Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

18. Обряды, связанные с родами




 

РОДЫ

 

В языческом Улхаше во время родов практикуют следующие обычаи:

Когда наступает время родов, приглашают повитуху (ача папаç ç и или эпи карчă к), обязанности которой обычно исполняет знахарка. Роженицу повитуха ведет в затопленную баню, где ребенок и родится на свет. Только что родившегося ребенка повитуха берет в руки и говорит:

 


Эй, Турă, ç ĕ нĕ чун пачĕ,

Пĕ смĕ лле, амин, Турă,

Ырлă хне, сывлă хне патă р.

 

Эй, Боже подарил новую душу,

Пĕ смĕ лле, аминь, Боже,

Да подаст благополучия и здравия!


Потом отрезает пуповину и бросает наугад за спину с такими словами:

 


Хă й телейне пулат.

На свое счастье будет.


 

По тому, как упадет кусок пуповины, предсказывают будущее. Если в сторону кабака упадет, то новорожденный будет пьющим. Если в сторону дома — будет трудолюбивым. Позже этот кусок пуповины кладут в изношенные лапти и прячут в хлеву под яслями, чтобы, когда ребенок вырастет, была у него расположенность к скоту (выльă х-чĕ рлĕ хе хавас пултă р).

Повитуха после этого купает, моет ребенка, пеленает, укладывает в корытце и ставит его на самое теплое место бани с такими словами:

 


Ă шă вырă нтан тухрă н,

Ă шă вырă нта ç ут тĕ нчене кур,

ватă личчен, сÿ тĕ личчен пурă н,

пирĕ н пек телейлĕ пул,

мана ватă лас кунă мра сума су.

Эпĕ сана аннÿ пушă мар чухне,

йĕ нĕ чухне пырса тытрă м,

аннÿ пушанман чухне

кутна та ç урă м, ачам,

ÿ лĕ мрен сума су.

 

 

Вышел из теплого места,

В теплом же месте познакомься со светлым миром.

Живи до старости, до выживания из ума,

Будь счастлив, как мы,

Почитай меня на старости лет.

Я тебя приняла, когда мать твоя была занята,

Я тебя восприняла, когда ты плакал,

Я тебя обмыла, дитятко мое.

Впредь почитай меня.


 

После этого повитуха моет роженицу и одевает ее. Берет потом ребенка и относит в дом. В доме повитуху встречают с водкой, поят, кормят, тем более в случае, когда новорожденный — мальчик. Если девочка рождается на первый раз, ничего против не имеют, но если и на второй и на третий раз окажется девочка, ей уже не радуются.

Если роды выдаются тяжелые, повитуха водит по животу женщины намыленными или смазанными конопляным маслом руками. Если и это не помогает, то тайком приглашают ее любовника (ершке) — если был он у нее помимо мужа — и тот должен переступить через тело роженицы, чтобы той легче было рожать.

Для предотвращения смерти родившегося, если до этого у женщины уже умерли один-два ребенка, мальчику дают имя Курак " Грач" или Тимĕ р " Железо", девочке — Чĕ кеç " Ласточка". (Улхаш).

По сообщению В. К. Магницкого, чтобы такой новорожденный вырос, северные чуваши дают ему и имя Ç ÿ ппи " Соринка» *. С этим именем был связан следующий народный обычай: по случаю родов кроме повитухи приглашают и знахаря, который после того как помыли новорожденного, брал его и относил в дом, так обращаясь к присутствующим:

— Ача топрă м, сотатă п, илĕ р! Сире кирлĕ полĕ ç ак ача! — Я нашел ребенка, продаю его, покупайте! Вам, наверное, нужен этот ребенок!

— Ă штан топрă н? — Где нашел? — спрашивают присутствующие.

— Ç ÿ п ç инче топрă м! — В мусоре нашел! — отвечает знахарь.

После этого начинают звать его Ç ÿ ппи " Соринка".

Также вслед за В. К. Магницким из вышеназванного места приведем и следующие, связанные с рождением, обычаи и мелкие суеверия с севера Чувашии:

" Считают, что ребенок, родившийся ногами вперед, всю жизнь будет счастливым. Девочка, родившаяся в рубашке, знахаркой станет. Если мальчик в рубашке родился, то станет деревенским старостой. Если ребенок умрет раньше, чем у матери кончится молоко, то он превращается в лесное страшилище, арç урри.

В случае, если ребенок рождается мертвым, повитухи у Бога, сатаны и духов земли просят для него душу следующим образом: две старухи берут в руки кастрюлю, кувшин, одна из них выходит за дверь, ударяет в кастрюлю и говорит:


 

Торă, эс ача чонне пар!

 

Боже, дай ребенку душу!


 

Другая старуха с кастрюлей спускается в подполье, также ударяет в нее и говорит:

 


Шойтан, эс те полин ача чонне пар!

 

Шойтан, хотя бы ты дай ребенку душу!


