Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 2. Упражнение « Моя профессиональная роль»




Группа садиться в круг и каждому участнику получает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Карточки: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Лидер», «Авторитет», «Информатор», «Идеал», «Добряк», «Наблюдатель», «Посредник между учеником и родителем», «Урокодатель», «Сухарь», «Друг», «Игрок», «Товарищ».

Каждый из курсантов дает краткую характеристику индивидуальному стилю преподавателя и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет.

Задание 3. Анализ уровней профессиональной деформации личности учителя

На основе предложенного материала выделите ключевые характери­стики разных уровней профессиональных деформаций личности учи­теля и заполните таблицу 13.

Таблица 13.

Уровни профессиональной деформации личности учителя

 

Общепедагоги­ческие дефор­мации Типологические деформации Предметные де­формации Индивидуаль­ные деформации
       

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях.

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической дея­тельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподаю­щих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпера­ментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные
особенности обусловлены спецификой пространства, в котором су­ществует личность учителя — профессионала — здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объ­ект воздействия, который в отличие от большинства других профес­сий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом учитель, используя свою личность как инструмент влия­ния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назида­тельность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, дог­матичность взглядов, отсутствие гибкости и пр.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данны­ми в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель)
и предметник. Особенности каждого из них могут со временем про­явиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интим­ные темы и пр.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешива­ясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стре­мится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потреб­ности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий мо­жет стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравст­венность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника оказываются связан­ными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые, ситуации, неадекватно используя наукообраз­ные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой осо­бый уровень — специфический.

3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисова­ние или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — ге­рои юмористических рассказов — чаще всего имеют именно этот вид деформации.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно ста­новлению профессионально важных для учителя качеств проис­ходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объ­яснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учи­тель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью.

Задание 4.

Возможно вы встречали педагогов, у которых наблюдается так называемый «синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Ознакомьтесь с понятием «синдром сгорания» и его признаками. На основании приведенного материала составьте психологические рекомендации для преодоления этого состояния у преподавателей.

Синдром сгорания [12]

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве устало­сти и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате спо­собности видеть положительные результаты своего труда, отрица­тельной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «син­дрома сгорания»:

♦ напряженность и конфликты в профессиональном окружении, не­достаточная поддержка со стороны коллег;

♦ нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и но­ваций;

♦ однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

♦ вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

♦ работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;

♦ немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;

♦ неразрешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окру­жение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило, три фактора играют существенную роль в «эмоцио­нальном сгорании»: личностный, ролевой и организационный. Уста­новлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Ес­ли работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые»), больше подвержены «сго­ранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоцио­нального сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

На эмоциональное состояние педагога могут влиять организаци­онный фактор, климат в коллективе, отношение администрации.

Если администрация школы обеспечивает работникам возможность профессионального роста, налаживает поддерживающие отношения, часто распределяет обязанности, то в коллективе будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.

X. Дж. Фрейденберг описывает сгорающих следующим образом: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, интровертированные, фанатичные и легко солидаризирующиеся. Е. Махер дополняет этот список авторитаризмом, низким уровнем эмпатии. М. Джехода выделяет шесть аспектов психического здоровья:

1) положительное отношение к себе;

2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности;

3) психическая интеграция;

4) личная автономия;

5) реалистическое восприятие окружения;

6) умение адекватно воздействовать на окружение.

 

Практическая работа №7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...