Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство здравоохранения. Российской Федерации. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный медицинский университет министерства здравоохранения




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

 

Кафедра патологической физиологии

 

 

Л. В. Кривохижина, Е. В. Давыдова, Е. Н. Ермолаева, Л. В. Воргова, М. В. Осиков

 

Учебное пособие

 

Общая нозология. Типовые патологические процессы.

(Часть I)

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101-лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060105-медико-профилактическое дело

 

 

Челябинск

 2015

УДК: 616. 15-092 (075. 8)

ББК: 54. 11я7

М-54

 

 

Рецензенты:

Е. Л. Казачков – д. м. н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.

Н. В. Тишевская – д. м. н., профессор кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.

 

.

Авторы:

Л. В. Кривохижина - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Е. В. Давыдова – к. м. н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Е. Н. Ермолаева – к. м. н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Л. В. Воргова – к. м. н., доцент кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

М. В. Осиков – д. м. н., профессор кафедры патологической физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

 

В учебном пособии изложены теоретические вопросы общей патофизиологии: общая нозология, учение об этиологии, патогенезе, реактивности организма, конституции. Даны основные представления о патофизиологии клетки.

 

 

Учебное пособие составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 060101- лечебное дело (приказ Минобрнауки РФ №1118 от 8. 11. 2010г), 060103 – педиатрия (приказ Минобрнауки РФ №1122 от 8. 11. 2010г), 060105 – медико-профилактическое дело (приказ Минобрнауки РФ №847 от 12. 10. 2010г).   

 

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101-лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060105 – медико-профилактическое дело.

 

 

Присвоение грифа отражено в протоколе заседания Ученого Совета ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России от 11. 06. 2014 года (протокол № 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Практическое занятие 1. Введение. Патофизиология и ее место среди медико- биологических и клинических наук. Исторические этапы развития патофизиологии. Моделирование патологических процессов ……………….................................................................................... 4

Практическое занятие 2. Общая нозология. Этиология, патогенез. Уровни повреждения. Болезнь, определение, основные компоненты болезни– патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Стадии, исходы болезни…………………………………………………. ……………………………………………….. 20

Практическое занятие 3. Реактивность организма и её значение в патологии. Конституция организма………………………………. ………………………………………………………………. 24

Практическое занятие 4. Патофизиология повреждения клетки…………. ……………………. 34

Практическое занятие 5. Обзорное занятие по общей нозологии……………………………….. 47

Практическое занятие 6. Воспаление. Этиология, основные компоненты патогенеза воспалительного процесса. Ответ острой фазы. Хроническое воспаление……………………. 49

Практическое занятие 7. Лихорадка. Гипертермия. Гипотермия………………………………. 67

 

Список литературы…………... ……………………. ………………………….. …………………….. 79

Практическое занятие №1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ НАУК. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Цель занятия: изучить структуру предмета, историю патофизиологии, цели, задачи, методы патофизиологии, особенности экспериментального моделирования.

Перечень вопросов для подготовки к занятию:

1. Значение патофизиологии как учебной и научной дисциплины.

2. Основное отличие патофизиологии от других медицинских дисциплин

3. Объект, предмет и основной метод изучения в патофизиологии

4. Особенности экспериментального моделирования и виды эксперимента

5. Основные задачи патофизиологии

6. Разделы патофизиологии

7. Исторические этапы развития патофизиологии и роль личности в развитии патофизиологии как научной и учебной дисциплины.

8. Отечественная школа патофизиологов, ее представители и достижения.

