Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ри _ ра, ля - ля, ли _ля, та -та, ри - ра _ра, яя-ля, ли _ля, на -на_на




Грид-ня, свет, па _я гридля да Ва _ силь.ев _ на.


При определении лаДотональности народных песен нужно знать, что напев не всегда заканчивается на основном опорном тоне лада, но так­же на терцовом и особенно квинтовом звуках основного трезвучия. Не­редко при смещении основного, устойчивого опорного тона напева пес­ня заканчивается на II, VII или V ступени лада:

Ты воспой-ка, ты воспой, жавороночек» народная песня Курской обл.

жа _ во _ ро
но _ чек. гТ\

Ты вос_пон_ка,ты вос_пой воспой жа - во - ро. ^ Быстрее ^ -во


Ты вое _ пой-ка, ты зи.мой, зи-мой на про.га....


На про- га _ лнн - ке.


Встречаются ладово-сложные песенные образцы, в которых перепле­таются многообразные ладовые элементы. Один из таких — сибирская народная песня «Отчего мне тяжко, важко»:

«Отчего мне тяжко, важко» народная песня Омской обл.

Ц Г.

го не мил мне

Вы пои _ ди _ те, при



ди те ко го

то.

ер _ но я лвй

 


45 Некоторые из них использованы Г. Свиридовым в произведении для хора и оркестре «Курские песни».


В ней интересно сочетаются до мажор миксолидийский с дорийским ладом и с «прослойкой» фа мажора натурального.

Нужно отметить, что усложнение ладового языка в русских народ­ных песнях, не случайно и всегда является средством музыкальной вы­разительности.

Лад наиболее богато раскрывается в старинных протяжных народ­ных песнях. В современных песнях ладовая структура более проста. Выразительная сторона музыки современных песен ярче сказывается на мелодическом языке, но не на их ладовой структуре. Чаще всего в современных песнях встречаются натуральный мажор и мвнор, хотя возникают элементы гармонического и мелодического минора, народных диатонических ладов.

Мы уже говорили, что в основе партитуры народных хоровых песен лежит подголосочный полифонический склад музыкального изло­жения. И гармония представляет собой сочетание движения свободно льющихся голосов. Эти сочетания не дают обычных, классических че-тырехзвучных аккордов как фундамента для мелодии. Они образуют своеобразную народную гармонию. Одновременно звучащие голоса со­единяются на опорных звуках в унисоны или октаву. Унисон и есть ис­ходное «зерно» народной гармонии. Хоровые унисоны, образующиеся от сочетания мелодического движения голосов, обладают большой вырази­тельностью, тембровой красочностью и в народном хоровом пении весь­ма употребительны.

Параллельное движение унисон а ми наблюдается весьма часто:

«Раным рано» русская народная песня

Ра _ ныл ра. но., ра - не - шень - ко

В данном примере параллельные унисоны образуются от варьирова­ния одной и той же мелодической попевки. Ладовый устой — звук соль. Движение параллельными унисонами можно наблюдать и там, где воедино сливаются две мелодические линии, также тяготея к единому опорному звуку:

«Не трубушка трубит»
49 ^54 народная песня Воронежской обл.

Выше мы говорили о том, что гармонической основой для опорных звуков в народной песне является унисон.

Для неопорных звуков такой гармонической основой является ин­тервал терции. А трезвучия и септаккорды в народной гармонии рас­сматриваются как производные от терции. Широко используются квар-то-квинтовые созвучия, а также движение параллельными трезвучиями.


Довольно сложные слоговые комплексы и затейливая мелодическая попевка в частушках Великолукской области «Бологовка»:

«Бологовка» частушки Великолукской обл.

5 Умеренно Одна

На.на.на, ри.ра, ля-ля, ли- ля, та -та, ра-ра_ра, ля.ля, ли.ля. На_на.-на,


ди, да не хо - ди ля - ли о -я, да ее - ли я не чер. но _


Кош -ка, бро - ва,


Не хо. чер - но.


