначалу папа пересказывал в основном сам, а Дима больше молчал, но постепенно сын стал справляться с заданием все лучше и лучше.
? Почему папа с такой настойчивостью добивался от сына пересказа текста? Решение. Это совершенно необходимо для будущего обучения мальчика в школе. Папа добивался формирования у сына произвольной (управляемой), саморегулируемой слуховой памяти. Обычно в памяти дошкольника сохраняется только то, что привлекает его внимание, и создается иллюзия, что у ребенка хорошая память. Если память не будет сформирована до школы, то ребенку трудно будет осваивать письмо, чтение. Кроме того, возникнут затруднения и при решении арифметических задач на слух, его повествовательная речь останется бедной. И в дальнейшем у ребенка будет возникать все больше трудностей с учебой. ! Без целенаправленной работы под началом взрослого у ребенка не сформируется осмысленная и управляемая слухоречевая память. 3. 106 Вопрос. Почему умение дошкольника анализировать звуковой состав слов и осознание им словесного состава речи способствуют успешному овладению чтением и письмом? Ответ. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, увлечение образованием новых слов. Дети с удовольствием изменяют слова, учитывая их исходную форму, проявляют интерес к его звуковой форме, увлекаются созданием рифмы. Постепенно развивающееся языковое чутье приводит к попытке осознания речи. У ребенка в 5 лет появляется желание осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. По сравнению с ранним детством словарный запас ребенка–дошкольника увеличивается, как правило, в 3 раза. ! Рост словарного запаса ребенка непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. 3. 107 Ситуация. Мама Алены (4 года) учит дочь читать, не обращая внимания на дефекты в ее речи, поскольку ей хочется поскорее добиться своей цели. ? В чем ошибочность маминой установки?
Решение. Невзирая на дефекты речи, Алену можно научить быстро читать. Но в результате у нее будут закрепляться речевые расстройства, которые повлекут за собой затруднения с освоением письменной речи. ! Прежде чем учить ребенка читать, нужно исправить дефекты речи на занятиях с логопедом. 3. 108 Вопрос. Чем характеризуется сензитивный период развития речи в дошкольном возрасте? Ответ. В сензитивный период у ребенка наиболее легко и быстро возрастает словарный запас, формируется чувство языка. В это время взрослые должны уделять особое внимание звуковому анализу слов и правильному построению предложений. 3. 109 Ситуация. Саша (6 лет 5 месяцев) составил рассказ по картинке: «На полянке растут одуванчики. Они разные. Один одуванчик желтый, молодой. А белый – старый, он уже осыпается. Старый одуванчик похож на белый шарик, а его семена – на парашютики. Когда ветер дует, семена одуванчиков разлетаются по земле». ? Укажите на взаимосвязь психических процессов ребенка с развитием его речи. ? Приведите примеры своих наблюдений, в которых имело бы место влияние речи на психические процессы. Решение. Рассказ Саши показывает, что его речь оказала влияние на развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. ! Речь является основой перестройки всех психических процессов ребенка: познавательных, эмоциональных и волевых. 3. 110 Ситуация. Детям старшего дошкольного возраста была предложена ситуация следующего характера: «Как бы вы поступили, если бы надо было помочь другому человеку? » Алеша так ответил на поставленный вопрос: «Я помогу, потому, что если я не помогу, этому человеку будет тяжело… Это будет плохой поступок. Я решил помочь и сделаю это». ? Показателем каких психических процессов является речь дошкольников? Приведите свои примеры. Решение. В этом примере речь отражает эмоционально–волевое развитие дошкольника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|