Заключение. Возможности возникновения индивидуалистских аффективных обществ
Заключение ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИСТСКИХ АФФЕКТИВНЫХ ОБЩЕСТВ
одытожим вышесказанное. Длительный произвол человека в биосреде со временем приводит к массовой активизации естественного чувства сверхъестественного. Болезненная мистическая встревоженность преодолевается с помощью религиозной терапии. Так религия становится не индивидуальным занятием отдельных мистиков, а делом социальным (массовым) и общеобязательным. Функций религии было выделено две. Во-первых – дезактивизация «проснувшейся» идеи Универсума и, таким образом, нормализация общественного сознания. С религиозной помощью социум переориентируется. Прежние приоритеты – руководство биоэволюцией, максимальное материальное потребительство – уходят в прошлое. Их заменяют новые – самовключение в естественную, заданную свыше эволюцию и минимизация общебиологических потребностей. Во-вторых, религиозная идеология типичном случае способствует гуманизации сознания. Было акцентировано, что при нормальном развитии человека его научно-техническая мощь растёт параллельно с гуманизацией сознания. Модернизация науки и техники требует одновременного восхождения человечества на новую ступень гуманизма. Если не происходит синхронного роста технической мощи и гуманизации сознания, то человек становится опасным для самого себя. Ступеней гуманизации, сопровождающих НТП, выделено четыре: 1) родовой гуманизм; 2) этнический гуманизм; общечеловеческий гуманизм; 3) общечеловеческий гуманизм; 4) общеприродный гуманизм. Задачу гуманизации сознания решает, в частности, религия, но не как индивидуальное, а как массовое (социальное) явление. То есть переход с одной ступени гуманизма на другую осуществлялся, в частности, благодаря распространению религиозных идеологий. Так называемые, мировые религии, проповедуя единобожие, расширяют грань «свой-чужой» на всё более и более широких территорий. И тем самым – внедряют в общественное сознание на этих территориях больший гуманизм.
В типичном случае при соединении двух отмеченных функций религии, религиозная идеология будет закрепощать общественное сознание и не давать ему самостоятельности ровно столько времени, сколько сознанию потребуется, чтобы усвоить религиозные предписания и заповеди, а значит, и взойти на новую ступень гуманизации. Суть социальных эпох определяет господствующая мотивация взаимодействия. Было выделено три основных мотивации – универсалистская, коллективистская и индивидуалистская. Начиная с религиозного успокоения естественного чувства сверхъестественного и далее – вплоть до новой активизации этого чувства, универсалистская, коллективистская и индивидуалистская фазы сменяют друг друга, комплектуя вместе один религиозный цикл. С большей или меньшей уверенностью можно утверждать, что средняя продолжительность одного религиозного цикла – около 2000 лет. Если анализировать историю и дальше сквозь предложенную призму, несложно спрогнозировать вероятностное развитие событий. Сегодня, на заре XXI века западный мир переживает начало индивидуалистской социальной стадии, и хронологически находится примерно лет за 300 до конца двухтысячелетнего христианского цикла (начавшегося в IV веке с принятия христианства государственной идеологией). Главный принцип индивидуализма – право индивида самостоятельно (а не через посредничество церкви или государства) определять мотивацию своей деятельности – закреплён, например, в статьях №№18 и 19 Всеобщей декларации прав человека ООН.
Очевидно, рано или поздно самостоятельность человека, его «улучшения» природы по собственному плану приведут к активизации врождённой идеи первоисточника биоэволюции. Возникнет подсознательная боязнь разрушить условия жизни, предзаданные воображаемым Универсумом. Потребность убаюкать мистическое чувство, в свою очередь, приведёт в XXIII-XXV вв. к новому тотальному всплеску универсализма. А значит – к закрепощению человеческого животного естества и перерождению индивидуалистски-мотивированного взаимодействия в универсалистское. Первая ласточка грядущего погружения в универсализм (и перехода на четвёртую – общеприродую – ступень гуманизма) – нынешняя растущая экологическая озабоченность. Уже и сейчас услышишь, что человек – это страшный массовый убийца, извёл большинство лесов, превратив их в газетную бумагу. Что вот-вот рванёт экологическая бомба и т. д. Вероятно, новая религия объединит большее число народов и распространится на большей территории, чем бывало прежде. Обратим внимание: христианский и буддийский религиозные циклы исчерпывают свой двухтысячелетний путь примерно в одно время – в XXIII-XXV вв. Не значит ли это, что потребность окунуться в универсализм охватит в будущем множество народов на огромной территории? Ранее, в переходные постиндивидуалистские-предуниверсалистские эпохи (в отличие от периодов предколлективистских и прединдивидуалистских) аффективные общества не создавались, хотя попытки того предпринимались, и не одна. Например, к III-IV вв. древние римляне уже настолько отдохнули при индивидуализме, что с их сознанием стало твориться неладное. Многих вдруг потянуло на мистическое и таинственное, сверхъестественное и сокрытое. Зуд врождённой идеи Универсума, вышедшей из закоулков подсознания, стал хроническим. В итоге страна раскололась на сторонников «консервативных» (индивидуалистских) и «прогрессистских» (универсалистских) ценностей. В аварийной ситуации «одно общество – две конкурирующих идеологии» угроза «консервативного» реванша (подчинения универсалистов возрождённому индивидуализму) была вполне реальна. Как пишет исследователь В. Уколова [102, 13-14], если воссоздать позднеантичную жизнь, основываясь на античных источниках, то перед нами предстанут две совершенно разные картины. В произведениях «консерваторов», апологетов римского индивидуализма – Авсония, Клавдиана, Рутилия, Намациана – описан золотовенчанный Рим, гордящийся былой славой, верный древним богам, которые даровали великую миссию мирового господства. Совсем иная картина складывается из свидетельств их оппонентов-«прогрессистов» – христианских универсалистов. Никакого покоя, благоденствия, да и вообще ничего хорошего не предвидится. Жизнь напряжена, люди – эти «боги-самозванцы» – довели её почти до погибели. Впереди – апокалипсис или какая ещё худшая каверза. Помешать ей если и можно, то скорейшим самоподчинением непостижимому источнику эволюции. Иными словами – заменой индивидуалистского взаимодействия универсалистским, и далее – тишайшим поведением в среде.
Политическое соперничество античных индивидуалистов и универсалистов, однако, дальше локальных стычек не зашло. Среди конкурирующих идеологий победу одержала христианская. Аффективные общества, консервирующие социальный процесс и подчиняющие «прогрессистов»-универсалистов индивидуалистскому смыслу жизни, вероятно, также возможны, как и их неоднократно повторявшиеся аналоги – универсалистские и коллективистские аффективные режимы. Аффективные общества, подобно индивидуальным аффективным действиям, возникают стихийно и непредсказуемо. Поэтому при стечении предпосылок их создание вряд ли искусственно предотвратишь. Однако политику этих режимов можно и нужно контролировать, следовательно, регулировать и смягчать её не всегда приятные последствия. Для этого уже сейчас, лет за двести-триста до замены нынешнего индивидуализма новым церковным универсализмом не помешает знать теоретические основы аффективных обществ, понимать причины их возникновения и логику развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|