Задание 2. Определение типа ориентировочной основы действия.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ Практикум по учебной дисциплине ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Для курсантов психологического факультета Москва 2010 Автор-составитель: доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Алпатова О.Б. Практикум составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 - «Психология» (специализация – социальная психология). Введение Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога. Данная дисциплина входит в блок педагогических дисциплин, обязательных при подготовке психологов – преподавателей. Педагогическая психология позволяет сформировать у курсантов представления о структуре учебной деятельности и ее возрастных особенностях. Также обучающиеся знакомятся с основными функциями педагогической деятельности и психологическими аспектами труда преподавателя. Практикум по «Педагогической психологии» рассчитан на 18 часов. Он является завершающим этапом изучения данной дисциплины и играет важную роль в ее освоении. Практическая часть направлена на применение курсантами полученных теоретических знаний и выработку необходимых педагогических умений. В результате изучения курса курсанты:
должны знать: · основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений; · отечественные и зарубежные теории научения и учения; · основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития; · теорию учебной деятельности; · психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков; · психологические механизмы воспитания; · психологические основы педагогической деятельности. должны уметь: · определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; · определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; · определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; · определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков; · применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности; · решать психолого-педагогические проблемные ситуации; · конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Педагогическая психология» для курсантов факультета подготовки психологов
Практическая работа №1. Тема: Психология образовательной деятельности. Соотношение развития, обучения и воспитания. Краткое содержание темы: Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Основными «пластами» уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость. Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
Рекомендуемая литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2004. 2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.,1985. 3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М., 1980. 4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. – М., 2003. 5. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии.2-е изд. – СПб.,2009. 6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2001. 7. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002. Практические задания Задание 1. Анализ основных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития. Заполните сравнительную таблицу основных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития (табл.1). Таблица 1. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития
Задание 2. Определение типа ориентировочной основы действия. Опираясь на табл.2 «Типы ориентировочных основ действия (ООД)», предложите свои варианты объяснений учителем нового материалы учащимся для каждого типа ООД. Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|