Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева
Обработка и интерпретация результатов. Найдите сумму усредненных баллов экспертов по всем критериям. Если она колеблется в пределах 45-49, то коммуникативная деятельность близка к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как режиссер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей. 35-44 балла — высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятий. Занятия проходят продуктивно, в активном взаимодействии сторон.
20—34 балла — характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. Занятия проходят оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможно проявление элементов негибкого реагирования. 11—19 баллов — низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения. При очень низких оценках — 7-10 баллов — всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию — анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
Задание 4. Определение модели общения педагога с учащимися Выявите модель педагогического общения у себя или знакомого преподавателя, пользуясь методикой И. М. Юсупова. Методика диагностики модели педагогического общения (автор И. М. Юсупов) [11] Цель: диагностика модели общения педагога. Материал: текст опросника. Форма проведения: индивидуально или фронтально. Процедура проведения. Раздаются тексты опросника, которые необходимо заполнить в соответствии с инструкцией. Инструкция. Просматривая каждый из предлагаемых вопросов, отмечайте символом «+» ответы «да», если можете с ними согласиться, и символом «нет», если на вопрос даете отрицательный ответ. Постарайтесь быть искренним перед самим собой, тогда вы получите достоверный результат (табл.12).
Текст опросника 1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке выступления по известной и неоднократно прочитанной теме? 2. Предпочитаете ли логику изложения эмоциональному выступлению? 3. Волнуетесь ли перед выходом лицом к лицу с аудиторией? 4. Предпочитаете ли во время выступления оставаться за кафедрой, трибуной, перед микрофоном? 5. Часто ли используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительный эффект? 6. Придерживаетесь ли заранее спланированной схемы выступления? 7. Часто ли по ходу выступления включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого вы стали? 8. Вовлекаете ли вы в обсуждение вопроса слушателей? 9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, не взирая на лица слушателей? 10. Часто ли удается вам в ходе выступления удачно пошутить? 11. Предпочитаете ли выступать, не отрываясь от текста? 12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденный вами гул и оживление среди слушателей? 13. Нуждаетесь ли в достаточно длительном времени (5-8 минут), 14. Повышаете ли голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание слушающих? 15. Стремитесь ли, задав полемический вопрос, самостоятельно на него отвечать? 16. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу изложения задавали вопросы? 17. Во время выступления забываете ли о том, кто вас слушает? 18. Есть ли у вас привычка выбрать среди слушателей два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями? 19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки на лицах слушателей? 20. Замечаете ли вы во время выступления изменения в настроении аудитории? 21. Поощряете ли слушателей вступать с вами в диалог? 22. Отвечаете ли вы на реплики аудитории сразу же? 23. Используете ли одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации? 24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного времени?
25. Чувствуете ли себя после выступления уставшим настолько, что не в состоянии в тот же день выступить еще раз? Таблица 12 Обработка данных
Интерпретация результатов. Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным «ключом» и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит не менее 80% от всех пунктов по одной из моделей общения, можно считать выявленную склонность стойкой. Модели общения педагога Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом. Модель дикторская («Монблан»). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые — всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда — безынициативность и пассивность обучаемых. Модель неконтактная («Китайская стена») очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия: непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны — равнодушное отношение к педагогу. Модель дифференцированного внимания («Локатор») основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров и аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог—коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Модель гипорефлексивная («Тетерев») заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. Модель гиперрефлексивная («Гамлет») противоположна предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога приводит его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения часто бразды правления оказываются в руках обучаемых, а педагог занимает ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством понимания меняющихся ситуаций общения. Им не учитываются педагогическая действенность, состав и психическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий коэффициент педагогического взаимодействия. Модель авторитарная («Я сам»). Учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он — главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|