 

Третья старуха с куском хлеба выходит во двор и обращается к духам земли:

 


Ç ĕ рти ç ĕ р-йыш, ç ĕ рти Торă,

мĕ н пор тĕ нчери ырă -осал, ача чонне парă р!

 

Наземные духи земли, земной Боже,

все сущие во вселенной добрые и злые духи,

дайте ребенку душу!


 

Потом кусок хлеба она относит в дом, и они трое, просившие душу для ребенка, вместе съедают его".

Если в деревне какая-нибудь женщина рожает близнецов (йĕ кĕ реш ача), это предвестник того, что Бог собирается послать на деревню какое-нибудь большое несчастье, опасность. На почве того же суеверия, по которому тройня приносит в дом какое-нибудь несчастье, раньше, по словам В. К. Магницкого, третьего [ребенка] из тройняшек сразу же после появления на свет повитухи душили.

Если какая-нибудь женщина оказалась бесплодной, сообщаю вслед за В. К. Магницким, знахари помогали ей следующим образом. Установивши причину, что в бесплодии повинен мужчина, считали необходимым позвать на помощь временного мужа. Знахарь тайком подыскивал для женщины парня для этой цели, сводил их в один день в своем доме, и парень три раза подряд выступал в роли мужа. Женщина дарила парню за это что-нибудь, деньги или холст, а знахарь получал от нее несколько копеек за посредничество.

Среди поверий, связанных с родами, у чувашей распространено и такое, согласно которому злой дух усал или же иййе может поменять новорожденного, и вместо красивого, хорошего ребенка подложить какого-нибудь хилого. (См. шуйтан).

О безбожном, плохом человеке чуваши говорят, что он такой, потому, что " должно быть, злой дух подменил его" (усал улă штарнă пулĕ ).

 

 

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

 

На следующем за рождением ребенка самом большом празднике (мункун, ç имĕ к, чÿ клеме, кĕ рхи сă ра) ему нарекают имя. Этот древний языческий обряд, проходящий как пиршество, сопровождается молитвой, на него приглашаются самые близкие родственники и повитуха. Имянаречение обычно проводится на следующий день после праздника, к которому заранее готовятся, сварив пиво.

Приглашенные собираются утром во время завтрака. Хозяйка ставит на середину стола большую миску, в миске хлеб, на хлебе сыр. Родные встают вокруг стола, а одна старуха-родственница берет миску двумя руками и, повернувшись к приоткрытой двери, так молится:

 


Пĕ смĕ лле, амин, Турă,

ача ячĕ хураппă р,

" Курак" хураппă р.

Ырлă хлă -сывлă хлă пултă р,

суха сухалакан пултă р,

пирĕ н пек ватă личчен-сÿ тĕ личчен пурă нтă р,

ç ă патине кутă н сыриччен пурă нтă р,

ватта курсан тетей тетĕ р,

ç амрă ка курсан тă ван тетĕ р,

ашшĕ не-амă шне пă хакан пултă р,

ырлă хлă -сывлă хлă пултă р,

пысă к пултă р,

пиртен тă ван, ывă л-хĕ р малалла ятă р.

Пирĕ н ă ру ан пĕ ттĕ р,

ĕ мĕ ртен-ĕ мĕ ре пытă р.

Эпĕ р ватă лă пă р, вилĕ пĕ р,

пирĕ н пеххил ç иттĕ р,

Ырлă хлă, пурлă хлă пултă р, амин.

 

Пĕ смĕ лле, аминь, Боже,

Нарекаем имя ребенку -

Нарекаем его " Курак" (" Грач" ).

Да будет при здравии и благополучии,

Да будет пахарем,

Да проживет до седой старости,

до потери памяти,

Да проживет до тех пор, покуда не начнет

обувать лапти задом наперед.

Старших да будет величать дядями,

Младших да будет величать родичами.

Да будет опорой отцу и матери,

Да будет при здравии и благополучии,

Да вырастет большим,

Да будет продолжателем рода,

Да продлит род своими сыновьями и дочерьми,

Да не скончается наш род,

Да продлится из века в век.

Мы состаримся и умрем,

Да дойдут до него наши благие пожелания,

Да будет с благополучием, с Богатством, аминь.


 

По завершению этой молитвы дверь нужно как можно побыстрее закрыть, чтобы эти слова не вышли из дома. После этого произносящая молитву старуха нарезает хлеб на куски, на каждый кусок кладет небольшой кусочек сыра и дает каждому. Держа хлеб с сыром в руках, опять молятся, так же как прежде. Эта же старуха и произносит молитву.

Потом садятся, едят да пьют. Если новорожденный мальчик, то больше радости в доме, и, соответственно выпивка происходит веселее. Перед уходом родные кладут в миску пару копеек в подарок, на которые мать ребенка покупает потом холст на рубашки. И повитуха, как правило, в этот день получает свое вознаграждение. (Улхаш).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...