Восстановительные процессы. Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов. Задача №1. Восстановительные процессы
Восстановительные процессы Регенерация - это возрождение, восстановление, возобновление. В медицине регенерацию различают - физиологическую, репаративную и патологическую. Репаративная полная регенерация - утраченная часть замещается равноценной, специализированной тканью Неполная регенерация - на месте дефекта разрастается неспециализированная соединительная ткань Патологическая регенерация при неполной регенерации функция восстанавливается за счёт интенсивного новообразования ткани (аналогичной погибшей) в неповрежденной части органа. Это новообразование происходит путём либо усиленного размножения клеток, либо за счёт внутриклеточной регенерации — при неизмененном числе клеток (сердечная мышца, нервная ткань). Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов - по определению Всемирной организации здравоохранения. Норма – показатель здоровья. Это интервал, в пределах которого количественные изменения в физиологических реакциях не ведут к новому качеству – болезни с ее специфическими количественными и качественными проявлениями. Болезнь - это качественно новое состояние организма, возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта или действия причинного повреждающего фактора, для которого характерно нарушение равновесия с окружающей средой, утрата свободы адаптации; утрата или ограничение трудоспособности. Поэтому в медицине для выявления болезни используют функциональные пробы, которые по своей сущности являются нагрузочными Стадии болезни: 1) Предболезнь 2) Собственно болезнь
а) латентный период (инкубационный период) б) разгар болезни 3) Исход болезни - выздоровление (полное, неполное), рецидив, ремиссия, осложнения, хронизация болезни, приобретение патологического состояния, смерть. Любая болезнь содержит: Патологическую реакцию - это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или отдельных органов на действие патогенных или обычных агентов (в клинике – симптом). Патологический процесс - совокупность патологических и защитно-компенсаторных реакций, возникающих в организме на повреждающее действие патогенного фактора. Каждое заболевание имеет свои проявления, определенные признаки – симптомы, и синдромы. Патологическое состояние – это исход патологического процесса, болезни - необратимое повреждение, утрата структуры и функции органа. В любой болезни можно различить специфические признаки (симптомы) (характерная сыпь при кори, ветряной оспе; боль при стенокардии, очаговая неврологическая симптоматика при энцефалите), характерные только для данной болезни и неспецифические признаки (лихорадка, астенический синдром, усиление процессов катаболизма, активация СРО и др. ). Синдром (от греч. скопление, стечение) - определенное сочетание ряда симптомов, объединенных одним механизмом возникновения. Местные и общие проявления болезни и их взаимосвязь: Местный процесс (воспаление) всегда имеет общие (организменные) проявления – лихорадка, интоксикация, палочкоядерный сдвиг лейкоцитарной формулы, синтез острофазовых белков. Соотношение между общим и местным может меняться во времени. Местный процесс может стать общим (фурункулез, сепсис, колебания артериального давления, изменение характера дыхания). Общий процесс, благодаря защитным силам или лечению может локализоваться и исчезнуть. Наиболее универсальные, стереотипные компоненты болезней – носят название типовых патологических процессов.
Признаки типового патологического процесса: 1. полиэтиологичность 1. стадийность 1. комплексность 1. стандартность проявлений 1. аутохтонность (единый механизм) Например, патологический процесс в виде воспаления может быть вызван как биологическими, так физическими и химическими факторами, он всегда имеет три стадии, однотипные морфологические, биохимические, патофизиологические проявления независимые от места его тканевого и органного развития. Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов Задача №1 Девочка, 6 лет, при взлёте авиалайнера ТУ-154, почувствовала тошноту, головокружение, слабость. Состояние ухудшилось, когда самолёт набрал при взлёте максимальную скорость, была дважды рвота. Объективно: кожные покровы бледные, холодный липкий пот, нистагм, АД 80 и 60 мм. рт. ст. /норма/. После того, как самолёт набрал необходимую для полёта высоту, девочке стало лучше. Через 30 минут полёта состояние ребёнка нормализовалось. 1) Как называется это состояние? 2) Указать этиологический фактор. Задача №2 На приёме у врача больная 20-ти лет предъявляла жалобы на появление слабости, головокружения, сердцебиение, одышку в душном помещении и при незначительной физической нагрузке. В общем анализе крови: эритроциты-3, 2*1012/л, Нв-108г/л, ЦП-0, 9. 1) Какова причина патологического состояния? 2) С чем связано появление описанных симптомов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|