Приложение А. . Дидактические материалы
Приложение А. Схема построения имиджа (Г. Г. Почепцова)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МЕСТО ИМИДЖЕЛОГИИ СРЕДИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Истоки. Понятие «имидж» ввели в обиход Зигмунд Фрейд (30-е годы XX века) и Кеннет Болдуинг (60-е годы ХХ века). З. Фрейд издавал журнал с одноименным названием, а в результате понятие имиджа перестало быть только психологическим термином, но широко в оборот он не вошёл. Только в 60-е годы ХХ века американский экономист К. Болдуинг ввёл в деловой оборот термин «имидж». В России понятие «имидж» широко вошёл в практику в 90-е годы ХХ века. Появился спрос на профессиональное формирование имиджа со стороны артистов, спортсменов, политиков. Имидж как форма отражения в сознании человека предметного мира и социальной действительности существовал на различных стадиях развития общества. Однако наука об имидже появилась, когда информационные и телекоммуникационные технологии заняли главенствующее место в формировании общественного мнения. Психологическая обусловленность имиджелогии заключается в потребности определенной группы индивидов в самореализации, самоутверждении и самоуважении. Часто имиджевое несоответствие ожиданиям становится серьезной преградой к достижению цели, построению карьеры, в деле трудоустройства, налаживанию межличностных отношений. Имиджелогия – это наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика. Имиджелогия – это новая научно-прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук. Имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги, раскрывает общее, особенное и единичное в онтологии всех видов имиджей. Таким образом, имиджелогия есть комплекс знаний и учений о создании управляемого образа предмета, человека или организации; наука об эффективном управлении образом объекта.
Имиджелогия имеет явно выраженные практико-ориентированные направления: • имидждиагностику, • имиджконсулътирование, • имиджмейкинг (технологии построения и управления имиджем), • имиджпрогностику. В то же время существуют следующие теоретические ответвления имиджелогии: • историческая, • персональная, • корпоративная, • профессиональная, • гендерная, • семейная, • политическая, • реабилитационная. Имиджелогия – наука разноплановая, активно входящая в современную жизнь общества. Она применяет различные научные методы познания: • наблюдение, • эксперимент, • сравнение, • идеализацию, • формализацию, • моделирование, • дедукцию, • индукцию, • анализ, • синтез. Объект изучения имиджелогии — имидж как коммуникативная единица, предмет – средства формирования положительного образа индивида, территориального образования, корпорации, товара и общественных сфер. Имиджелогия строится на выявлении и внедрении индивидуально-типичных черт в имидж. Можно обозначить сформировавшиеся или находящиеся в стадии формирования конкретные науки в области имиджелогии: • имиджелогия личности (политический, общественный деятель, руководитель организации, работники искусства, науки, военный, студент и др. ); • имиджелогия общественных структур, ячеек общества (семья, партия, общественная организация, этнос и др. ); • имиджелогия корпораций (предприятия, фонды, банки и др. ); • имиджелогия территорий (государство, регион, ареал и др. ); • имиджелогия товара, предмета, услуги (предметные и системные качества);
• имиджелогия сфер общества (наука, культура, искусство, литература и др. ); • имиджелогия идеальных структур (бренд, торговая марка, религия и др. ). В России и за рубежом накоплена богатая эмпирическая база знаний, касающихся имиджелогии личности. На основе анализа практических материалов исследователи пришли к определенным теоретическим заключениям, выделили закономерности в формировании и функционировании имиджа. Эти достижения используются имиджмейкерами-практиками, что приводит к пополнению эмпирической базы новыми примерами. Теоретическая и практическая состоятельность имиджелогии не вызывает сомнений. Имиджелогия воздействует на людей при помощи убеждения и внушения и выполняет основную функцию паблик рилейшнз – формирует управляемый образ товара, организации, индивида и т. п. Её смело можно отнести к прикладным наукам из арсенала «связей с общественностью»: конфликтология, коммуникативистика и другие. Имиджелогия осуществляет взаимодействие с социологией, психологией, политологией, журналистикой, рекламой и др. Психологическое обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования социальных и политических психологов. Владея знаниями законов процесса социальною восприятия и субъектного осознания внешнего образа, они придали этой проблеме теоретико-прикладное обоснование. «Визуальный эффект» точности – предмет многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, предлагавший использовать мимику для определения темперамента людей. Аристотель в «Риторике» и «О возникновении животных» размышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение под названием «физиогномика». Парацельс в диагностике больных использовал многие физиогномические данные, а психотерапевт Ломброзо составил физиогномические типы преступников. Из более поздних исследований, относящихся к изучению внешнего образа людей, следует назвать работы Артура Шопенгауэра «О физиогномике» и Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных». В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре.
