Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1. Упражнение “Влияние группового настроения».




Первый этап: Двум-трем курсантам дается задание произнести речь продолжительностью 2-3 минуты на профессиональную тему (например, “Что я больше всего ценю в обучающихся”, “Что я больше всего ценю в себе как в педагоге”, “Как я понимаю педагогический конфликт” и т.д.).

Ораторам предлагается выйти за дверь и подготовиться. В это время ведущий договаривается с группой о реакции на выступления. К примеру, первая речь будет встречаться одобрительно, вторая — холодно, третья — явно негативно. После выступления педагоги делятся своими ощущениями, дают оценки своим выступлениям. Затем “заговор” раскрывают и все вместе обсуждают проблему “моральной поддержки”.

По итогам занятия педагоги оценивают по 10-балльной шкале: свое состояние, понимание происходящих в группе процессов, понимание происходящих изменений в себе.

Задание 2. Определение уровня эмпатийности (методика И. М. Юсупова) [13].

Способность педагога к эмпатии рассматривается как профессио­нально важное качество педагога. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наи­труднейшего — с формирования способности ощущать душевное со­стояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в са­мых разных ситуациях».

Предлагаемая ниже методика успешно используется психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т. е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испыты­вает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Порядок выполнения и инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утвержде­ний, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «час­то» — 3, «почти всегда» — 4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нуж­но на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «со­временных ритмах».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки боль­ного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настрое­ние.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пей­зажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чув­ствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая дру­гие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением не­знакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложит­ся его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настрое­ние своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен вы­ ходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чуда­чества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда бывают задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и унич­тожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные про­блемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

 

Обработка и интерпретация результатов. Прежде чем подсчи­тать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с ко­торой вы отвечали.

Чтобы определить достоверность данных, необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера ут­верждений:

♦ «не знаю» — на утверждения 2, 4, 16, 18, 33;

♦ «всегда» или «да» — 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.
Кроме того, следует выявить:

♦ сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверж­дения в следующих парах: 7 и 17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36;

♦ сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из
утверждений типа «никогда» или «нет» в следующих парах: 3 и 36;
1 и 3; 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов.

Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечис­ленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, При четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пя­ти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь про­суммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, — это очень высокий уро­вень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В об­щении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружаю­щие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом бои­тесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время, сами очень ранимы. Можете страдать при виде пока­леченного животного или не находить себе места от случайного хо­лодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жиз­ни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психи­ческом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмо­ционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся клзам. Окру­жающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать кон­фликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в со­циальном одобрении своих действий. При всех перечисленных каче­ствах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не со­ставляет особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, прису­щий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут на­звать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим лич­ным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпо­читаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уве­ренным, что она будет принята. При чтении художественных произ­ведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие от­ношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказыва­ются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуе­те себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступ­ках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенден­ции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контак­ты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличност­ных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относи­тесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите кри­тику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам не­обходима гимнастика чувств.

 

Задание 3.Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте.

С помощью приведенных ниже упражнений попытаемся понять, как мы ведем себя в конфликтной ситуации.

Упражнение 1.Развития умения проводить самооценку рационального поведения в конфликте.

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соот­ветствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 - для Вас не характерно такое поведение.

Таблица 14.

Позиция Оценка
Критически оцениваю партнера  
Приписываю ему низменные или плохие намерения  
Демонстрирую знаки превосходства  
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру  
Игнорирую интересы соперника  
Вижу все только со своей позиции  
Уменьшаю заслуги партнера  
Преувеличиваю свои заслуги  
Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера  
Выдвигаю перед партнером множество претензии  
Раздражаюсь, повышаю голос, перехожу на крик  

 

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя “3” по среднему арифметическому по всем позициям свидетель­ствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рацио­нального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационально­го поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать при­чины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 2. Самооценка “мудрого поведения” в конфликте.

Проанализируйте свои действия по пяти позициям “мудрого по­ведения” в конфликтах, которые происходили с вашим участи­ем, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме:

Таблица 15.

Позиция Оценка Позиция
“Открытость” ума. Вы настро­ены на понимание доводов и аргументов оппонента   Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента
Негативное отношение к оп­поненту    
Рациональное мышление Вы контролируете свои эмоции   Вы отдаетесь “стихиям” и эмоциям
Сотрудничество. Вы не делае­те ставку на односторонний вы­игрыш, а ориентируетесь на равенство и сотрудничество   Вы стремитесь к односторон­нему выигрышу
Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть   Вы нетерпимы к оппоненту, Вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с вашей.

 

Оценка результатов. Отклонение влево от показателя “3” по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками “мудрого по­ведения” в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками “мудрого поведения” в конфликте. В этом случае вам необходимо обратить­ся к технологиям рационального поведения в конфликте и за­няться тренировками.

 

Упражнение 3.Развитие эмпатии.

Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: “Что я сейчас переживаю?”, “Чего я в данный момент хочу?”, “Зачем я это делаю?”. Если Вы умеете отда­вать себе в этом отчет, у Вас есть способность мыслить за других.

Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда - другим. Вспомните конк­ретные события. Нужно знать причины своих действий. Это помо­жет Вам понимать причины действий других.

Задания для дискуссионного обсуждения:

Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

Вспомните случай, когда вбеседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, перио­дически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити события.

