Задание 1. Упражнение “Влияние группового настроения».
Первый этап: Двум-трем курсантам дается задание произнести речь продолжительностью 2-3 минуты на профессиональную тему (например, “Что я больше всего ценю в обучающихся”, “Что я больше всего ценю в себе как в педагоге”, “Как я понимаю педагогический конфликт” и т.д.). Ораторам предлагается выйти за дверь и подготовиться. В это время ведущий договаривается с группой о реакции на выступления. К примеру, первая речь будет встречаться одобрительно, вторая — холодно, третья — явно негативно. После выступления педагоги делятся своими ощущениями, дают оценки своим выступлениям. Затем “заговор” раскрывают и все вместе обсуждают проблему “моральной поддержки”. По итогам занятия педагоги оценивают по 10-балльной шкале: свое состояние, понимание происходящих в группе процессов, понимание происходящих изменений в себе. Задание 2. Определение уровня эмпатийности (методика И. М. Юсупова) [13]. Способность педагога к эмпатии рассматривается как профессионально важное качество педагога. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». Предлагаемая ниже методика успешно используется психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т. е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Порядок выполнения и инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах». 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин. 9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11. Я равнодушен к критике в мой адрес. 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы. 14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. 16. Родители относятся к своим детям справедливо. 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен вы ходить самостоятельно. 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда бывают задумчивы. 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка и интерпретация результатов. Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Чтобы определить достоверность данных, необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждений: ♦ «не знаю» — на утверждения 2, 4, 16, 18, 33; ♦ «всегда» или «да» — 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. ♦ сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36; ♦ сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, При четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций. Если вы набрали от 82 до 90 баллов, — это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время, сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся клзам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не составляет особого труда вывести вас из равновесия. От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.
От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои. 11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Задание 3.Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте. С помощью приведенных ниже упражнений попытаемся понять, как мы ведем себя в конфликтной ситуации.
Упражнение 1.Развития умения проводить самооценку рационального поведения в конфликте. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 - для Вас не характерно такое поведение. Таблица 14.
Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя “3” по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками. Упражнение 2. Самооценка “мудрого поведения” в конфликте. Проанализируйте свои действия по пяти позициям “мудрого поведения” в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: Таблица 15.
Оценка результатов. Отклонение влево от показателя “3” по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками “мудрого поведения” в конфликте. Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками “мудрого поведения” в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Упражнение 3.Развитие эмпатии. Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: “Что я сейчас переживаю?”, “Чего я в данный момент хочу?”, “Зачем я это делаю?”. Если Вы умеете отдавать себе в этом отчет, у Вас есть способность мыслить за других. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда - другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других. Задания для дискуссионного обсуждения: Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. Вспомните случай, когда вбеседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал? Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали? Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити события.
Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу? Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать: - обратив внимание па какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние; - научитесь слушать других людей; - перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить; - наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы. Упражнение 4. Деструктивное (разрешительное) поведение. На основе анализа собственного стиля поведения выявите «саботажников общения», используемых Вами сознательно или бессознательно. Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется, что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас самих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные? Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами. Таблица 16
Задание 3. Дидактический тренинг “Овладение искусством критики”. Цель тренинга: Ознакомить адъюнктов ссоциально-психологическими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства критикуемого курсанта, слушателя. Рассмотрим такую педагогическую ситуацию: Вы преподаватель и Вам нужно оценить работу своих обучаемых. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле - это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки. Вы можете сказать: “Работа выполнена отлично! Рад за Вас”. А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: “Хочу отмстить выполненное таким-то задание”, - хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: “Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Сели бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с программой”, - удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива. Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, — выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. В процессе - тренинга преподаватель диктует критические оценки, а курсанты записывают их в свои тетради собственные примеры. Критические оценки могут быть следующими: 1. Подбадривающая критика: “Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось”. 2. Критика-упрек: “Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!”Или: “Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!” 3. Критика-надежда: “Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше”. 4. Критика-аналогия: “Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!” 5. Критика-похвала: “Работа, сделана хорошо, но не для этого случая”. 6. Критика-озабоченность: “Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив”. 7. Безличная критика: “В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы”. 8. Критика-сопереживание: “Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано”. 9. Критика-сожаление: “Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно”. 10. Критика-удивление: “Как?! Неужели Вы не сделали еще работу? Не ожидал...” 11. Критика-ирония; “Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем!” 12. Критика-намек: “Я знал одного человека, который поступил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо...” 13. Критика-смягчение: “Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...” 14. Критика-укоризна: “Что же вы сделали так неаккуратно! Да еще и не вовремя?!” 15. Критика-замечание: “Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!” 16. Критика-предупреждение: “Пели Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!” 17. Критика-требование: “Работу Вам придется переделать!” 18. Критика-вызов: “Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения”. 19. Критика-совет: “Я Вам советую не горячиться, подождите, 20. Конструктивная критика: “Работа выполнена неверно. Что 21. Критика-опасение: “Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне”. 22. Критика-окрик: “Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?” 23. Критика-обида: “Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!” 24. Критика-покровительство: “Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу”. 25. Критика-угроза: “Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры. Можно было бы привести и другие виды критики, но для тренинга достаточно и такого количества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|