Текстовые задания для самостоятельной работы студентов

§ Указать научное направление деятельности ученого:

В. В. Пашутин А. Б. Фохт В. В. Подвысоцкий
В. В. Воронин А. В. Репрев А. А. Богомолец
А. Д. Сперанский И. Р. Петров A. M. Чернух
Г. Н. Крыжановский В. А. Неговский А. Д. Адо
Н. Н. Сиротинин Н. Д. Горизонтов П. Н. Веселкин

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний студентов

1. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ - НАУКА О.. (ВЫБРАТЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ):

1) наука о жизнедеятельности больного организма

  2) условиях формирования болезни

  3) механизмах развития болезни

  4) исходах болезней

  5) клинических проявлений болезней

2. ОБЪЕКТОМ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) здоровый организм

2) больной орган

3) больной организм

4) изменения функций в больном организме

5) морфологические изменения в больном организме

3. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) выяснение общих и частных механизмов возникновения течения и исхода патологических процессов и болезней;

2) изучение типовых патологических процессов, сочетание которых определяет клиническую картину болезни;

3) выявление специфических для отдельных органов и систем нарушений функций при развитии патологических процессов и болезней.

4) постановка диагноза

5) изучение механизмов выздоровления и умирания

4. ГДЕ В 1874 ГОДУ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ:

1) в Москве

2) в Санкт-Петербурге

3) в Тбилисе

4) в Киеве

5) в Казани

5. КЕМ БЫЛА ВПЕРВЫЕ ОРГАНИЗОВАНА КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ:

1) Сиротининым Н. Н.

2) Фохтом А. Б.

3) Петровым И. Р.

4) Пашутиным В. В.

5) Богомольцем А. А.

6. КТО ЗАНИМАЛСЯ ПРОБЛЕМАМИ АЛЛЕРГИИ И СОЗДАЛ АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ:

1) Петров И. Р.

2) Парин В. В.

3) Адо А. Д.

4) Неговский В. А.

5) Зайко Н. Н.

7. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ПРОБЛЕМАМИ ВОСПАЛЕНИЯ:

1) Адо А. Д.

2) Неговский В. А.

3) Чернух А. М.

4) Богомолец А. А.   

5) Сиротинин Н. Н.

8. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ СФОРМУЛИРОВАЛ ТЕОРИЮ ГЕНЕРАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ НЕЙРОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ И КОНЦЕПЦИЮ О РОЛИ ДОМИНАНТНЫХ СТРУКТУР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ:

1) Адо А. Д.

2) Петров И. Р.

3) Пашутин В. В.

4) Полунин Д. А.

5) Крыжановский Г. Н.

9. КТО ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ:

1) Фохт А. Б.

2) Подвысоцкий В. В.

3) Халатов С. А.

4) Богомолец А. А.

5) Адо А. Д.

10. УКАЖИТЕ ОСНОВНОЙ МЕТОД ПАТОФИЗИОЛОГИИ:

1) метод межвидового сравнительного анализа

2) метод морфологического исследования

3) биохимические методы исследования

4) метод экспериментального моделирования патологических процессов, болезней

5) функциональные методы исследования

Содержание:

Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Изучает закономерности возникновения, развития, течения и исходов патологических процессов. Патологическая физиология – интегративная медико-биологическая наука, связывающая основополагающие дисциплины (биологию, анатомию, биохимию, иммунологию и др. ) с клиническими дисциплинами. «Патологическая физиология – мост между базисными теоретическими дисциплинами и клиникой» (Г. Н. Крыжановский, 1990)

Задачи патофизиологии – формирование представлений о причинах, закономерностях и механизмах патологических процессов, болезней, патологических состояний.

Курс патологической физиологии состоит из 4-х основных разделов:

- общая нозология;

- типовые патологические процессы

- общие нарушение функции органов и систем

- клиническая патофизиология.

В первом разделе излагается исторический очерк развития патофизиологии, общие вопросы учения о болезни, общая этиология и патогенез, роль внешней среды в возникновении болезней, роль наследственности и конституции в патологии, вопросы реактивности организма, иммунопатологии.

Во втором - закономерности возникновения, течения и исходов типовых патологических процессов, входящих в состав различных болезней - воспаление, лихорадка, гипоксия, патофизиология обмена веществ, опухолевый рост.

В третьем – рассматриваются закономерности нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем - крови, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, нервной, выделительной.

Клиническая патофизиология рассматривает этиологию и патогенез конкретных заболеваний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...