! Рассказы о семье помогают ребенку ощутить себя необходимой и закономерной частичкой своей семьи.
3. 111 Ситуация. Дети 4–6 лет часто интересуются тем, какими были в детстве их мама, папа. Родителям нередко доводится слышать: «Расскажи, какой ты была маленькой». Таким рассказам дети отдают предпочтение даже в сравнении с книжками. ? Почему дети интересуются такими вопросами? Решение. Дети любят слушать рассказы о детстве взрослых. Они могут их воспринимать и как сказочные истории о близких людях, и как реальные приключения. Когда взрослый рассказывает о своем детстве, он в этот момент становится таким же ребенком, как и малыш, слушающий эту историю. Сопереживая, ребенок сравнивает себя с родителями, фантазирует, каким может стать в будущем. Доступные для ребенка рассказы взрослых помогают ему в построении собственного «Я». Для ребенка понимание того, что мама была маленькой девочкой, – факт удивительный. Поэтому ему хочется слушать о детстве мамы и папы как можно чаще, в деталях и подробностях. ! Рассказы о семье помогают ребенку ощутить себя необходимой и закономерной частичкой своей семьи. 3. 112 Ситуация. На занятии Шура разбирает у доски слово «слон». Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто–то подсказывает ему: «а». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не «а», а «о». Если бы «а», то было бы «слан», а тут «слон»». [4] ? В каком возрасте ребенок осознает звуковой состав речи? ? Что влияет на осознание звукового состава слова? ? Приведите примеры словесного анализа речи ребенком из своих наблюдений. Решение. Звуковой состав слова осознается ребенком к 6 годам. Этому способствует подчеркнутое протягивание отдельных звуков, что позволяет ему свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Чтобы им овладеть, детям нужна помощь взрослых.
! Родители могут научить ребенка определять звук, с которого начинается слово, придумывать слова на определенный звук, а также слова, в которых определенный звук находится в начале, в середине и в конце слова. 3. 113 Ситуация. В ряде случаев у детей с дефектами звукопроизношения возникает дислексия. ? Чем характеризуется дислексия? Решение. При дислексии не устанавливается четкая связь между зрительными образами букв и звуками. Одни и те же буквы могут восприниматься по–разному. При серьезных затруднениях у ребенка возникает искаженное понимание смысла прочитанного. ! При дефектах речи у ребенка следует сразу же обращаться к логопеду. 3. 114 Ситуация. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей: ♦ Гриша говорил вместо «рыба» – «лыба»; ♦ Саша говорил вместо «шишка» – «сишка»; ♦ Петя говорил вместо «садись» – «дись»; ♦ Вова говорил вместо «сахар» – «хасир». ? Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? ? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? Решение. Исследователи отметили следующие недостатки речи детей: у Гриши и Саши – замену труднопроизносимого звука легкопроизносимым; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановку звуков и замещение их. Несовершенство речи дошкольников объясняется несформированностью у них фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. ! Взрослый должен демонстрировать образцовую речь, а с помощью игр–упражнений развивать фонематический слух ребенка. 3. 115 Ситуация. Родителям даже нравилось то, как мило косноязычит их сын Митя. Несмотря на советы, к логопеду сына они не повели, так как решили: с возрастом это пройдет…
? Какие могут возникнуть трудности в школе у Мити? Решение. Неправильное произнесение звуков приведет к ошибкам в письменной речи. Психологи проводили опыты с учащимися, половине которых они велели писать с открытыми ртами (без проговаривания). В результате эти учащиеся сделали много ошибок при написании слов. ! Правильная артикуляция, дикция совершенно необходимы для становления письменной речи ребенка. 3. 116 Ситуация. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко! » – Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру! » ? С чем связано подобное явление? Решение. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому–либо новому слову ту форму, которой он не овладел. ! Элементы осознанного овладения ребенком формой, которую он еще не изучил в достаточной мере, вызывают детское словотворчество. 3. 117 Ситуация. Нередко логопед при формировании у ребенка правильного образа буквы предлагает ему разные упражнения по ощупыванию вырезанных букв, по лепке букв из пластилина. ? На какие особенности развития ощущений, восприятий опирается логопед? Решение. В этой ситуации учитывается тот факт, что у детей тактильное восприятие развито более интенсивно, чем другие ощущения. Кроме того, органы чувств и соответствующие им зоны мозга закономерно взаимодействуют между собой и работа одного анализатора активизирует работу другого. Привнесение наглядности в обучение преследует эту же цель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|