По чи ци я

Вы нетерпимы к оппоненту, Вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с Вашей

Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изобража­ющую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, об­ратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу?

Если Вы хотите развить свою способность понимать пережива­ния и намерения других людей, выработайте у себя привычку на­блюдать:

- обратив внимание па какого-нибудь человека, оцените его эмо­циональное состояние;

- научитесь слушать других людей;

- перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить;

- наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот чело­век будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы.

Упражнение 4. Деструктивное (разрешительное) поведение.

На основе анализа собственного стиля поведения выявите «сабо­тажников общения», используемых Вами сознательно или бес­сознательно.

Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется, что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников об­щения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас са­мих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные?

Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разру­шительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.

Таблица 16

  Саботажники общения       Примеры Это делаете
Вы другие
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) «Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении», «Делайте как сказано, или...»    
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми) «Срочно зайдите ко мне в кабинет», «Не спрашивайте, почему; делай­те, как вам говорят», «Ваше дело — исполнять молча»    
Критика (негативная) «Вы недостаточно прилежно рабо­таете», «Вы постоянно жалуетесь»    
Оскорбительные “диагностические” прозвища «Такое может сказать только иди­от», «Ну ты просто дурак», «Чего еще можно ожидать от бюрократа (кретина, козла, чокнутого и т.п.)»    
Приговор «По тебе тюрьма плачет», «Неудач­ник», «Пропащий человек»    
Слова “долженствования” «Вы должны вести себя более ответственно», «Вы должны смотреть на факты», «Вы не должны так сердиться»    
Сокрытие важной ин­формации (реплика-ловушка, стимули­рующая принятие не­выгодного решения) «Вам этот проект обязательно понравится», «Вы не пожалеете, если заключите с нами договор»    
Коммуникация, не оставляющая выбора «Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон», «Или будет по-моему, или вы уволены»    
Допрос «Сколько часов у Вас ушло на это?», «Почему ты так поздно?», «Чем это Вы занимаетесь на рабочем месте?»    
Диагноз мотивов поведения «Вы одержимы собственническим инстинктом», «У Вас не хватает инициативы»    
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным) «Если бы ты вовремя навел поря­док на своем столе, у тебя не было бы причин для паники», «Почему ты не сделал вот так...», «Я бы на твоем месте...», «Просто не обра­щай на них внимания», «Возьми себя в руки, не распускайся»    

Задание 3. Дидактический тренинг “Овладение искусством критики”.

Цель тренинга: Ознакомить адъюнктов ссоциально-психологическими исследованиями критики в социальных груп­пах и научить их использовать различные виды критики, не ущем­ляя достоинства критикуемого курсанта, слушателя.

Рассмотрим такую педагогическую ситуацию: Вы преподаватель и Вам нужно оценить работу своих обучаемых. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле - это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и по­хвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки.

Вы можете сказать: “Работа выполнена отлично! Рад за Вас”.

А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы:

“Хочу отмстить выполненное таким-то задание”, - хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: “Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного зада­ния. Сели бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с програм­мой”, - удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Дове­рительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчинен­ного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в це­лом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство кол­лектива.

Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттен­ков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться.

Гораздо сложнее, чем похвала, — выбор формы критики. Рас­смотрим наиболее часто используемые формы критики. В процес­се - тренинга преподаватель диктует критические оценки, а курсанты записывают их в свои тетради собственные примеры.

Критические оценки могут быть следующими:

1. Подбадривающая критика: “Ничего, в следующий раз сде­лаете лучше. А сейчас - не получилось”.

2. Критика-упрек: “Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!”Или: “Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!”

3. Критика-надежда: “Надеюсь, что в следующий раз Вы сде­лаете это задание лучше”.

4. Критика-аналогия: “Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошиб­ку. Ну и попало мне от начальника!”

5. Критика-похвала: “Работа, сделана хорошо, но не для этого случая”.

6. Критика-озабоченность: “Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив”.

7. Безличная критика: “В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы”.

8. Критика-сопереживание: “Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано”.

9. Критика-сожаление: “Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно”.

10. Критика-удивление: “Как?! Неужели Вы не сделали еще ра­боту? Не ожидал...”

11. Критика-ирония; “Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем!”

12. Критика-намек: “Я знал одного человека, который посту­пил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо...”

13. Критика-смягчение: “Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...”

14. Критика-укоризна: “Что же вы сделали так неаккуратно! Да еще и не вовремя?!”

15. Критика-замечание: “Не так сделали. В следующий раз сове­туйтесь, если не знаете, как выполнить задание!”

16. Критика-предупреждение: “Пели Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!”

17. Критика-требование: “Работу Вам придется переделать!”

18. Критика-вызов: “Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения”.

19. Критика-совет: “Я Вам советую не горячиться, подождите,
остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить”.

20. Конструктивная критика: “Работа выполнена неверно. Что
конкретно собираетесь предпринять?!” Или: “Работа не выпол­нена. Посмотрите возможность использования такого-то вари­ анта”.

21. Критика-опасение: “Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне”.

22. Критика-окрик: “Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?”

23. Критика-обида: “Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!”

24. Критика-покровительство: “Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу”.

25. Критика-угроза: “Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры.

Можно было бы привести и другие виды критики, но для тре­нинга достаточно и такого количества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...