Ри _ ра, ля - ля, ли _ля, та -та, ри - ра _ра, яя-ля, ли _ля, на -на_на
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Грид-ня, свет, па _я гридля да Ва _ силь.ев _ на. При определении лаДотональности народных песен нужно знать, что напев не всегда заканчивается на основном опорном тоне лада, но также на терцовом и особенно квинтовом звуках основного трезвучия. Нередко при смещении основного, устойчивого опорного тона напева песня заканчивается на II, VII или V ступени лада: Ты воспой-ка, ты воспой, жавороночек» народная песня Курской обл.
Ты вос_пон_ка,ты вос_пой воспой жа - во - ро. ^ Быстрее ^ -во Ты вое _ пой-ка, ты зи.мой, зи-мой на про.га.... На про- га _ лнн - ке. Встречаются ладово-сложные песенные образцы, в которых переплетаются многообразные ладовые элементы. Один из таких — сибирская народная песня «Отчего мне тяжко, важко»: «Отчего мне тяжко, важко» народная песня Омской обл. Ц Г.
Вы пои _ ди _ те, при
45 Некоторые из них использованы Г. Свиридовым в произведении для хора и оркестре «Курские песни». В ней интересно сочетаются до мажор миксолидийский с дорийским ладом и с «прослойкой» фа мажора натурального. Нужно отметить, что усложнение ладового языка в русских народных песнях, не случайно и всегда является средством музыкальной выразительности. Лад наиболее богато раскрывается в старинных протяжных народных песнях. В современных песнях ладовая структура более проста. Выразительная сторона музыки современных песен ярче сказывается на мелодическом языке, но не на их ладовой структуре. Чаще всего в современных песнях встречаются натуральный мажор и мвнор, хотя возникают элементы гармонического и мелодического минора, народных диатонических ладов.
Мы уже говорили, что в основе партитуры народных хоровых песен лежит подголосочный полифонический склад музыкального изложения. И гармония представляет собой сочетание движения свободно льющихся голосов. Эти сочетания не дают обычных, классических че-тырехзвучных аккордов как фундамента для мелодии. Они образуют своеобразную народную гармонию. Одновременно звучащие голоса соединяются на опорных звуках в унисоны или октаву. Унисон и есть исходное «зерно» народной гармонии. Хоровые унисоны, образующиеся от сочетания мелодического движения голосов, обладают большой выразительностью, тембровой красочностью и в народном хоровом пении весьма употребительны. Параллельное движение унисон а ми наблюдается весьма часто: «Раным рано» русская народная песня Ра _ ныл ра. но., ра - не - шень - ко В данном примере параллельные унисоны образуются от варьирования одной и той же мелодической попевки. Ладовый устой — звук соль. Движение параллельными унисонами можно наблюдать и там, где воедино сливаются две мелодические линии, также тяготея к единому опорному звуку: «Не трубушка трубит» Выше мы говорили о том, что гармонической основой для опорных звуков в народной песне является унисон. Для неопорных звуков такой гармонической основой является интервал терции. А трезвучия и септаккорды в народной гармонии рассматриваются как производные от терции. Широко используются квар-то-квинтовые созвучия, а также движение параллельными трезвучиями. Довольно сложные слоговые комплексы и затейливая мелодическая попевка в частушках Великолукской области «Бологовка»: «Бологовка» частушки Великолукской обл. 5 Умеренно Одна На.на.на, ри.ра, ля-ля, ли- ля, та -та, ра-ра_ра, ля.ля, ли.ля. На_на.-на, ди, да не хо - ди ля - ли о -я, да ее - ли я не чер. но _
Кош -ка, бро - ва, Не хо. чер - но. ри _ ра, ля - ля, ли _ля, та -та, ри - ра _ра, яя-ля, ли _ля, на -на_на . ди, да не хо. ди и не сви --бро - ву, чер _ но -бро.ву по _ и - Щи. щи.
Особо следует сказать о партитурах песен советских композиторов для русских народных хоров. Народные хоры стремятся петь авторские песни на современную тематику, которые имеют музыкально-стилистические связи с традиционной народной основой. Кроме того, народные песни, записанные одно-, двух- и трехголосно в однородных ансамблях, исполняются народными хорами в обработках композиторов и многоголосных партитурах. Оттого народные хоры обращаются к композиторам и поэтам для обработки песенных мелодий и текстов. Обработки, как правило, делаются по творческим заказам хоров для определенного коллектива. Самое важное заключается в том, чтобы обработка вытекала из музыкально-образного строя песни, соответствовала исполнительскому стилю данного областного хора, учитывала бы его вокальные возможности. В лучших авторских песнях и обработках для народного хора находят свое выражение такие традиционные народно-песенные черты: Подголосочность как метод хорового распева. Например, песни А. Оленичевой в обработках В. Захарова, А. Колосова, С. Аксюка, Е. Калугиной, песни А. Абрамского, В. Левашова, Н. Поликарпова, Ф. Маслова, Н, Кутузова и других. Бережное отношение к мелодии и слову в песне, органическая выразительная связь мелодии и слова. Отметим песни В. Захарова «Ой, туманы мои», «Вдоль деревни», песни А. Оленичевой «Белым снегом» в обработке А. Колосова, «Со двора, со дворика» в обработке Е. Калугиной, «По Барабинским степям» в обработке Г. Лоба-чева, песни Н. Поликарпова «Девичья дума», «Кукует кукушечка», «Ничего я с собой не поделаю», песни А. Абрамского «Уж и я ли, молода», «Шуми, шуми,дубравушка»; «Молодка, молодка», «Что горит, горит»! «Ой вы, горушки-горы» в обработке В. Левашова. Е:? Не соблюдается определенное количество голосов, тем более нет строго четырехголосного изложения. Партитура так же гибка и подвижна, как и во многих народных песнях, например, обработка В. Левашова сибирской народной песни «Сронила колечко», «Эх да вы, поля», песни Ф. Маслова «Колхозная песня о Москве», «Летела гагара»; А. Жирнова — «Наше солнце над нами», «Девичьи припевки»; «Девчоночка Настёночка», «За Двиной за Северной» Н. Поликарпова.