ри _ ра, ля - ля, ли _ля, та -та, ри - ра _ра, яя-ля, ли _ля, на -на_на


. ди, да не хо. ди и не сви --бро - ву, чер _ но -бро.ву по _ и -


Щи. щи.


 



ра.ра, ля

 


Особо следует сказать о партитурах песен советских композиторов для русских народных хоров. Народные хоры стремятся петь авторские песни на современную тематику, которые имеют музыкально-стилисти­ческие связи с традиционной народной основой.

Кроме того, народные песни, записанные одно-, двух- и трехголосно в однородных ансамблях, исполняются народными хорами в обработках композиторов и многоголосных партитурах. Оттого народные хоры об­ращаются к композиторам и поэтам для обработки песенных мелодий и текстов. Обработки, как правило, делаются по творческим заказам хо­ров для определенного коллектива. Самое важное заключается в том, чтобы обработка вытекала из музыкально-образного строя песни, со­ответствовала исполнительскому стилю данного областного хора, учи­тывала бы его вокальные возможности.

В лучших авторских песнях и обработках для народного хора нахо­дят свое выражение такие традиционные народно-песенные черты:

Подголосочность как метод хорового распева. На­пример, песни А. Оленичевой в обработках В. Захарова, А. Колосова, С. Аксюка, Е. Калугиной, песни А. Абрамского, В. Левашова, Н. Поли­карпова, Ф. Маслова, Н, Кутузова и других.

Бережное отношение к мелодии и слову в песне, органическая выразительная связь мелодии и слова. Отметим песни В. Захарова «Ой, туманы мои», «Вдоль деревни», песни А. Оленичевой «Белым снегом» в обработке А. Колосова, «Со двора, со дворика» в об­работке Е. Калугиной, «По Барабинским степям» в обработке Г. Лоба-чева, песни Н. Поликарпова «Девичья дума», «Кукует кукушечка», «Ни­чего я с собой не поделаю», песни А. Абрамского «Уж и я ли, молода», «Шуми, шуми,дубравушка»; «Молодка, молодка», «Что горит, горит»! «Ой вы, горушки-горы» в обработке В. Левашова.

Е:?


Не соблюдается определенное количество го­лосов, тем более нет строго четырехголосного изложения. Партитура так же гибка и подвижна, как и во многих народных песнях, например, обработка В. Левашова сибирской народной песни «Сронила колечко», «Эх да вы, поля», песни Ф. Маслова «Колхозная песня о Москве», «Ле­тела гагара»; А. Жирнова — «Наше солнце над нами», «Девичьи при­певки»; «Девчоночка Настёночка», «За Двиной за Северной» Н. Поли­карпова.

Во многих партитурах отражены местные или областные особенности пения. Так, например, лирическая песня Н. Поликарпова «Ничего я с собой не поделаю» написана так естест­венно и певчески удобно, что ее может спеть женская группа любого русского народного хора. Второй ее вариант создан специально для хо­ра Северной песни, где высокие голоса свободно поют во второй октаве. Партитура изложена четырех-, пяти- и шестиголоено, с характерным подголоском в головном регистре, представляющим почти точное дуб­лирование партии нижнего голоса. А это типично для северного много­голосия (см. Нотное приложение, № 10).

Музыкальное обогащение строфической формы хоровой песни. В песне А. Абрамекого «Шуми, шуми, дубравуш­ка» сохранен принцип развития музыкального образа путем вариаци-" онного метода, выводящего песню далеко за рамки строгой куплетно-сти. Ценно и то, что в ней ощущается близость подлинно народной хо­ровой партитуре по характеру мелодики, голосоведению, хоровой фак­туре и т. д., иными словами по стилистике музыкального песенного язы­ка (см. Нотное приложение, № 11).

Вполне закономерно, что народные хоры как выразители песенного искусства своего народа-современника вбирают и новые черты, прису­щие советской песне, впитавшей элементы рабочей, революционной пес­ни, бытового романса, и песенной лирики.