Исходное понятие имиджелогии. Исходное понятие, отражающее сущность предмета научного исследования, выступает в качестве познавательной основы для выстраивания логики процесса исследования и критериев его оценки. К сожалению, нередко это методологическое требование не соблюдается. В итоге возникает познавательный конфуз: ход исследования и его результаты оказываются несовместимыми с предметом исследования, т. е. отрываются от предмета исследования. Вот почему при разработке идеологии имиджелогии как научно-практического направления и учебного предмета особое значение следует придавать обоснованию семантики понятия имиджа. В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека. В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени. В шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда. Всё это, однако, неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности – не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Между тем это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней, от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.
Имиджелогия – отрасль современного человековедения. Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научноприкладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Она создана у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся. Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью. Имиджелогия – это мечта о благородном облике каждого человека, обладать которым – непременное условие создания демократичного и гуманного общества. Имиджелогия – это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере. Имиджелогия – это общеобразовательная дисциплина. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности – одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как управленческая, предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, правосиловых структур, дипломатическая и др.
Подобная специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального и корпоративного имиджа в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, создание пакетных имидж-технологий для оказания клиентам соответствующих услуг. Например, по созданию имиджа персонала фирмы и руководителей, деловой структуры в целом. Значение имиджелогии. Общество не может обойтись без идеала обаяния. Современный идеал обаяния характеризуется образованностью и воспитанностью, толерантностью, уважительностью к различным вероисповеданиям, элегантностью манер, вкусом к одежде, искусным владением словом. В нём гармонично соотносится духовная содержательность с эстетикой её внешнего проявления. В каждом конкретном случае обаяние – это индивидуальное решение проблемы взаимосвязи содержания и формы. Оно связано с личностной неповторимостью: с самобытностью склада ума, чувствования человека, наделённостью его конкретными задатками и способностями. Чувства влекут мысли, которые рождают действия. Если мы хотим чувствовать себя лучше и признать свою личностную значительность, то надо изменить свой внутренний настрой по отношению к себе самому. Это очень эффективный способ на пути к достижению привлекательности. Имиджелогия необходима каждому человеку как важный компонент его образованности и воспитанности, как составляющая профессиональной компетентности, как технология выстраивания моделей социального поведения. Например, обаятельность в экстремальных ситуациях часто оказывается спасательным кругом, благодаря которому можно не растеряться при некорректном обращении или посягательстве на личную честь. При найме на работу она поможет лучше представить работодателю ваши личностно-деловые характеристики. Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий. Имидж – собирательное понятие. Это – облик, то есть та форма жизненного проявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики. Имиджелогия – система различных знаний и умений. Она выступает теоретико-прикладной основой проектирования и использования технологии личного обаяния, научно-технологической дисциплиной современного современного знания о человеке.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение имиджелогии. 2. В чём состоят объект и предмет имиджелогии? 3. Каково место имиджелогии в системе научного знания? 4. Какова роль имиджелогии в обществе? 5. Кто первый ввёл понятие «имидж» в повседневную практику?
Литература 1. Белобрагин В. В., Белобрагин В. Я. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // PR в образовании. – 2004. – № 2. 2. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер. с англ. Т. А. Сиваковой. – М.: Амалфея, 1997. – 208с. 3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Модино Пресс, 1990. 4. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия. Учебное пособие. – М.: Академический проспект, 2007. – 400 с. 5. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научитесь говорить. Твой путь к успеху. Эффективные стратегии для всех типов публичных выступлений.. – М., СПб и др.: Питер, 2004. – 224 с. 6. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное просвещение, 2002. – 576 с. 7. Имиджелогия–2006. Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. – М.: РИЦ АИ, 2006. – 358 с. 8. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 224 с. 9. Криксунова И. Создай свой имидж. – СПб: Лань, 1997. 10. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512 с. 11. Лысикова О. В., Лысикова Н. П. Имиджелогия и Паблик Рилейшнз в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2006. – 168 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|