Задание 2. Упражнение « Моя профессиональная роль»
Группа садиться в круг и каждому участнику получает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Карточки: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Лидер», «Авторитет», «Информатор», «Идеал», «Добряк», «Наблюдатель», «Посредник между учеником и родителем», «Урокодатель», «Сухарь», «Друг», «Игрок», «Товарищ». Каждый из курсантов дает краткую характеристику индивидуальному стилю преподавателя и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. Задание 3. Анализ уровней профессиональной деформации личности учителя На основе предложенного материала выделите ключевые характеристики разных уровней профессиональных деформаций личности учителя и заполните таблицу 13. Таблица 13. Уровни профессиональной деформации личности учителя
У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях. 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Учитель-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.
Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые, ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень — специфический. 3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — герои юмористических рассказов — чаще всего имеют именно этот вид деформации. 4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью. Задание 4. Возможно вы встречали педагогов, у которых наблюдается так называемый «синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Ознакомьтесь с понятием «синдром сгорания» и его признаками. На основании приведенного материала составьте психологические рекомендации для преодоления этого состояния у преподавателей.
Синдром сгорания [12] Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом. Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»: ♦ напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег; ♦ нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций; ♦ однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе; ♦ вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки; ♦ работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру; ♦ немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»; ♦ неразрешенные личностные конфликты. Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает. Как правило, три фактора играют существенную роль в «эмоциональном сгорании»: личностный, ролевой и организационный. Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые»), больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше. На эмоциональное состояние педагога могут влиять организационный фактор, климат в коллективе, отношение администрации. Если администрация школы обеспечивает работникам возможность профессионального роста, налаживает поддерживающие отношения, часто распределяет обязанности, то в коллективе будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.
X. Дж. Фрейденберг описывает сгорающих следующим образом: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, интровертированные, фанатичные и легко солидаризирующиеся. Е. Махер дополняет этот список авторитаризмом, низким уровнем эмпатии. М. Джехода выделяет шесть аспектов психического здоровья: 1) положительное отношение к себе; 2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; 3) психическая интеграция; 4) личная автономия; 5) реалистическое восприятие окружения; 6) умение адекватно воздействовать на окружение.
Практическая работа №7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|