Как второй язык изменяет мозг. Билингвизм – для мозга хорошо или плохо?
Как второй язык изменяет мозг Любое обучение – будь то игра на скрипке, вычисление логарифмов, живопись или игра в теннис – это образование новых нейронных сетей. Серое вещество в занятых обучением регионах уплотняется, а соединяющие их нервные волокна утолщаются. Чтобы узнать, как второй язык изменяет мозг, учёные сравнили МРТ-снимки 22 монолингвов и 66 билингвов. Билингвов разделили на три группы: синхронные – выучили язык до 3 лет, ранние – в 4–7 лет, и поздние – в 8—13 лет. Мозг синхронных билингвов не отличался от мозга монолингвов. У поздних кора в левой нижней лобной доле оказалась толще, чем у ранних, а в правой тоньше. Толщина коры в левой лобной доле зависела от возраста усвоения второго языка[64]. В другом эксперименте проверили новобранцев переводческой академии министерства обороны Швеции. Они должны были за 10 месяцев с нуля до беглости выучить один из иностранных языков – дари, египетский арабский, русский. Их обычный день состоял из общих и индивидуальных занятий языком. Это дополнялось солдатской тренировкой с 8 утра. В неделю они выучивали от 300 до 500 новых слов. Учёные сравнили МРТ-снимки их мозга, сделанные в начале обучения и через три месяца. Что же изменилось? Увеличились языковые зоны – нижняя и средняя фронтальная извилина и верхняя височная извилина слева. И правый гиппокамп – он отвечает за память и первым запоминает новую информацию[65]. Второй язык изменяет и подкорковые структуры, которые переключают языки – базальные ганглии слева и таламус. Почему, пока неясно. То ли потому, что синхронные билингвы рано выучивают второй язык. То ли потому, что постоянно используют два языка. Мозжечок, который отвечает за грамматические правила, тоже наращивает серое вещество[66].
Погружение в языковую среду тоже вносит свою лепту в изменение мозга. У билингвов, которые жили в Великобритании дольше, произошло больше изменений в таламусе и базальных ганглиях[67].
Рис. 24 Влияние погружения в языковую среду на подкорковые структуры. a. Показывает значительные различия между билингвами и монолингвами: увеличение с двух сторон в бледном (синий), двустороннем путамене (зелёный) и правом таламусе (красный). b . Показывает части правого бледного шара, на которые оказало влияние погружение в языковую среду. (Из: Pliatsikas C., DeLuca V., Moschopoulou E. & Saddy J. D. (2017). Immersive bilingualism reshapes the core of the brain. Brain Structure and Function, 222(4), 1785–1795. https: //doi. org/10. 1007/s00429-016-1307-9 under Creative Commons Attribution 4. 0 International License)
Рис. 25 Эффект билингвизма на хвостатое ядро с двух сторон в группе билингвов с ограниченным языковым погружением. Увеличения показаны жёлтым цветом, а сокращения – синим. (Из: Pliatsikas C., DeLuca V., Moschopoulou E. & Saddy J. D. (2017). Immersive bilingualism reshapes the core of the brain. Brain Structure and Function, 222(4), 1785–1795. https: //doi. org/10. 1007/s00429-016-1307-9 Creative Commons Attribution 4. 0 International License)
Как второй язык изменяет белое вещество? 11 носителей английского языка 9 месяцев изучали китайский язык – мандарин. Каждый месяц учёные делали снимки их нервных волокон с помощью диффузионной МРТ и сравнивали со снимками тех, кто не учил. У них увеличились пути между языковыми зонами слева, такие же пути справа и мозолистое тело между полушариями. Путь от лобных долей к базальным ганглиям тоже подрос – мозг начал переключать языки. Причина такого роста нервных путей – миелин, который они получили из-за регулярной передачи сигналов между регионами. Мозг, как мышцу, можно накачать[68]. До известных пределов. Билингвизм – для мозга хорошо или плохо? В прошлом веке родителей двуязычных детей пугали, что малыши глупее своих сверстников и отстают в языковом развитии. Якобы два языка слишком много, дети перегружены. К счастью, нашлись учёные, которые в этом усомнились и решили проверить. Оказалось, всё наоборот. Владение двумя языками помогает людям лучше выполнять любые задания на переключение задач, даже не связанные с языком. Детям предлагали разложить карточки с картинками сначала по форме, а потом по цвету. Билингвы справились лучше.
Рис. 26 Задание на сортировку карточек. (Автор: Xiaozhu89, under Creative Commons Attribution-Share Alike 3. 0 license, https: //commons. wikimedia. org/w/index. php? curid=22767278)
Пожилые билингвы тоже лучше своих одноязычных сверстников выполняют задания на переключение. Возрастное снижение когнитивных способностей у них происходит медленнее. Более того, симптомы деменции и болезни Альцгеймера у них наступают на 4–5 лет позже, чем у монолингвов. Билингвизм – одна из форм умственной гимнастики. Как игра в шахматы или разгадывание кроссвордов. Справедливости ради, надо заметить, что не все учёные согласны, что билингвизм даёт когнитивные преимущества. Найти двух одинаковых билингвов очень сложно, а это в свою очередь влияет на чистоту эксперимента. Многие эксперменты учёным не удалось повторить. Ложка дёгтя. В экспериментах по называнию картинок билингвы отстают от монолингвов. Объясняется это тем, что для одного предмета их мозг имеет два названия. Поэтому связь между звуковой формой слова и его значением слабее, чем у монолингвов. Им приходится дольше выбирать правильную этикетку. По этой же причине билингвы чаще испытывают состояние «на кончике языка».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|