Во многих партитурах отражены местные или областные особенности пения. Так, например, лирическая песня Н. Поликарпова «Ничего я с собой не поделаю» написана так естественно и певчески удобно, что ее может спеть женская группа любого русского народного хора. Второй ее вариант создан специально для хора Северной песни, где высокие голоса свободно поют во второй октаве. Партитура изложена четырех-, пяти- и шестиголоено, с характерным подголоском в головном регистре, представляющим почти точное дублирование партии нижнего голоса. А это типично для северного многоголосия (см. Нотное приложение, № 10). Музыкальное обогащение строфической формы хоровой песни. В песне А. Абрамекого «Шуми, шуми, дубравушка» сохранен принцип развития музыкального образа путем вариаци-" онного метода, выводящего песню далеко за рамки строгой куплетно-сти. Ценно и то, что в ней ощущается близость подлинно народной хоровой партитуре по характеру мелодики, голосоведению, хоровой фактуре и т. д., иными словами по стилистике музыкального песенного языка (см. Нотное приложение, № 11). Вполне закономерно, что народные хоры как выразители песенного искусства своего народа-современника вбирают и новые черты, присущие советской песне, впитавшей элементы рабочей, революционной песни, бытового романса, и песенной лирики. В настоящее время происходит сложный процесс взаимовлияния традиционных средств песенного языка с советской музыкально-песенной «стихией». И это — не частное проявление видоизменения, творческого переосмысливания национальной песенной речи, а общий путь выкристаллизования новых средств художественного выражения в советской музыке вообще. В современных авторских партитурах46 русская песенная подголо-сочная полифония меняет свои черты. Что же именно меняется?
Стихотворный ритм приобрел большую четкость, так же как и форма мелодической строфы. Эта черта проявилась уже в творчестве В. Захарова, впервые отразившем активный характер современной русской песни («Песня о России», «Наша сила в деле правом», «Русская красавица»). Песни Захарова — большое музыкальное явление в советском народно-хоровом искусстве. Они на четверть века определили песенный строй, партитуру, звучание хора имени Пятницкого. Под голосочное голосоведение тесно переплетается с аккордсвостью звучания. Заполненность хоровых созвучий, большая функциональная четкость характеризуют современную партитуру народного хора в песнях В. Захарова, К. Массалитинова, Ф. Маслова, Н. Кутузова, А. Мосолова, в обработках Л. Шимкова для ансамбля сестер Федоровых и других. 46 Имеются в виду как оригинальные хоровые произведения, так и обработки рус ских народных песен.. Наряду с движением параллельными терциями, дублированными в мужской группе, в голосоведении применяются полные, иногда параллельные трезвучия: «Горят, горят пожары» русская народная песня, обр. В. Захарова
58 Не спеша Септаккорды субдоминантовой группы чаще встречаются в полном виде, септаккорды доминантовой группы — в неполном виде, без терции; VII ступень в миноре обычно употребляется натуральная, поэтому на VII ступени трезвучие строится мажорное, а на V — минорное. В тех случаях, когда к трезвучию добавляется большая терция, возникает большой септаккорд. Заметим, что появляется он в момент особого эмоционального напряжения: во второй строфе песни «Уж ты, поле» (см. пример 40), в кульминации песни «Что горит, горит»: За тебя сваты, ой да, сватаются, Да родной батюшка просватыват, Родна матушка запоручиват, Да отдают тебя во чужой дом.
59 Широко «Что горит, горит» сибирская народная песня, обр. В. Левашова В вышеприведенном примере из песни «Горят, горят пожары» в обработке Захарова на словах, «у сокола» также возникает большой септаккорд (см. пример 58). Торжественные, праздничные песни характеризуются маршеоб-разными ритмами, большей простотой метроритма: «Мы.отчизну величаем», «Мы всю выставку прошли» Массалитинова, «Ты лети, лети» Туликова, «Это сделано в Сибири» Левашова, «С добрым утром, Родина моя» Кутузова. Расширяется ладовая сфера песен. Влияние городской песни сказывается яе только на характере мелодики, «но и на появлении в современных песнях минорного лада — гармонического и мелодического. Эти лады, как правило, не доминируют в песнях, а даются лишь в элементах: «За околицей» Левашова, «Нечетное число» Лаптева, «Люблю Урал» Шутова, «Любовь моя — Россия» Поликарпова, «Сибирский ленок» Кутузова, «За рекою Ворей» Поликарпова, «Проводила меня» Андрея Новикова.
Наряду с основными народно-песенными формами — '.куплетной и куплетно-вариационной, советские композиторы применяют в песнях и хоровых сочинениях для народного хора трехчастную форму: хоры А. Мосолова на слова В. Бокова, «Моя Россия» В. Мурадели. Интересный образец фуги есть в произведении Ф. Маслова «В честь да во славу»—славица В. И. Ленину. Песенная тема хора развивается в рамках своеобразной формы фуги с трехголосной экспозицией, разработкой, репризой и кодой. Приведем тему фуги: «В честь да во славу» музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова 60 Широко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|