Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности эмоциональной сферы




Чувства, как и другие свойства личности, носят социальный характер, они опосредствованы и обусловлены реальными обще­ственными отношениями. В том, что радует и печалит человека, проявляется направленность чувств. В нашем обществе у детей формируется такая направленность чувств, которая соответст­вует целям и задачам коммунистического воспитания.

Вспомогательная школа призвана формировать у своих вос­питанников чувство товарищества, коллективизма, уважение к заботящимся о них старшим людям, чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов и т. д. На пути к достиже­нию этих целей перед воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, обусловленных особенностями разви­тия умственно отсталых детей.

Чувства, являясь своеобразной формой отражения действи­тельности в виде переживаний, находятся как бы в двойной за­висимости. Они зависят от того, удовлетворены ли потребности, и потому обычно носят полюсный характер. Всякий объект, ко­торый удовлетворяет ту или иную потребность человека, вызы­вает положительные переживания. Объекты, препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают соответственно отрица­тельные переживания.

Однако связь объекта, явления пли события с потребностью должна еще быть осознана. Возникшее переживание может быть разумом подавлено или трансформировано, но оно может также стать источником, толчком для зарождения мысли.

Высшие чувства — чувство коллективизма, чувство дружбы и товарищества, чувство чести и др. — представляют собой сплав мысли и чувства.

Таким образом, чувства находятся в тесной взаимозависимо­сти с разумом. И в этом их вторая зависимость.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обуслов­ленная в первую очередь особенностями развития его потребно­стей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоцио­нальной сферы.

Проявлением незрелости личности умственно отсталого ре­бенка является также и большое влияние эгоцентрических эмо­ций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оцени­вает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.

Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим, иначе говоря, развитие высших чувств непосредствен­но связано с изменением отношений между аффектом и интел­лектом.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживает­ся в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей по­требности в ином действии, замещающем первоначально заду­манное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей, вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной. Умственно отсталый ребенок может понять, что при­чинивший ему огорчение учитель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чув­ство обиды.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит так­же к тому, что у учащихся вспомогательных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чув­ства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженно­сти и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Такие чувства могут быть воспитаны у умствен­но отсталых детей. Однако для этого должна быть проведе­на специальная воспитательная работа. Пока не воспитаны выс­шие чувства, по мере роста ребенка стихийно все большее ме­сто занимают элементарные потребности и, следовательно, эмоции.

Лишь своевременная настойчивая работа учителя и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.

Нарядус общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда отметить некоторые бо­лезненные проявления чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку.

Таковы, например, явления раздражительной слабости, за­ключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, особенно у перенесших травму, страдающих эпилепсией или сифилисом нервной системы, наблюдаются дис­фории. Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятель­ствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воз­действий. Дисфории у учащихся вспомогательных школ прояв­ляются следующим образом. Ученик, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно, сер­дечно относился к товарищам и учителю, вдруг приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии и со злобой реагирует на заме­чания учителя, па невинные шалости сверстников. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если учитель, не зная, что у данного ученика наступил приступ дисфории, начнет выяснять причину плохого настрое­ния, а тем более порицать за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же учитель понял, что у данного ребенка наступил период дисфории, его лучше всего не расспрашивать.

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особо­го, также ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое ничем не мотивированное повышенное настроение носит название эйфории. В отличие от обычной жизнерадостности, ко­торая не мешает очень чутко реагировать на события окружаю­щей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствитель­ными к объективнойреальности. Они продолжают смеяться, ве­селиться, чувствовать себя счастливыми даже после получения «двойки», после удаления из класса и т. п. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению. Эй­фория может быть признаком начинающегося обострения забо­левания.

Предвестником приближающегося заболевания является так­же и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда учащиеся вспомогательной школы высказывают мысли и обна­руживают настроения, совершенно не свойственные детскому воз­расту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Такая апатия должна рассматриваться учителем как признак бо­лезни и заставить его немедленно показать ребенка врачу-психо­неврологу.

Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те пли иные от­тенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.). Это обстоятельство, естественно, нужно знать и учитывать роди­телям и воспитателям вспомогательной школы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...