В настоящее время происходит сложный процесс взаимовлияния традиционных средств песенного языка с советской музыкально-песен­ной «стихией». И это — не частное проявление видоизменения, творче­ского переосмысливания национальной песенной речи, а общий путь выкристаллизования новых средств художественного выражения в со­ветской музыке вообще.

В современных авторских партитурах46 русская песенная подголо-сочная полифония меняет свои черты. Что же именно меняется?

Стихотворный ритм приобрел большую четкость, так же как и форма мелодической строфы. Эта черта проявилась уже в творчестве В. Захарова, впервые отразившем актив­ный характер современной русской песни («Песня о России», «Наша сила в деле правом», «Русская красавица»). Песни Захарова — боль­шое музыкальное явление в советском народно-хоровом искусстве. Они на четверть века определили песенный строй, партитуру, звучание хора имени Пятницкого.

Под голосочное голосоведение тесно переплета­ется с аккордсвостью звучания. Заполненность хоровых созвучий, большая функциональная четкость характеризуют современ­ную партитуру народного хора в песнях В. Захарова, К. Массалитино­ва, Ф. Маслова, Н. Кутузова, А. Мосолова, в обработках Л. Шимкова для ансамбля сестер Федоровых и других.

46 Имеются в виду как оригинальные хоровые произведения, так и обработки рус ских народных песен..


Наряду с движением параллельными терциями, дублированными в мужской группе, в голосоведении применяются полные, иногда парал­лельные трезвучия:

«Горят, горят пожары» русская народная песня, обр. В. Захарова


Муж. голоса

58 Не спеша

Септаккорды субдоминантовой группы чаще встречаются в полном виде, септаккорды доминантовой группы — в неполном виде, без тер­ции; VII ступень в миноре обычно употребляется натуральная, поэтому на VII ступени трезвучие строится мажорное, а на V — минорное.

В тех случаях, когда к трезвучию добавляется большая терция, воз­никает большой септаккорд. Заметим, что появляется он в момент осо­бого эмоционального напряжения: во второй строфе песни «Уж ты, по­ле» (см. пример 40), в кульминации песни «Что горит, горит»:

За тебя сваты, ой да, сватаются, Да родной батюшка просватыват, Родна матушка запоручиват, Да отдают тебя во чужой дом.


Мужские голоса

59 Широко


«Что горит, горит» сибирская народная песня, обр. В. Левашова


В вышеприведенном примере из песни «Горят, горят пожары» в об­работке Захарова на словах, «у сокола» также возникает большой септ­аккорд (см. пример 58).

Торжественные, праздничные песни характеризуются маршеоб-разными ритмами, большей простотой метроритма: «Мы.отчиз­ну величаем», «Мы всю выставку прошли» Массалитинова, «Ты лети, лети» Туликова, «Это сделано в Сибири» Левашова, «С добрым утром, Родина моя» Кутузова.

Расширяется ладовая сфера песен. Влияние городской песни сказывается яе только на характере мелодики, «но и на появлении в современных песнях минорного лада — гармонического и мелодиче­ского. Эти лады, как правило, не доминируют в песнях, а даются лишь в элементах: «За околицей» Левашова, «Нечетное число» Лаптева, «Люблю Урал» Шутова, «Любовь моя — Россия» Поликарпова, «Сибир­ский ленок» Кутузова, «За рекою Ворей» Поликарпова, «Проводила меня» Андрея Новикова.

Наряду с основными народно-песенными формами — '.куплетной и куплетно-вариационной, советские композиторы применяют в песнях и


хоровых сочинениях для народного хора трехчастную форму: хоры А. Мосолова на слова В. Бокова, «Моя Россия» В. Мурадели. Интерес­ный образец фуги есть в произведении Ф. Маслова «В честь да во сла­ву»—славица В. И. Ленину. Песенная тема хора развивается в рамках своеобразной формы фуги с трехголосной экспозицией, разработкой, репризой и кодой. Приведем тему фуги:

«В честь да во славу» музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова 60 Широко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...