Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Отличайте привычку от навыка! Навык – это автоматизированное действие (он формируется). Привычка – это отношение к чему–то (воспитывается).




! Отличайте привычку от навыка! Навык – это автоматизированное действие (он формируется). Привычка – это отношение к чему–то (воспитывается).

3. 145

Ситуация.  Мама жалуется, что ее дочь Ира совершенно не умеет играть сама. Девочка все время просит маму: «Давай поиграем».

? Мама считает, что сверстники Иры обходятся в играх без взрослых. Так ли это?

Решение.  Да, действительно, многие дети умеют играть сами. Им достаточно получить игрушку, а что с ней делать, они уже сами придумают – фантазия подскажет. Но есть и такие дети, которые не могут играть без взрослых. Ире интереснее играть, когда рядом есть кто–то, и лучше всего, если этот человек – мама.

Безусловно, мама должна научить дочь играть самостоятельно. Прежде всего нужно разъяснить правила той или иной игры и поначалу находиться близ играющего ребенка, изредка отлучаясь из комнаты. Так постепенно девочка привыкнет играть одна.

! Игра – это путь к познанию окружающего мира.

3. 146

Ситуация.  Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать!

– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».

? Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

? Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

Решение.  Ваня поступил так потому, что взрослый для него является образцом поведения. Но его неумение применять общие правила поведения к конкретной ситуации привело к вышеописанному случаю.

3. 147

Ситуация.  Мама говорит Вике, что пора ложиться спать, подошло время по распорядку дня. А дочка говорит, что хочет еще поиграть, да и бабушка не против.

? Как это скажется на формировании мотива «надо»?

Решение.  Конечно, требования членов семьи должны быть едины. В формировании мотива «надо» ребенку может помочь неукоснительное выполнение четкого распорядка дня.

3. 148

Ситуация.  В комнату группы входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания. Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем–то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значения.

? Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

? Дайте психологический анализ ситуации.

Решение.  Скорее всего, в этом детском саду обучение детей правилам вежливости носило формальный характер.

Воспитание вежливого отношения к другому более успешно, если ребенку не только объясняют нравственный смысл вежливости, но и постоянно общаются с ним в соответствии с нормами поведения. Только в этом случае вежливость из демонстрируемого образца поведения перейдет в прочный навык.

! Правила нарушаются, если взрослые не помогают детям осознать необходимость их выполнения, если они не закрепляются на практике.

3. 149

Ситуация.  Нарушение семейных правил, невыполнение установленных обязанностей часто приводят к конфликтам, суровым наказаниям. Элементами воспитания ответственности являются: уборка комнаты и своих вещей, помощь по дому, уход за животными и растениями и т. д.

? Когда и при каких условиях у ребенка необходимо воспитывать чувство ответственности?

Решение.  Воспитание ответственности начинается с того момента, когда ребенок начинает понимать, как много он значит для своих близких, когда он осознает, что его любят, заботятся о нем. Ребенок должен ощутить себя равноправным членом своей семьи. Он должен понимать, для чего выполняется та или иная работа по дому, чувствовать важность своего участия в общем семейном деле, а не просто выполнять указания взрослых.

3. 150

Ситуация.  Коля (5 лет) охотно выполнял все трудовые поручения, особенно хозяйственные. Воспитатель хвалил его, приводил Колино трудолюбие в пример другим. Постепенно мальчик становился все более самонадеянным и развязным, на занятиях по труду требовал капризным тоном, чтобы ему первому давали задания и как можно труднее.

– Я сделаю лучше всех! – заявлял он.

? Охарактеризуйте поведение Коли.

? Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к Коле и другим детям?

Решение.  В этой ситуации у Коли проявилась завышенная самооценка, выразившаяся в самонадеянности и наглости поведения. Появление такой самооценки – следствие неправильных действий педагога. Воспитатель, уважая развивающуюся личность, должен был предъявлять к Коле более высокие требования.

! Самооценка, по выражению Вирджинии Сатир, – это самоценность.

3. 151

Ситуация.  Чем старше ребенок, тем сильнее у него потребность в любви родных и близких: ему хочется радоваться тому, что он такой замечательный. Поэтому очень важно обдуманно говорить со своим ребенком, в частности, о предстоящем наказании. Например, в ситуации, когда Саша (5 лет) бьет Витю, чтобы отнять у него игрушку.

? Как предпочтительнее сказать о наказании ребенку?

Решение.  Нужно сказать ребенку, что он мальчик хороший, но в данном случае он совершил плохой поступок  (отнял игрушку). На будущее ему необходимо дать правильную установку: в следующий раз попроси вежливо игрушку; если тебе ее не дают, то не надо выпрашивать, тем более отнимать, старайся уважать себя. Родители прежде всего должны думать об уважении личности своего ребенка, говорить о существе дела, а не запугивать наказанием. Гораздо важнее помочь ребенку понять свою ошибку, чем наказывать за каждый проступок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...